Мудрость восточных методик

Пророчество Киплинга

Полезные традиции Востока: как умываются китайцы?

Однажды я узнал от своего друга Юры о том, как умываются китайцы. Они это делают в 4 приема, проводя двумя ладонями с пригоршней прохладной воды по лицу: сначала ото лба — к ушам, затем снизу от подбородка — к ушам, далее омывая сверху вниз нос — к ушам, наконец, закрыв глаза, проводя по ним ладонями в том же направлении — к ушам. Такой подход к процедуре умывания позволяет не так резко, как это обычно делается по-русски, с плесканием и фырканьем, освежиться, а кроме того, что очень важно, способствует предотвращению простудных заболеваний.

 

Работа по определенным зонам лица предполагает обработку соответствующих энергетических каналов и относящихся к ним и имеющих повышенный потенциал энергии особых точек, называемых точками акупунктуры. Природа этой энергетики пока науке неизвестна, есть только предположение, что она имеет электромагнитную составляющую. Впрочем, официальная наука, включая физику, ко всей этой теме относится пока достаточно скептически. Единственное официальное признание этих точек имеется у других представителей научно-технического сообщества — у инженеров, да и то исключительно в прикладном плане, а именно в плане электробезопасности. В официальных инструкциях по электробезопасности есть четкие указания: при работе в электроустановках категорически запрещается касаться точками акупунктуры токоведущих частей электрооборудования. Объясняется это тем, что тело человека в этих точках имеет проводимость (величину, обратную сопротивлению) на порядок и более выше, чем на других участках кожи.

Сеть энергетических каналов представляет собой магистральные пути, по которым течет эта загадочная энергия ци. Сознательное управление человеком данными потоками энергии и называется искусством цигун. Существует великое множество практических методик, по которым можно овладеть этим искусством (в продаже имеется огромное количество соответствующих книг, а в Интернете выложено еще большее количество учебно-методических фильмов). Но существуют некоторые нюансы, которые почему-то нигде не упоминаются. Ведь у китайцев, на самом деле, входным секретом, «ключиком» в какую-либо систему являются достаточно простые принципы. Так обстоит дело и с системой цигун. Согласно тому, что об этом рассказал мне Юра, входным принципом «познания себя» в этом качестве является массаж ключевой точки хэ-гу, которая находится в излучине большого и указательного пальцев каждой руки. Человеку, который сумеет почувствовать энергию в этой точке, откроются и все остальные точки акупунктуры, и вся сеть энергетических каналов в целом…

Наследие Желтого императора: пять стихий

Из предыдущей статьи мы немного узнали о Желтом императоре Хуан-Ди и о том, что в трактате, якобы им написанном, комплексно излагается внутреннее устройство человека в понятиях теории инь-ян, энергетических каналов и концепции пяти первоэлементов у-син. Поговорим немного подробнее о том, как увязаны в едином комплексе эти три подсистемы.

Итак, по концепции у-син абсолютно все природные явления и объекты можно классифицировать, исходя из их принадлежности к одному из пяти классов первоэлементов (стихий): Огню, Земле, Металлу, Воде или Дереву. С другой стороны, каждый объект или каждое явление, независимо от того, к какому классу стихий относится, характеризуется и как совокупность двух противоположных начал инь и ян, «женского» и «мужского» качеств: минуса и плюса, темного и светлого, пассивного и активного, внутреннего и внешнего, твердого и мягкого и т. д.

Применительно к строению человека пять стихий с точки зрения его анатомии и физиологии — это пять его внутренних органов: сердце, селезенка, легкие, почки и печень. Но если эти органы (стихии) рассматривать через призму категорий инь и ян, то каждый из них должен быть объединен в пару с каким-то еще одним внутренним органом, чтобы представлять собой полноценную стихию. Это так в соответствии с традиционной китайской медициной и происходит. Огонь подразумевает «кооперацию» сердца (инь) и тонкого кишечника (ян), Земля — селезенки (инь) и желудка (ян), Металл — легких (инь) и толстого кишечника (ян), Вода — почек (инь) и мочевого пузыря (ян), Дерево — печени (инь) и желчного пузыря (ян).

Связь между парами (в каждой из стихий) осуществляется посредством двух энергетических каналов (меридианов), каждый из которых «руководит» своим органом. Таким образом, на пять первоэлементов по системе у-син приходится десять внутренних органов, а значит, и десять энергетических каналов. Однако в теле человека существует еще одна пара органов (а значит, и еще одна пара каналов), которые связывают их между собой и управляют ими. Это «три обогревателя» (инь) и перикард (ян).

«Три обогревателя» — это орган, который, с одной стороны, вроде бы является условным (виртуальным), а с другой стороны — выполняет реальные функции. Он (тоже условно) состоит из трех частей: из верхнего, среднего и нижнего обогревателей. Функция верхнего обогревателя — суммарно объединять функции сердца и легких, то есть отвечать за распределение крови. Функция среднего обогревателя — обобщать функции селезенки и желудка, то есть отвечать за пищеварение и всасывание питательных веществ. Функция нижнего обогревателя — реализовывать (одновременно) функции печени, почек, тонкого и толстого кишечника, мочевого пузыря, то есть отвечать за фильтрацию жидкостей и за вывод ненужных веществ и избытка влаги.

Перикард представляет собой тонкий, но плотный мешок, в котором находится сердце. Он отгораживает сердце от других органов грудной клетки. Перикард выполняет две функции. Первая его функция — защищать сердце (физически — от механических воздействий и психически — от негативных эмоциональных перегрузок). Вторая его функция аналогична функции сердца — отвечать за работу вегетативно-сосудистой системы, то есть за распределение крови в организме.

Пара «три обогревателя — перикард» тоже относится к стихии Огня. Следует отметить, что все органы инь — сердце, селезенку, почки, легкие и печень — китайская медицина относит к классу «плотных» органов. А вот органы ян — тонкий кишечник, желудок, мочевой пузырь, толстый кишечник, желчный пузырь и перикард — китайская медицина относит к классу «полых» органов. Таким образом, в теле человека функционируют пять пар органов, организованных по принципу «плотный — полый», а одна пара — «три обогревателя — перикард» являет собой связь условного (виртуального) органа с «полым». Итого: в теле человека функционируют шесть пар органов, внутри которых и между которыми осуществляется связь посредством шести пар энергетических каналов.

О сути энергетических каналов и о точках акупунктуры у нас уже велась речь чуть выше. Но стоит, наверное, повториться: это система условных (то есть анатомически не существующих, но реально проявляющихся) магистральных путей или линий связи (наподобие кровеносных сосудов или нервов), по которым течет некая энергия ци, природа которой современной науке пока неизвестна.

Если проводить параллели между цигун и йогой, то китайская энергия ци и индийская прана — это явления одного и того же порядка. Как уже говорилось выше, сознательное управление этой энергией человеком, когда он способен не только направлять ее по тому или иному маршруту, сотканному из каналов, но в состоянии эту энергию наращивать, заимствуя недостающее количество энергии из окружающей среды, и называется практикой цигун.

Все каналы в определенных местах имеют особые точки, которые являются подобием порталов — в них потенциал энергии ци существенно выше, чем в любых других точках магистральных линий, и через них может осуществляться внешнее воздействие на каналы, а значит, и на соответствующие им органы. Эти точки известны в медицине как точки акупунктуры. Воздействие на них может осуществляться методами массажа, иглоукалывания, прижигания или каким-либо иным способом.

Древний Китай и Древняя Греция: две философии

Теперь вернемся к системе у-син и рассмотрим ее несколько шире: не только с точки зрения физкультуры или медицины, но как универсальную систему миропонимания в целом. Ведь концепция пяти первоэлементов у-син универсальна. Как отмечалось выше, она классифицирует абсолютно все природные явления и объекты. Например, через призму этой системы классифицируются пять сторон света (восток, юг, центр, запад, север), пять процессов развития (рождение, рост, зрелость, старость, смерть), пять времен года (весна, лето, позднее лето, осень, зима), пять климатических факторов (ветер, жара, влага, сухость, холод), пять цветов (зеленый, красный, желтый, белый, черный) и т. д.

И вот здесь подступает очень интересный момент, который определяет развилку различных путей, по которым пошло развитие в понимании мира между цивилизациями Востока и Запада. Ведь древнегреческие философы тоже рассматривали различные первоэлементы, которые лежат в основе мироздания. У Фалеса — это вода, у Анаксимена — воздух, а у Платона и Аристотеля, чьи философские воззрения оказали решающее влияние на дальнейшее развитие европейской цивилизации, — это воздух, вода, земля и огонь (Аристотель, в дополнение к Платону, рассматривал еще одну субстанцию — эфир).

Но принципиальным отличием древнегреческих воззрений от древнекитайских по этому вопросу является то, что древние греки свои первоэлементы рассматривали в их буквальном (прямом) смысле, а древние китайцы — как систему критериев, то есть косвенным образом. Ведь у древних греков земля — это действительно земля, вода — это именно вода, огонь — это только огонь и ничего более… А у древних китайцев земля, вода, огонь и так далее — это отличительный признак, помещающий какой-либо объект или какое-либо явление в определенное место системы, характеризующееся определенными функциональными свойствами. Более того, все элементы данной системы, расставленные в круг (в строго определенном порядке), в свою очередь, имеют между собой строго определенные функциональные связи (см. схему).

2016 11 krukov

Схема системы пяти первоэлементов у-син

Первый способ видения проблемы является достаточно простым и, можно сказать, наивным. Второй способ — уже видение более зрелого, системно мыслящего ума.

Европейская цивилизация так и пошла дальше в своем развитии, на сегодняшний день практически выжав из данной парадигмы всё, что можно: от существующих достаточно энергетически затратных технологий — в промышленности до теории начального (первичного) взрыва и ускорителей-коллайдеров — в науке. И, несмотря на впечатляющие успехи, которых достиг Запад в своем научном и технологическом развитии, в научном сообществе со времен дискуссии Эйнштейна с Бором не утихает спор о том, что в науке существуют трудности фундаментального порядка, разрешить которые должны какие-то другие научные идеи. Восток, который не особенно утруждался в последние столетия в части научных и технологических прорывов, принял на вооружение достижения, достигнутые Западом. Использовать свой древний ресурс, базирующийся на системах у-син и цигун, Восток пока решился только в области традиционной медицины (не отвергая западных подходов) и физической культуры (гимнастика, боевые искусства). Применительно к современным технологиям Восток использовал пока только такой свой культурный ресурс, как конфуцианство (в части того, что касается этики труда).

Гимнастика за 8 секунд

Упражнение 1. Его желательно выполнять всем, кто только что встал с постели.

* Исходное положение (и. п.): стоя на месте, без напряжения произвести повороты корпусом влево и вправо. Повороты головой выполняются вместе с поворотами плеч. Руки, висящие свободно, как плети, при повороте корпуса двигаются по инерции дальше, чем сам корпус, выполняя при этом своеобразные захлесты. При повороте корпуса влево левая рука выполняет легкий шлепок по корпусу сзади, а правая — спереди, а при повороте вправо — наоборот. Движения повторяются 6—8 раз.

Это упражнение подготавливает человека (особенно его позвоночник) к выполнению вообще каких-либо движений. А легкие шлепки, производимые руками во время выполнения захлестов, осуществляют своеобразный массаж участков тела, подвергаемых этим шлепкам.

Упражнение 2. «Орел расправляет крылья».

* И. п.: ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль тела (рис. 1).

2016 11 krukov01

* Руки без напряжения поднимаются по бокам на высоту плеч и держатся без напряжения. Кисти рук свободно опущены вниз (рис. 2).

2016 11 krukov02

* Руки уже с некоторым напряжением («взмахом крыльев») (рис. 3) опускаются в и. п.: сначала плечи, вслед за ними — предплечья, а уже потом — кисти рук (рис. 4).

2016 11 krukov032016 11 krukov04  

* Руки снова поднимаются вверх, но уже с напряжением в суставах, особенно в запястьях (рис. 5, 6).

2016 11 krukov05  2016 11 krukov06

Внимание! Далее все движения рук выполняются с напряжением в суставах, особенно в запястьях.

         * Руки сближаются навстречу одна к другой, соединяясь тыльными сторонами ладоней перед собой (рис. 7, 8).

2016 11 krukov07  2016 11 krukov08

* Руки, соединенные тыльными сторонами ладоней, двигаются на себя (к груди) до упора (насколько это возможно), при условии, что ладони рук соединены всей плоскостью тыльных сторон (рис. 9, 10).

2016 11 krukov09  2016 11 krukov10

Внимание! Далее движения рук должны выполняться так, чтобы все их суставы, а значит, и кисти, и предплечья, и плечи, находились в одной плоскости.

* Ладони, соединенные в запястьях, опускаются вниз (рис. 11) и, далее проворачиваясь, занимают положение пальцами к груди (рис. 12).

2016 11 krukov11  2016 11 krukov12

* Руки распрямляются вперед так, чтобы сохранять контакт тыльных сторон ладоней максимально дольше (рис. 13). В итоге этого движения ладони соединяются вместе своими внутренними сторонами (рис. 14).

2016 11 krukov13  2016 11 krukov14

* Ладони, соединенные вместе, приближаются, насколько это возможно, к груди — опять движение «на себя» (рис. 15). Суставы рук (напоминаю) находятся в одной плоскости.

2016 11 krukov15

* Поднимая вверх соединенные вместе ладони и таким образом прокручивая их, опять направляем пальцы рук к груди, как это было в позе, показанной на рис. 11 и 12, но на сей раз ладони соединены своими внутренними сторонами (рис. 16, 17).

2016 11 krukov16  2016 11 krukov17

* Стараясь сохранять (насколько это возможно) контакт внутренних сторон ладоней, выдвигаем их вперед (рис. 18), пока они не рассоединятся, распрямляя при этом руки впереди себя (рис. 19).

2016 11 krukov18  2016 11 krukov19

* Опускаем с напряжением — «взмахом крыльев» (рис. 20) руки вниз, принимая и. п. (рис. 21).

2016 11 krukov20   2016 11 krukov21

        Основными особенностями данного упражнения являются следующие моменты:

1. Движения производятся с напряжением в суставах рук.

2. Контакт ладоней (сначала их внутренней стороной, а затем внешней) максимально дольше сохраняемый.

3. После того как руки приняли позицию «впереди себя», их движения производятся по схеме: на себя — от себя — на себя — от себя.

В результате выполнения данного упражнения руки и весь плечевой пояс становятся полностью промятыми. Прорабатывается и весь позвоночный столб — по нему сверху вниз должно пройти волной движение позвонков, а по всему телу — волна тепла (энергии).

Владимир КРЮКОВ

Продолжение следует

Продолжение. Начало см. в № 10 за 2016 г.