Поэма экстаза

Восторженность и насмешливость, щеголеватая эрудированность и почти детское простодушие — всё это в гиперболизированном виде присутствует в атмосфере рассказа Василия Аксенова «Поэма экстаза» о боксере-супермене Геннадии Мабукине, который раньше был «паровым молотом», а потом стал «художником удара».

У этого рассказа есть прототипы — феноменальный боксер Виктор Агеев, который, выходя на ринг, словно бы превращался в неуязвимое для его противников привидение, и его друг, писатель и журналист Александр Нилин по прозвищу Слон, названный в аксеновском рассказе журналистом Ильей Слоновым.

Так как же состоялась та встреча? И почему Аксенов вдруг решил написать рассказ о спортсмене? На эти вопросы по нашей просьбе отвечает Александр Нилин:

— Шел 1967 год. Агеев тогда выиграл чемпионат Европы, и однажды, не помню уж по какому случаю, мы вместе с нашими друзьями, среди которых были Василий Аксенов и Виктор Агеев, оказались за одним столом в шашлычной на улице Богдана Хмельницкого, которую давным-давно облюбовали журналисты «Советского спорта».

Рецепты садоводов от Литвиной

Вот уже много лет летом на даче я использую несколько оригинальных кулинарных рецептов, о которых узнала от Инны Иосифовны Литвиной, автора книги «Три пользы». Для приготовления блюд в них включаются так называемые «бросовые» части растений или вообще растения, которые обычно не используются в пищу.

Вот, например, настурция. В мае я всегда сажаю это однолетнее растение на самом виду. Ведь его цветки очень украшают сад. Они, как яркие всполохи огня, — желтые, оранжевые и красные — горят в изумрудной зелени, радуя глаз с июля до осенних заморозков. А ведь еще есть листва и стебли — сочные и ломкие. Вот из них-то я, следуя совету Литвиной, и готовлю салат.

Беру две горсти нарезанных листьев со стеблями, горсть измельченной крапивы, немного свежего зеленого горошка. Заправка: 2 ст. ложки сметаны и тертый хрен по вкусу. Можно добавить 1—2 картофелины (отварных и нарезанных кубиками) или 1—2 крутых измельченных яйца.

Летающие леди. Творческий иммунитет

Знакомство это началось с того, что на одном из сайтов в интернете была упомянута недавно вышедшая книга Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд». Автор мне не знаком, а тема — самое то, что мне нужно! Я, опять же с помощью Интернета, приобрела эту книгу и погрузилась в заинтересованное чтение, пытаясь определить, кто же я сама для себя — муза или чудовище или все сразу.

О том, что полезного я обнаружила в книге и что тут же внедрила в собственную практику, расскажу подробно в другом письме. Сначала о самой Яне. Меня так поразила ее судьба, что я поняла: именно о ней надо писать на страницах «ФиС» в первую очередь, размышляя о творческом долголетии и не только. А слова, вынесенные в заголовок этого письма, я встретила в сетевом дневнике Яны Франк буквально на днях.