Истории, рассказанные фотомастером
Людям необходим был праздник...
Фотомастер Николай Волков всю жизнь проработал в газете «Советский спорт», за исключением военных лет, когда он был фотокорреспондентом «Красной звезды». Николай Андреевич прекрасно знал спорт (в молодости он входил в сборную команду велосипедистов своего родного города Дмитрова), и его работы пользовались большой популярностью в предвоенные и послевоенные годы.
Фотографии Н. А. Волкова нам предоставил его сын, спортивный фотокорреспондент Евгений Волков, который тоже много лет проработал в «Советском спорте». Его мы и попросили рассказать об отце.
— Сегодня невозможно даже представить, какие трудности приходилось преодолевать фотографам в 30-е и 40-е годы прошлого века. Чтобы достать, скажем, приличный фотоаппарат (мой отец снимал «Лейкой» с непросветленным объективом), нужно было приложить прямо-таки невероятные усилия, а купить пленку было почти невозможно. Если же кому-то каким-то образом удавалось ее раздобыть, то об этом было лучше помалкивать. Но сейчас-то я могу рассказать, что для этого надо было сначала уговорить киношников «втихую» продать тебе 50—100 метров пленки А-2.
Телеобъективов у отца, конечно же, не было, поэтому он должен был очень близко подбираться к объекту съемки, чтобы сделать достаточно крупный кадр, что порой было небезопасно. Именно из-за этого однажды пострадала моя мама, Мария Ивановна Волкова, которая тоже была фотокорреспондентом «Советского спорта». Тогда во время одного из футбольных матчей знаменитый Всеволод Бобров, атакуя ворота соперников, перелетел через скамейку, на которой сидели фотокорреспонденты, и нанес маме настолько сильный удар бутсами, что пришлось вызывать «скорую помощь».
Ценность отцовских снимков, как мне кажется, возрастает с каждым десятилетием и с каждым годом, потому что, выбирая героев для съемки, он находил именно тех, в ком с наибольшей полнотой выразилась неповторимость времени, которое невозможно реконструировать.
Одним из таких героев стал выдающийся пловец Леонид Мешков. За свою долгую спортивную карьеру он более 30 раз побеждал на первенствах СССР, а на чемпионатах СССР, Европы и мира установил свыше 120 рекордов.
Этот снимок был сделан в 1940 году, когда Леониду Мешкову было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Но мой отец, готовясь к съемке, стремился вовсе не к тому, чтобы в очередной раз показать героя советского спорта. Его заботило совсем другое...
В 1940 году мало кто сомневался в неизбежности войны с фашистской Германией, поэтому мой отец снял Мешкова не на тренировке и не на соревнованиях, а в тот момент, когда Леонид готовился к старту по программе военной подготовки — в брюках, футболке и, разумеется, с винтовкой на спине. К этому снимку, по-моему, очень подошли бы слова из популярной песни тех лет: «Если завтра война, если завтра в поход».
В годы войны Мешков стал разведчиком и однажды спас раненого товарища. Работая одними ногами, он переправил его через реку, хотя во время этого смертельно опасного заплыва тоже был ранен.
Выходит, отцовский снимок в какой-то степени предварил последующие события, героем которых стал великий спортсмен.
Между этим снимком и другим, сделанным в первые дни после победы в Великой Отечественной войне, пролегла дистанция в пять лет. О том, насколько тяжелыми были эти годы, можно догадаться, вглядываясь в лица людей, собравшихся в сквере перед Большим театром, чтобы посмотреть на боксерский поединок.
Бойцы, запечатленные на снимке, одеты совсем не так, как нынешние звезды ринга. Вряд ли они обладали совершенной техникой и высоким тактическим мастерством. Их отличало другое: жажда боя, бесстрашие и способность выкладываться до конца, то есть те качества, без которых невозможно было выстоять ни в годы войны, ни в трудные мирные дни. А для каждого из зрителей этот поединок на ринге стал еще одним поводом для того, чтобы ощутить свою общность со всеми, поверить в то, что самое страшное уже позади и что именно теперь начнется настоящая жизнь.
Людям необходим был праздник, и они его дождались.
Записал Андрей БАТАШЕВ