Уже в самом начале нового сезона владелец «Спартака» Леонид Федун, а затем руководители «Уфы», возмущенные судейским произволом, повлиявшим на исход матчей их команд, публично заявили о своем возможном снятии с чемпионата 2020/2021, если этот беспредел так и будет продолжаться. И как болельщикам, искренне любящим футбол, относиться ко всему этому беспределу арбитров на поле и ВАР, может быть, тоже «сняться», перестать ходить на стадион, не смотреть телетрансляции футбольных матчей? Поделиться своими размышлениями о проблемах с судейством в российском футболе мы попросили экс-арбитра ФИФА Сергея ХУСАИНОВА, о котором Валерий Газзаев сказал: «К великому сожалению, сегодня таких судей у нас в стране просто нет». А широко известный когда-то своей «работой с судьями» тренер Валерий Овчинников уточнил: «Я никогда не скрывал, что давал взятки судьям. Но я знаю только одного нашего арбитра, кто не брал их, — это Сергей Хусаинов».
— Успешным, хорошим арбитром надо быть в день и час, когда проводится матч. Все остальные былые заслуги не помогут, если ты совершил результативную ошибку, тем более преднамеренную. И это — красная карточка самому арбитру, допустившему подобную ошибку. Многие наши сегодняшние арбитры уже давно ее заслужили.
В последние годы, особенно сейчас, с введением системы видеонаблюдения за действиями арбитров в поле, требования к ним повысились. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, нужно не только хорошо знать теорию, но и очень хорошо разбираться во всем, что происходит в игре.
Одной из ключевых проблем в футболе остается единая трактовка одинаковых эпизодов. И только тогда, когда эта проблема будет решена, исчезнет такое, ставшее крылатым, выражение: «Судья продажная».
Мы видим двойной стандарт в трактовке одинаковых эпизодов. В сторону одной команды — вот так вот, а в сторону другой — нет, извините. И конечно, вызывает, мягко говоря, непонимание, когда глава судейского департамента пытается оправдать действия своих подопечных. Из-за судейского разночтения игровых эпизодов можно и не остановить возникшую клубную волну снятия с чемпионата.
Клубы не могут влиять на подготовку арбитров, в ФИФА есть соответствующие циркуляры, не дающие права клубам вмешиваться в деятельность своих судейских корпораций. Значит, надо изменить подготовку и отбор арбитров. Тем более с учетом введения у нас системы ВАР.
А когда этого еще не произошло, в праздничной Москве, во время домашнего чемпионата мира-2018, я был приглашен на одну из пресс-конференций, и немецкий журналист задал мне вопрос, как я отношусь к системе ВАР? Ответил, что в моем понимании видеоассистент судьи в поле должен иметь более высокую квалификацию, но ведь людей с такой высокой судейской квалификацией без соответствующей подготовки, как продукт готовый, не получишь. Поэтому возникает вопрос: «А где их взять?»
Немецкий журналист рассказал тогда, что у них в бундеслиге провели чемпионат, в Кельне оборудовали единую студию на все матчи. Через полтора месяца бундеслига снимает руководителя этой телестудии за коррумпированную составляющую.
У нас уже и судью в поле, и его варовского ассистента на полиграф водят. Как это случилось с Василием Казарцевым и Алексеем Еськовым после скандального стартового матча чемпиона «Спартак» — «Сочи».
Прежде большое значение имела сыгранность судейской бригады, с полуслова, жеста понимали друг друга в принятии того или иного решения. Сейчас игра то и дело останавливается из-за связи с бригадой ВАР. Что и привело к крайне эмоциональной критике Федуна вплоть до снятия «Спартака» с чемпионата. А от судейских руководителей мы слышим о протоколе... Но ведь самое-то главное — чтобы спортивный принцип был соблюден. Протокол появился, когда ВАР только заводили и еще ничего не знали, как можно будет обходить эту технологию. Однако, нет, другой подход, не во славу торжества справедливости.
Будучи действующим арбитром, я недолго возглавлял судейскую коллегию, и меня убрали с этого поста по просьбе моих же коллег за то, что стал инициатором введения электронного назначения судей на матчи.
Приехал на матч «Сатурна» в Раменском — посмотреть, как работает коллега. После игры ко мне подходит очень авторитетный человек: «Что ты там такое задумал?» — «Хочу, чтобы судьи по спортивному принципу выходили на поле». — «Ты чего? Они сами не дадут тебе этого сделать». — «Я же руководитель судейской коллегии». — «Ну, это всё... Пойми, ты этих ребят не собирал, не готовил. Они до тебя пришли в судейство. У них рюкзачки за плечами. С долгами от одной команды и долгами перед другой командой. С этими рюкзачками они в каждом туре и выходят на поле».
Вскоре мой коллега просит: «Поставь меня на игру в Элисте». Я отвечаю, что не могу, у нас программисты это делают. «Назначь, я тебя прошу». — «А что случилось-то?» И он мне в открытую, честно признается: «Мне надо долги собрать». Всё! Я услышал эту теорию от очень авторитетного человека и нашел ее подтверждение на практике.
Вскоре встречаюсь с недавно назначенным главным тренером элистинской команды, с которым был знаком еще со студенческих лет в ГЦОЛИФКе, пересекались мы и вовремя учебы в ВШТ. И он мне говорит, что в Элисту приезжают судьи, требуют вернуть долги. А он им отвечает, мол, я же тогда в команде не работал. Но они настаивают, команда-то всё та же, и долги нужно отдавать. Просит меня поговорить с моими коллегами. Но ведь и я только назначен на свой высокий судейский пост, все эти денежные дела до меня происходили, так что разбирайтесь сами. Мы будем работать по компьютерному назначению судей.
С союзных времен комиссия назначения была фундаментальной платформой, в том смысле, откуда пошла вся эта коррупционность судейского корпуса. Один тренер мне рассказал: «Мы ежемесячно платили где-то по три тысячи долларов. И давали список: этого арбитра — на ту игру, этого — на эту». Вот такая общепринятая практика, потому что, воздействуя на арбитра у себя дома, ты предполагаешь, что точно так же действует твой соперник у себя дома. И вот когда всё это выполняется, мы еще, значит, и судейку отблагодарим.
С введением электронной системы назначения пошли обиды от коллег, потом появилось коллективное письмо с подписями. Меня вызывает президент РФС Вячеслав Иванович Колосков, говорит: «Прочти». Я прочитал, спрашиваю: «Что делать?» И слышу в ответ: «Продолжай работать». Естественно, тут был конфликт интересов, нашли повод, чтобы без шума и суеты убрать меня с высокого судейского поста. Есть спортивный принцип, а есть принцип «свой—чужой». «Пароль знаешь?» — «Да». — «Заходи». — «Нет?» — «Отойди в сторону».
Я к чему веду разговор: нужно определиться с нашим футбольным судейским сообществом. Мы играем по правилам, которые для всех равны, или по правилам, когда для некоторых клубов они еще равнее.
Так и хочется спросить, вы сами-то понимаете, куда привели судейский корпус со своей системой отбора? Почему идет такая негативная критика от болельщиков, от руководителей клубов.
В матче четвертого тура «Уфа» — «Ростов», проигранного хозяевами, известный герой всех наших последних чемпионатов Михаил Вилков сначала показывает желтую карточку в первом тайме уфимцу Кротову, потом удаляет его с поля, услышав от арбитра ВАР Владислава Безбородова о том, что там — красная, за удар соперника открытой подошвой. Но когда ростовчанин Байрамян в конце игры делает в борьбе с соперником то же самое, та же открытая подошва, он наказывается только желтой карточкой, а ВАР не вмешивается в этот равнозначный эпизод.
Главный тренер «Уфы» Вадим Евсеев совершенно справедливо предъявляет претензии к арбитру Вилкову. А тот бежит к нему и за то, что он открыл рот, показывает желтую карточку. Могу предположить, что между ними случались конфликтные моменты в прошлой истории. Но сейчас ты, как арбитр, спровоцировал конфликтную ситуацию. А где же судейская справедливость?
И таких примеров в матчах российского чемпионата хватает с избытком. Действительно, накипело! Надо принимать кардинальные меры. Но опять же, судейские руководители отмалчиваются, не реагируют по горячим следам, чтобы упредить эту волну нарастающих протестов неквалифицированного судейства. Или говорят: «Не-не-не, всё нормально, у нас разные комиссии есть, мы разберемся».
Разберитесь, чтобы не давать повод усомниться в нечистоплотности ваших действий. Или сами отойдите в сторонку. Как в Писании сказано: «Не судите, да не судимы будете».
Футбольные арбитры, о которых болельщики говорят в этом сезоне больше,
чем об иных футболистах и тренерах
Записал Сергей ШМИТЬКО
Разработка расширений Joomla