Наша Наташа

2019 11 malk1Женская красота и волейбол — почти синонимы. А Наталию Гончарову многие считают самой привлекательной. Что не бесспорно. Но это дело вкуса. А вот в том, что она — первый номер российского волейбола, сомнений нет.

В составе сборной минувшего сезона выступали лишь две чемпионки мира далекого 2010 года — Гончарова и Евгения Старцева.

Российский паспорт Наталия получила незадолго до того чемпионата. Хотя уже три сезона отыграла за московское «Динамо». Процесс смены гражданства затянулся по простой причине: перед Олимпиадой в Пекине Гончарову угораздило «засветиться» в квалификации за Украину.

 

Когда я спросил ее, нет ли сожалений по этому поводу, Наташа ответила: «Ничуть. Ведь Украина — это моя Родина. Несмотря на российские корни и гражданство, я по-прежнему ощущаю себя украинкой. Когда попросили помочь украинской команде, долго не раздумывала. К тому же тогда вопрос о моих перспективах в сборной России еще не стоял».

Родом она из карпатского городка Сколе, который ассоциируется в основном с горными лыжами. Могло ли случиться, что именно этот вид спорта стал бы ее уделом? И почему выбор пал на волейбол?

«Вряд ли, при моем-то росте. Хотя кататься на лыжах любила, тем более что других занятий в Сколе не было. Когда я пошла в первый класс, мы переехали в Ивано-Франковск, где было из чего выбирать.

Росли мы с сестрой в семье, где к спорту относились с большим уважением. Мама увлекалась баскетболом, папа и дедушка — легкой атлетикой, бабушка и прабабушка — волейболом, но дальше любительства никто не пошел.

Мы с Лерой сначала плавали, потом теннисом занялись. А в волейбол нас затянул школьный преподаватель физкультуры. Бывший футболист, он обучил нас лишь азам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы в Ровно, куда мы переехали к бабушке, на нас обратил внимание профессионал».

Этим профессионалом оказался Петр Погребняк. Под его началом сестры быстро доросли до высшей лиги чемпионата Украины. В 2005 году дебютировали уже в юниорской сборной, с которой выиграли первенство Европы.

Наташины родители — стоматологи. Однако по указанной выше причине с полным пониманием отнеслись к увлечению дочерей. А у младшей не возникало желание пойти по родительским стопам? «У Валерии такое желание было. Она собиралась даже поступать в мединститут, полагая, что сможет совмещать учебу с волейболом. Я такой вариант никогда не рассматривала. Для себя давно решила: волейбол — это всерьез и надолго».

Наташа считает себя везучей. И благодарна судьбе, что та привела ее в Москву. Причем вместе с сестрой. «Это же просто замечательно — быть рядом с родным человеком, с которым можно поделиться, который тебя понимает. Мы с Лерой не только сестры, а близкие подруги. Живем в одной квартире, ездим на одной машине, домашние обязанности делим пополам. И трудности вместе переносить легче».

Сестры давно уже не живут вместе и не делят одну машину на двоих. И хотя старшая осталась в тени славы младшей, между девушками никогда не пробегала черная кошка.

Помню, в начале 2010 года мы с тогдашним главным тренером женской сборной Владимиром Кузюткиным говорили о предстоящем сезоне. Поскольку контуры сборной еще не определились, он дипломатично избегал авансов, эпитетов, ограничившись перечислением кандидаток.

В числе нападающих (помимо непременных Екатерины Гамовой и Любови Соколовой) фигурировала Гончарова. Когда я попросил дать ей характеристику, он спросил: «А зачем?» — «Собираю материал для размышлений. Восходящая звезда как-никак». — «Рановато. Если уж писать, то о тандеме Кошелева—Гончарова».

К тренировкам в сборной Наташу начали привлекать годом раньше. Как прошла адаптация? «Ничего похожего на дискомфорт не испытывала. Неплохо знала большинство подруг по команде. И доброжелательная атмосфера располагала.

Понятно, пришлось привыкать к другому режиму, вникать, чего от тебя добиваются новые тренеры. Но это всё рабочие моменты. В той обстановке, которую создал в сборной Владимир Иванович, даже самые жесткие требования не вызывали внутреннего сопротивления».

В ходе победного чемпионата мира, наблюдая из-за бортика токийской арены «Йойоги» игры нашей команды, общаясь с волейболистками, приходил к выводу: а ведь что-то в рекомендации Кузюткина есть.

В итоге написал двойной портрет молодых нападающих, озаглавив его «Коша и Гонча» (так их прозвали в команде). И больше уже к ним не возвращался. Не потому, что не было поводов. Просто не люблю катиться по накатанным рельсам...

Свой первый чемпионат мира Гончарова провела в глубоком запасе. Ее выпускали эпизодически. Исключением стала полуфинальная встреча с командой США, на который ее заявили в стартовом составе. После нелегкой победы над обладательницами Гран-при я первым делом поздравил Наташу с полноценным боевым крещением. А когда команда подтягивалась к автобусу, стал свидетелем такой сцены: Кузюткин, вынырнув из-под трибуны, направился прямо к ней, по-отечески приобнял, отвел в сторонку и что-то сказал такое, от чего Наташа просветлела лицом.

А сезоном позже ей пришлось работать уже по полной программе. С задачей она вполне справилась, став лучшей нападающей предварительного раунда Гран-при, а в общем зачете войдя в тройку самых результативных игроков (опередив даже Гамову).

Но индивидуальные достижения на блеклом командном фоне, по мнению Гончаровой, внимания не заслуживали. Она вообще избегала тогда тему личных амбиций.

«Предпочитаю трезво смотреть на вещи. Думаю, лучше себя недооценивать, чем переоценивать. Это помогает распознавать и исправлять ошибки. И не только на площадке. Я знаю свои недостатки и не скрываю их. Если ты не способен к анализу, развития не будет».

В августе 2012 года эта фамилия исчезла из волейбольных протоколов. Появилась другая — Обмочаева. Наташа вышла замуж за Алексея Обмочаева, либеро казанского «Зенита» и сборной, завоевавшей в Лондоне олимпийское «золото».

Он умел не только хорошо играть, но и красиво ухаживать. А предложение руки и сердца сделал в новогоднюю ночь сразу после боя курантов.

«Я согласилась, но свадьбу решили сыграть уже после Лондона, поскольку оба готовились к Олимпиаде. Полноценного медового месяца у нас не получилось. Удалось две недели отдохнуть на Кипре, а потом мы разъехались по своим клубам».

После чего молодожены целый год жили в разных городах. Наташу такой расклад не устраивал. Она, как добропорядочная жена, взяла фамилию мужа, хотя своя ей нравилась гораздо больше. «Ты что, с луны свалилась?! Какая еще Обмочаева? — возмущались подруги. — Зачем тебе брать такую смешную фамилию?»

Гончарова не послушала. А у мужа, по свидетельству очевидцев, после триумфа на Олимпиаде явно закружилась голова. Он стал нарушать режим, халтурить на тренировках, вступил в конфликт с главным тренером «Зенита» Владимиром Алекно. В результате Алексей перешел в московское «Динамо». Жена только обрадовалась — семья наконец-то воссоединилась!

Однако каждый привык тянуть одеяло на себя. Два лидера не ужились. К тому же Наташа не очень любила готовить, так что муж нередко оставался голодным. Гладить ему рубашки она тоже не привыкла. Короче, семейная лодка вскоре разбилась о банальный быт. Проблема была еще и в том, что у Гончаровой рост — 196 сантиметров, а у Обмочаева — лишь 188. Явная нестыковка!..

На память о браке у нее остался шарпей Бахус. «Когда уезжаю в другие города, отдаю Бахуса сестре или подруге. Няня, которую я однажды пригласила, ему категорически не понравилась, он сразу сбегал. На улице пес становится неуправляемым. Я зову его, а он даже не оборачивается. Но я всё равно его люблю».

В июне Наталии Гончаровой исполнилось 30 лет. Звонких титулов у нее хоть отбавляй: чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, пятикратная чемпионка России. После ухода из спорта Екатерины Гамовой именно Гончарова стала новым лидером женской сборной России. И продолжает им оставаться.

Сколько это будет длиться, одному Богу известно. Волейбол — пластинка долгоиграющая. То, что у национальной команды есть надежная опора, это хорошо. Плохо другое — что Гончарову некому поддержать. Затянувшаяся смена поколений так и не высветила звезд такой же степени яркости. Не будет её, сборная и вовсе рискует остаться у разбитого корыта...

Евгений МАЛКОВ