Мудрость восточных методик
Пророчество Киплинга
Полезные традиции Востока: как стирают белье китайцы?
В цивилизованных странах мира в настоящее время для стирки белья используются стиральные машины-автоматы, которые не требуют от человека никаких особых усилий. Это, несомненно, касается и китайского народа. И тем не менее в отдельных деревнях, а, возможно, и в некоторых семьях горожан, полагаю, сохранена древняя традиция стирать белье, помещенное в большой таз или корыто, ногами. Об этом способе стирки белья мне рассказал всё тот же мой друг Юрий, который в детстве обучался искусству у-шу у соседа-китайца, которого все звали дядей Ваней. Тема стирки белья у нас возникла в разговоре, когда я спросил Юру об его успехах в освоении у-шу по сравнению с успехами двух сыновей-китайчат дяди Вани, вместе с которыми Юра и обучался. Мой друг с сожалением признался, что китайские мальчики продвигались в обучении более успешно, ведь их отец относился к их учебе более требовательно и строго. Эта строгость предполагала, в числе прочего, и разного рода наказания, которые дядя Ваня применял к своим сыновьям, но не мог позволить себе их использовать по отношению к соседскому русскому мальчику.
Система наказаний состояла в основном из дополнительных видов домашних работ, в том числе и стирки белья ногами. А многие виды домашних работ представляли собой одновременно и дополнительные физические упражнения, входящие в методику обучения. Например, подметание двора, мытье полов, рубка дров и тому подобные домашние работы, выполняемые в определенном ключе с определенной установкой, отлично накладывались на курс обучения в целом. Это касалось и стирки белья: интенсивная работа ногами способствовала их укреплению и развитию функциональных качеств, что очень важно в у-шу, где на ноги ложится значительная часть действий, связанных с перемещениями, выполнением ударов, блоков и с прочими моментами боя. Китайские мальчики, ставшие со временем юношами, в итоге несколько опередили Юру в своем семейном искусстве у-шу, что, впрочем, не помешало им оставаться друзьями даже после их отъезда из Советского Союза в Китай.
Знак инь-ян: символ и график
Наверное, знак инь-ян знаком очень многим. Он является, например, центральной фигурой на государственном флаге Республики Южная Корея, что характеризует приверженность этого государства своим древним историческим традициям. Да и вообще этот знак широко используют везде в мире, где только надо и не надо: в качестве логотипов, расписных изображений на посуде, абажурах, люстрах, футболках, но особенно часто — на различных плакатах и баннерах в помещениях, где тренируются или проводятся соревнования по восточным единоборствам. Этот знак символизирует объединение и взаимодействие категорий инь и ян. Или, говоря классическим языком западной философии, — один из основных принципов диалектики: единство и борьбу противоположностей. Поэтому его можно назвать символом диалектики.
Однако знак инь-ян не только символ, но и график, причем это будет более правильное его определение. Во-первых, потому, что он есть результат соединения двух идеограмм — монад, отражающих, расположенных в определенном круговом порядке триграмм, два состояния Неба (Вселенной) — в прошлом и в настоящем (они показаны на соответствующих рисунках). Во-вторых, потому, что все линии, очерчивающие его контур (как внешнего круга, так и внутреннюю границу между половинками инь и ян), являются одновременно и траекториями основного (базового) движения руками и ногами бойцов восточных единоборств.
График инь-ян: боевое применение
Каким образом в результате сочетания триграмм прежнего и нынешнего неба выводится математически сам график инь-ян, остается загадкой составителя этого единого графика — легендарного родоначальника китайской династии Чжоу Вэнь-вана, жившего в XII веке до нашей эры. Многочисленные усилия синологов, а также специалистов по этой теме в самом Китае прояснить закономерности в расположении триграмм по Вэнь-вану, а тем более математическое составление самого графика положительных результатов пока не принесли.
А вот в боевых искусствах этот график получил теоретическую ясность и прикладное применение: для китайских мастеров по внутренним стилям у-шу (тай-цзи, ба-гуа, син-и) всё ясно, понятно и объясняется без привлечения математических расчетов (например, в трактатах у знаменитого мастера Сунь Лутана). Все движения бойцов восточных единоборств, независимо от их принадлежности к той или иной школе, выполняются в соответствии с графиком инь-ян. Именно этим (но не только) отличаются восточные единоборства от всех прочих, вроде бы близких им по характеру действий рук и ног (американский кикбоксинг, французский сават, бразильская капоэйра), но не имеющих в своей основе графика инь-ян.
Действия бойца восточных единоборств вне структуры графика инь-ян, что постоянно наблюдается на соревнованиях, в том числе самого высокого уровня, означают определенную профанацию стиля, который он представляет: ни каратэ, ни кунг-фу, ни тхэквондо, ни другие восточные единоборства не предполагают действия в боксерском ключе челночных прыжков. Эти прыжки хороши именно в боксе, где предусмотрена только техника рук. С их помощью осуществляется синхронизация всех действий боксера. А в восточных единоборствах синхронизация действий рук и ног осуществляется руками — в рамках графика инь-ян.
Суть этих действий, если излагать очень кратко, такова. Представьте себе, что график инь-ян, нарисованный на ватмане максимального формата (А0), висит у вас на стене, и вы начинаете, стоя к нему лицом и выставив вперед одну руку, скажем, левую, как бы обводить указательным пальцем «дельфинов» («китов») графика. Начинается движение (прорисовка) в верхней точке А (отмеченной на рисунке графика), где сходятся хвост черного и голова белого «дельфинов». Проведя пальцем по границе, разделяющей этих двух «дельфинов», то есть через середину круга, вы, дойдя до нижней точки Б (тоже отмеченной на рисунке графика), где сходятся голова черного и хвост белого «дельфинов», продолжаете прорисовку белого «дельфина», завершая ее в том месте, откуда прорисовку начали, — в верхней точке А.
Таким образом, одного «дельфина» вы нарисовали. Теперь необходимо нарисовать черного «дельфина». Для этого, снова через центр круга, продолжите движение левой ладонью, но когда вновь дойдете до его нижней точки Б, поведите ладонь не влево, как в первый раз, а вправо, чтобы завершить прорисовку уже черного «дельфина». Прорисовка графика инь-ян левой рукой завершена. Вы дважды замыкали «дельфиноподобные» петли, каждая из которых содержит в себе 360º. Таким образом, прорисовка всего графика инь-ян предполагает совершение движений ладони по кривым траекториям, суммарно содержащих в себе 720º.
Повторите такие же действия правой рукой (это уже будет не так сложно, как левой), но вот только график инь-ян в данном случае выглядит как зеркальное отображение, по отношению к графику, изображенному на предыдущем рисунке.
Следующим этапом прорисовки графика инь-ян будет одновременная работа рук, когда обе руки — правая и левая — движутся синхронно, то есть находясь постоянно в одной фазе траектории движения. Начальной точкой движения обеих рук также является верх графика. Дыхание при этом парадоксальное: вдох (через нос) — когда руки опускаются вниз, выдох (через рот) — когда руки поднимаются вверх.
Самым важным и в то же время самым сложным моментом работы в структуре графика являются такие действия руками, при которых сдвиг по фазе их движения составляет 360º. На следующем этапе обучения к действиям рук подключаются и действия ног, а далее — всего тела бойца. Однако объяснение действий в этом режиме, к сожалению, возможно только в процессе реальных тренировок в спортивном зале.
Способов выполнения такой «прорисовки» графика великое множество. Все они реализуются в рамках 3—5 тактов действий, как того требует китайская концепция пяти первоэлементов у-син. Более того, именно короткие боевые ката (комплексы боевых приемов различной сложности) из 3—5 тактов действий, выполняемые в структуре графика инь-ян, и составляют основной технический арсенал большинства школ кунг-фу, бережно сохраняемых и бдительно охраняемых от посторонних глаз.
Важной особенностью, специфической «хитростью» реализации полной схемы «прокручивания» знака инь-ян заключается в том, что заучивание всей схемы движения производится на постепенно уменьшающихся амплитудах со всё возрастающей частотой. Результатом такой технологии становится настолько качественное, «железобетонное» запоминание одной-единственной, но универсальной схемы, что появляется возможность ее прочтения как «вслух», так и «про себя». То есть какие-то участки графика воспроизводятся реально, а какие-то как бы «проглатываются». Но «прорисовка» всего графика осуществляется полностью.
Этот момент — полное, циклически возобновляемое «чтение» («вслух» или «про себя») всей схемы графика инь-ян — является принципиальным отличием в методике обучения кунг-фу от всех других видов единоборств, где в течение длительного времени (месяцы, годы) производится наработка различных приемов, с тем, чтобы уметь их адекватно применять в реальной схватке.
А в кунг-фу основным, центральным моментом обучения является только одна структура действий — график инь-ян, который всегда адекватен.
Такой подход исключает необходимость сначала искать, а затем извлекать из заложенной в память «библиотеки» выученных приемов тот самый единственный, который наиболее применим в какой-то конкретной боевой ситуации — нужный прием, считанный «вслух» из графика инь-ян, всегда под рукой. Делаем вывод: система управления базой данных (СУБД) в у-шу (кунг-фу) в корне не такая, как СУБД в прочих видах единоборств планеты. Она и проще, и гораздо эффективнее.
Гимнастика: «Кручение чаш»
В прошлом номере журнала я рассказал об упражнении «Разведение сфер», которое является подготовительным к упражнению «Кручение чаш» и делается с ним в связке.
Выполнение этих двух упражнений позволяет человеку мягко размять не только верхнюю часть своего корпуса и руки, но и привести в порядок свой позвоночный столб.
Кроме того, «Кручение чаш», выполняемое в разных режимах (по нарастающей сложности), способствует улучшению координации движений человека, а значит, и улучшению его мыслительных способностей (скорость мышления, сообразительность, память), так как одно тесно связано с другим.
«Кручение чаш» имеет также еще одну замечательную особенность: оно является одним из методов в освоении движений руками в соответствии с законами графика инь-ян.
1.Упражнение «Кручение чаш — обычный режим».
Ноги в этом упражнении при многократном (8—10 раз) вращении рук (рис. 1—8) из положения на ширине плеч постепенно раздвигаются (что не обязательно) до стойки «всадника» (когда ноги расположены достаточно широко — примерно 1,5 ширины плеч, но голени при этом перпендикулярны полу), а затем снова сдвигаются.
В этом режиме обе руки, когда они уже находятся в верхнем положении (рис. 4), двигаются по направлению — с лба на затылок. Если вам сложно будет осваивать это движение сразу обеими руками, то я бы вам посоветовал попробовать это действие произвести сначала одной рукой, а затем другой. Можно при этом положить в руку какой-нибудь небольшой небьющийся предмет (ластик, камешек, спичечный коробок) или даже реальную пиалу с водой. Но боюсь, что вода на начальном этапе обучения будет разлита, а пиала — разбита. Поэтому лучше не рисковать.
Основные условия для успешного выполнения упражнения. Руки не должны быть напряженными. И совсем не обязательно, чтобы ладони непременно занимали строго горизонтальное положение. При подъеме во вращательном движении рук вверх желательно, чтобы между плечами и предплечьями был угол немного больше прямого.
Внимание! Дыхание в данном упражнении (в отличие от подготовительного упражнения «Разведение сфер») парадоксальное: когда руки поднимаются вверх — выполняется выдох (через рот), а когда руки опускаются вниз — вдох (через нос).
2. Упражнение «Кручение чаш — обратный режим».
После освоения предыдущего упражнения можно попробовать прокрутить «чаши» в обратном направлении — с затылка на лоб, в той же, как в упражнении 1, последовательности: сначала одной рукой, затем — другой рукой, потом — обеими руками.
Владимир КРЮКОВ
Продолжение следует
Продолжение. Начало см. в № 10—12 за 2016 г.; № 1 за 2017 г.