Какой голос у здоровья?
Готовясь к 90-летнему юбилею нашего журнала и перелистывая его подшивки, мы лишний раз убеждаемся в том, что он был пионером в деле популяризации оздоровления средствами физкультуры и природы, рассказав подробно практически обо всех ныне известных системах укрепления и восстановления здоровья. Однако, как выяснилось, за нами остался большой долг перед читателями. Речь о физвокализе, материал о котором был опубликован в № 12 «ФиС» за 1995 год. Это интервью Николая Ивановича Александрова с создателем системы Анатолием Ивановичем Поповым, председателем Центра «Шаляпинский театр» и Экспериментального творческого объединения любителей вокального искусства и сценической речи «Голос». Тогда Анатолий Иванович рассказал нашим читателям о сути созданной им оздоровительной системы, о тех уникальных возможностях, которыми она обладает. А нам обещал в ближайшем будущем написать об упражнениях физвокализа так, чтобы любой желающий смог их освоить. Но, к сожалению, что-то тогда помешало воплотить эти планы в жизнь.
И вот теперь благодаря Валерию Петровичу Иванову, председателю оздоровительного клуба «Движение» подмосковного города Ногинска и нашему постоянному автору, который осваивает вместе со своими одноклубниками эти упражнения, у нас появилась возможность познакомить с ними и читателей «ФиС». Но начнем мы большой разговор о физвокализе с повторения пройденного. Итак, интервью А.И. Попова, данное журналу в 1995 году.
Имея еще в детстве хороший сильный голос, Анатолий Иванович Попов мечтал стать певцом. Он окончил музыкальную школу по классу вокала. Казалось бы, все шло хорошо, но болезнь — туберкулез лимфатических узлов — трагически меняла планы. Вместо чистых звуков раздавались только хрипы. Приговор врачей был суров: «Вы не только петь, говорить-то скорее всего не сможете. Вам нужно смириться со своей участью». Но не с его характером отступать. Изучая биографии лучших певцов, Попов обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильных голосов, как правило, имели крепкое здоровье. Тогда-то, после долгих лет поиска, и осенила мысль вернуть голос путем укрепления физического здоровья, тренировки своих мышц. Не сразу все оформилось в стройную систему. Идея была совершенно новой и оригинальной. Требовалось время для ее проверки. Первые эксперименты проведены на самом себе. Огромный целеустремленный труд завершился чудом: окрепло здоровье и вернулся пропавший голос. Попов снова стал петь. Голос становился все чище и сильнее. Тембр, окраска голоса и его сила были тем лучше, чем больше мышц включалось в его образование. Проявила себя и обратная связь. После правильно исполненной партии в мышцах возрастала энергия, сила вместо усталости. Басы укрепляли мышцы нижней части туловища, чем выше была нота, тем эффективнее она сказывалась на более верхних мышцах тела.
— Так что же все-таки представляет собой физвокализ? — спросил я Анатолия Ивановича.
— Физвокализ — это способ оптимизации межмышечной координации биоакустического резонанса в организме человека, — ответил он.
Суть этой непростой фразы, как выяснилось в дальнейшем разговоре, в том, что, подбирая определенным образом упражнения для групп мышц, можно направленно воздействовать на голос, корректировать его, приводя в гармонию с физическим состоянием человека.
Источником звука служат колеблющиеся от воздуха голосовые складки (связки). Они могут совершать от 80 колебаний в секунду до 10 тысяч и даже больше. На высоте голоса сказывается их длина. У женщин она в среднем 18— 20 миллиметров, у мужчин — 20—22. Потому женские голоса выше мужских. Сила же голоса определяется величиной амплитуды колебаний, напряжением голосовых связок и мощностью выдоха, который, в свою очередь, зависит от жизненной емкости легких и силы дыхательной мускулатуры.
На тембр голоса, на его окраску большое влияние оказывают верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух, а также нижние резонаторы — трахея, бронхи, легкие. У каждого из нас эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса наши так индивидуальны, так несхожи между собой.
Здесь не учитываются патологии названных органов у заядлых курильщиков и алкоголиков. Их голоса зачастую обезличиваются.
А как сильно меняется наш голос в зависимости от психоэмоционального состояния! Вы получили радостное сообщение, вас буквально распирает поделиться своей радостью с близким человеком — голос звучит громко и весело. Неприятность, беда делают ваш голос глухим, сдавленным. Какие разные чувства и оттенки способен передать, человеческий голос: нежность и ласку, гнев и ненависть, насмешку и даже улыбку!
Голос меняется и от состояния нашего тела, даже отдельных его частей. Еще в 1899 году французский ученый А. Кастекс отмечал, что когда булочник месит руками тесто, то голос у него становится хриплый: устали руки — устала гортань.
— На работу мышц гортани, — говорит Анатолий Иванович, — влияет почти весь организм. Человек вытягивает носок ноги — возникает спазм в гортани, поднимает тяжесть — то же самое. Спазм гортани нарушает дыхание и, вполне естественно, сказывается не только на голосе, но и на всех физических показателях человека. Специалисты обнаружили, что спазм гортани резко снижает результативность спортсменов, влияет на работоспособность людей разных профессий.
Анатолий Иванович пришел со своей методикой физвокализа в команду по академической гребле, когда та была далека от первых мест. В результате работы по межмышечной координации и постановки правильного дыхания у спортсменов при больших нагрузках спазмы прекратились, и вскоре команда стала чемпионом страны. Аналогичная наработка оказалась полезной и в команде по пулевой стрельбе МП-8 общества «Динамо». Без хорошей координации мышц проявлялся тремор пальцев. «Десятка» в этом случае для стрелка была лишь мечтой. И здесь с помощью методики Попова успешно готовились чемпионы по пулевой стрельбе. Таких примеров в спорте можно, привести много. Жаль только, что большинство тренеров еще не поняли пользы новой методики.
— На кого еще, кроме спортсменов, ориентирована система физвокализа?
— Человек — это биоакустический орган, настраивающийся и управляемый мышцами. Если мышечная координация не оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для собственного организма и слушателей. Мы в таких случаях говорим о «вирусе» в голосе. Отоларинголог Юджин Батц, обследовав группу молодых певцов-профессионалов рок-музыки, обнаружил у них травматический ларингит и уплотненные узелки на голосовых связках — последствия неумеренного форсирования голоса, диких взвизгиваний и нарочитого хрипения. Кроме того, выявились и расстройства работы желудка, печени и других внутренних органов.
Певцу физвокализ помогает понять, что такое красивый голос, почему он располагает к себе слушателей, а голос, пораженный «вирусом», слушать вредно, особенно если он многократно усилен от микрофона.
Весьма полезна эта система и для преподавателей самых различных учебных заведений. Заболевания горла у них особенно часты. В большинстве случаев причина в неправильной постановке голоса и дыхания во время речи. Страдает при этом и усвоение материала учащимися. Когда у преподавателя визгливый голос, с надрывом, ученики просто автоматически отключаются от слушания. Стоит ли говорить о значении голоса для дикторов и ведущих телерадиопрограмм? В бизнесе, в деловых отношениях голос тоже играет значительную роль. Да и на бытовом уровне, например, в семье, как нигде, нужны сердечные тона. Даже при создании семьи, при подборе пары голос следует учитывать.
— Судя по вашему рассказу, система физвокализа полезна не только певцам, но и всем людям, независимо от рода их деятельности.
— Безусловно. Ведь наша главная задача — укрепление здоровья человека. Физвокализ нормализует многие физиологические и психофизические процессы. Особенно благоприятно действует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, стимулирует перистальтику кишечника. Наша методика помогает освободиться от гиподинамии, увеличить умственную и физическую работоспособность, восстановить организм после различных видов усталости, повысить сексуальные возможности, отдалить и смягчить климактерический период женщин, уменьшить свой биологический возраст. При этом повышается эмоциональный тонус, улучшается музыкальная память, восстанавливается врожденная физиологическая потребность в пении.
После рассказа Анатолия Ивановича мне становятся понятными принятые в Центре выражения: «Пой грудью!», «Пой спиной!», «Пой животом!» и другие. Это команды по подключению к звукообразованию тех или иных групп мышц.
А как же быть тому, кто не может посещать школу физвокализа?
Во-первых, мышцы следует систематически нагружать и тренировать. Чем больше групп мышц задействовано в тренировке, тем шире голосовой диапазон, тем больше красок в тембре голоса. Во-вторых, прислушиваться к хорошо поставленным голосам, сравнивая их со своим голосом. Стремиться совершенствовать свой голос не только в пении, но и в речи. Замечено интересное явление: когда мы слушаем чей-либо голос, наши голосовые складки (связки) вибрируют в унисон звукам поющего или говорящего. В-третьих, работать над улучшением своего дыхания, над расширением диапазона экскурсии грудной клетки. Не забывать о правильной осанке.
Физическая культура и пение, как видим, тесно связаны между собой. В школах за последнее время пение, как учебная дисциплина, уже не ведется. А жаль, ведь это в значительной степени повлияло бы и на речь. Она стала отрывистой, резкой. Мы настолько торопимся, что многим уже «некогда» заниматься зарядкой и даже нормально произносить слова. Мы их искажаем. Вместо окончания «ние» говорим «нье»: желанье, сомненье, терпенье и т.д. Исчезают протяжные «и-и-и», «е-е-е», «о-о-о» и другие звуки. Хотя известно, что русская и украинская речь всегда была напевной, протяжной. Сокращая гласные в словах, мы не только лишаем речь напевности, но и вредим своему здоровью. Установлено физиологическое воздействие протяжно произносимых звуков на органы и отдельные части тела.
Так звук «о-о-о-о» благотворно воздействует на вегетативные центры продолговатого мозга, полезен при заболеваниях, связанных с головокружениями, нарушениями походки, при вегето-сосудистой дистонии, оздоровляет сердце, печень и желудок.
Звук «а-а-а-а» стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоровляет руки и ноги.
Звук «и-и-и-и» активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «у-у-у-у» усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
Звук «м-м-м-м» с закрытым ртом стимулирует лобно-теменную область мозга, снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Сложное протяжно произносимое сочетание «о-о-у-у-у-м-м-м-м» через вибрации всех отделов мозга комплексно оздоровляет все органы и системы. Оно эффективно помогает от храпа, укрепляя мягкое небо и голосовые связки.
Весь набор различных звуков входит в протяжное мелодичное пение. Не случайно у всех народов хоровое и сольное пение входило в различные обряды с древнейших времен. Оно принято в храмах большинства религий. Это не только создает определенный настрой у людей, но и оздоровляет их.
Система физвокализа, включающая в себя работу мышц и голоса, — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств, что очень актуально в нынешние времена.
Николай АЛЕКСАНДРОВ