Чтобы звездочки становились звездами...
Разговор о проблемах детского спорта, который начал Михаил Толпегин в своей статье «Почему гаснут хоккейные звездочки?» (№ 3 «ФиС» за 2010 г.) задел за живое многих наших читателей, которые очень близко к сердцу приняли провал нашей олимпийской сборной в Ванкувере, связав его с серьезнейшими просчетами в подготовке юных спортсменов.
«Проблемы, отмеченные в статье Михаила Толпегина «Почему гаснут хоккейные звездочки?», вызвали во мне бурный отклик, так как я постоянно сталкиваюсь с ними, являясь отцом ребенка, тренирующегося в одной из «элитных» хоккейных школ олимпийского резерва, — пишет нам москвич Станислав Потемкин. — Считаю, что поднятые вами вопросы крайне актуальны и потому хочу принять участие в обсуждении данной темы».
Думаем, что особую значимость «данной теме» придает начавшийся чемпионат мира по хоккею, где многое будет зависеть и от молодых звезд, и потому с удовольствием предоставляем слово Станиславу Потемкину, который, как нам кажется, хорошо знает, что мешает юным звездочкам полностью реализовать себя и стать звездами.
Уважаемая редакция! Проблемы, отмеченные в статье Михаила Толпегина «Почему гаснут хоккейные звездочки?», вызвали во мне бурный отклик, так как я постоянно сталкиваюсь ними, будучи отцом ребенка, тренирующегося в одной из «элитных» хоккейных школ олимпийского резерва. Считаю поднятые вами вопросы крайне актуальными и потому хочу принять участие в обсуждении данной темы.
Прошедшей осенью мой сын пошел учиться в 1-й класс общеобразовательной школы. К этому времени за его плечами было несколько тысяч километров, накатанных на льду СДЮШОР за два года тренировок, проводимых пять раз в неделю.
Совместить занятия спортом с учебой в школе оказалось трудновыполнимой задачей. Проблемы начались в тот самый момент, когда мой сын получил расписание тренировок, в котором никак не учитывались другие его интересы и обязанности. О том, чтобы скорректировать режим тренировок с учетом школьной нагрузки, никто, видимо, и не думал. А ведь именно первоклассники начинают участвовать в выездных играх и турнирах, которые не всегда проводятся в дни школьных каникул. Дети поставлены в такие условия, когда они должны либо регулярно отпрашиваться с уроков, либо пропускать тренировки. Все это возможно, но только до определенного предела. Если ребенку всего лишь семь лет, то его спортивные перспективы еще совершенно неясны. Тем не менее родителей ставят перед выбором: или нормальное образование, или спортивная карьера. Вот только профессиональные спортсмены выходят из спортивных школ в мизерном количестве, а армия людей с низким уровнем образования беспрерывно пополняется.
Другой особенностью процесса спортивного обучения является его направленность не на подготовку будущего хоккеиста, а на получение сиюминутного результата. Основное мерило качества работы детского тренера (даже в группах предварительной подготовки) — количество выигранных матчей. Упор же делается на физическое состояние детей и их функциональную подготовку, техническая же составляющая отходит на второй план. При этом все внимание уделяется двум третям командного состава, который именно в данный момент способен приносить результат. Дети, не дотягивающие пока до «круга избранных», не только лишаются игрового времени, но и практически остаются за бортом тренировочного процесса. Повышать свой уровень они теперь будут вынуждены на так называемых «подкатках» или в других командах, где во главу угла ставится формирование основных игровых навыков, а не достижение высокого места в турнирной таблице. Тренеры именитых СДЮШОР могут свободно манкировать своими обязанностями по планомерной подготовке резерва, так как всегда могут получить из других команд готовых игроков для соответствующей возрастной группы и избавиться от «балласта», поскольку сегодня больше чем достаточно желающих попасть в состав «больших» спортшкол. Ребенок же, отстраненный от команды, ставшей для него родной за годы тренировок, зачастую испытывает серьезный стресс, однако это никого не волнует.
Современных профессиональных спортсменов часто упрекают в отсутствии клубного патриотизма, но ведь первую «прививку» от него спортсмен получает еще в стенах родной спортивной школы. Как показывает практика, в команде, состоящей из игроков 13—14 лет, можно по пальцам пересчитать тех, кто в данном спортивном учреждении прошел подготовительный этап и начальную специализацию. Большинство детей, занимающихся в СДЮШОР с 5—6 лет, к подростковому возрасту уже заканчивают со спортом, так как успевают «наесться» хоккеем. На их место приходят «голодные» подростки, техническая база которых была заложена в других командах, с более разумным режимом подготовки.
Отдельная проблема детского спорта — позиция родителей. Нечасто встретишь родителей, которые привели своего пятилетнего ребенка в хоккейную секцию только для того, чтобы с помощью регулярных тренировок укрепить его здоровье, научить трудиться и приобщить к жизни в коллективе. Некоторые хотят, чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты, других же манит возможность стать родителями хоккейной звезды.
Ради этого они приносят в жертву образование ребенка, ставят под угрозу его здоровье, лишают его многих детских радостей. Отвратительно быть свидетелем того, как по дороге со льда в раздевалку родители, не стесняясь в выражениях, ругают и оскорбляют своих детей за ошибки, допущенные теми на тренировке, или за проигранную игру. Не могу понять, о чем думают те родители, которые организуют для своих 6—7-летних детей две тренировки в день или ежедневные занятия хоккеем в течение летних каникул…
В будущем это может привести к серьезным осложнениям в семейных взаимоотношениях. Ребенок, который не смог пробиться в профессионалы, начнет винить своих родителей за то, что они, лишив его детства, не сумели по-настоящему позаботиться о его будущем, а те испытают разочарование в своем отпрыске, не оправдавшем возложенных на него надежд.
Так что же приводит к угасанию хоккейных звездочек? Вот основные причины, которые я хочу перечислить, подытоживая вышесказанное.
* Высокие нагрузки и жесткий режим занятий, убивающие желание заниматься спортом; пренебрежение учебными обязанностями ребенка, приводящее к ограниченности в его развитии; нацеленность на текущий спортивный результат, а не на планомерную подготовку. Отношение к ребенку как к средству для достижения «контрольных» показателей, необходимых для оценки тренера, команды и спортивной школы в целом.
* Родительский эгоизм.
Как же исправить положение, сложившееся в детском спорте? Вот несколько моих соображений, которыми я хотел бы поделиться в дискуссионном порядке.
1. Первостепенная роль в оптимизации процесса спортивной подготовки детей должна отводиться врачам и педагогам, так как главной задачей является воспитание здоровых, образованных, всестороннее развитых людей. Именно на основании медицинских и педагогических рекомендаций должен быть установлен разумный компромисс между развитием массового спорта и формированием олимпийского резерва.
2. Необходимо определить требования, предъявляемые к детскому тренеру. Убежден, что только тот спортивный специалист, у которого есть и педагогическая, и медицинская подготовка, имеет право стать детским тренером.
3. Детский тренер должен быть освобожден от ответственности за командные результаты. Необходимо разработать объективные критерии оценки работы тренера, основываясь не только на успехах подготовленных им юных спортсменов, но и на качестве организованного этим специалистом учебно-тренировочного процесса.
4. Вне зависимости от статуса детского спортивного учреждения необходимо признавать приоритет школьного образования. Занятия хоккеем не должны каким-либо образом мешать учебе. Тренеры должны следить за успеваемостью своих подопечных, прибегая даже к такой мере наказания, как временное отстранение отстающих от спортивных занятий.
5. Нужно строить занятия так, чтобы дети, особенно до 10 лет, получали от спорта удовольствие. Занятия в категории до 10 лет следует проводить не более трех раз в неделю. Все ребята должны получать одинаковые поощрения, игровое время и инструктаж. Основная задача тренера — приучать детей к систематическим занятиям спортом, обучать их основам игры, заботиться об их физическом воспитании, а не стремиться во что бы то ни стало достичь высоких результатов в соревнованиях.
6. Работая с детьми от 10 до 15 лет, нельзя забывать о том, что детский спорт должен быть массовым. Чтобы приблизиться к решению этой задачи, следует в каждой возрастной группе наряду с основным составом создавать одну-две команды дублеров с облегченным режимом спортивных занятий. Это позволит и не упустить из виду перспективных спортсменов, способности которых раскрываются чуть позже, и воспитать значительное число физически развитых людей без ущерба для их образования. Именно эти ребята станут впоследствии самыми преданными поклонниками спортивного клуба, его потенциальным кадровым резервом и через всю свою жизнь пронесут любовь к спорту.
Надеюсь, что поднятая редакцией «ФиС» тема вызовет широкое обсуждение, которое послужит делу развития физкультуры и спорта. Ну а больше всего мне хотелось бы услышать мнение действующих детских тренеров и представителей администрации школ олимпийского резерва.
Станислав ПОТЕМКИН, ваш многолетний подписчик, Москва