Приседай — и не дашь петуха
В № 7 журнала «Физкультура и спорт» за 2007 год была опубликована статья Генриха Эппа «Тысяча приседаний», а в № 8 — комментарий к ней спортивного физиолога Евгения Мильнера. Первый автор призывает читателей включить приседания в свои тренировки ради общего оздоровления организма. Второй считает, что приседания годятся лишь для укрепления суставов и мышц ног, таза и спины, причем лишь в том случае, если нет гипертонии.
Я же хочу рассказать еще об одном оздоровительном эффекте приседаний, который обязательно используется для постановки голоса у певцов, а также для профилактики заболеваний голосового аппарата у людей «речевых» профессий (актеров, лекторов, учителей, теле- и радиожурналистов и т.д). Правда, приседания в этом случае применяются не глубокие: нужно всего лишь садиться на стул и вставать с него. Это упражнение так и называется «Сесть — встать». Благодаря ему укрепляются брюшные и спинные мышцы, освобождая от напряжения гортанную мускулатуру. Кстати, польза приседаний для голоса известна с давних времен. Еще античные педагоги советовали ораторам после длительных выступлений «зевать и приседать».
Главное при выполнении упражнения «Сесть — встать» — это четкое согласование движений с дыханием: опускаясь на стул, делать выдох, сидя — небольшой вдох; поднимаясь со стула — выдох, стоя — небольшой вдох. Причем выдох всегда осуществляется через рот, а вдох — через нос. При выполнении упражнения нужно также следить, чтобы спина была все время прямая. Это упражнение можно выполнять и с одновременным разведением или подъемом рук в момент вставания, но его нельзя делать с отягощениями.
Эдуард ЧАРЕЛИ,
профессор Уральской государственной консерватории им. М.И. Мусоргского, курс сценической речи, г. Екатеринбург