Джин шин джитсу и хатха йога
Как-то вечером (стемнело уже) сын спешил домой, и во тьме обо что-то стукнулся ногой. Со всего размаху, а обувь — босоножки, ногам ведь какая от них защита? Так что пришел, хромая. Мы посмотрели и встревожились: средний палец ноги уже посинел, опух, а из-под ногтя даже кровь показалась... Ужас, к травматологу же, наверное, надо?
— Никуда не надо, — отказался сын. — До утра сам полечусь, и все будет в порядке!
Пришлось согласиться, хотя он сильно хромал. Утром, когда все встали, я сразу посмотрел — а сын уже не хромает! Попросил его показать палец — ну синяк-то еще виден был и также вроде как поцарапано. Но в целом уже ничего особенного. На третий же день сын просто отмахнулся: уже, мол, все прошло.
А лечился он, как объяснил, с помощью методики джин шин джитсу. Тогда отдельной книжки об этом японском искусстве исцеления еще не было, но в номерах журнала «ФиС» статьи печатались. Правда, сам я их лишь мельком просматривал, но после того случая, конечно, перечитал внимательно. А теперь в сборнике «Новые методики исцеления-2» все необходимое по джин шин джитсу собрано воедино, так что для желающих осваивать эту методику все стало проще.
Уже в начале книги ее автор, Марина Шиловская, рассказала, как джин шин джитсу помогло ей при обострении метеозависимости. А ведь и у меня такая зависимость — проблема. О приближении циклонов без всякого барометра узнаю! Но по опыту М. Шиловской требуется всего-то подольше подержать ладони на зонах под ключицами — там парная 22-я биоточка.
И при первом же случае, когда вновь заболела голова и тихо заныло сердце — явно к перемене погоды, — я не стал включать, как обычно, свой прибор «Эледиа», а наложил ладони на эти биоточки. Кстати, они и называются ведь «точками перемен». А что может быть легче: как только руки оказались свободными, держи ладони на нужном месте, вот и все лечение!
И где-то через час я почувствовал, что боль из разлитой и тупой превратилась в сконцентрированную над бровями. А именно там расположена другая парная биоточка, 20-я. Согласно описанию, она для укрепления зрения и слуха, но, раз организм сам мне подсказывал, я переместил ладони на новое место.
Часа через полтора голова болеть перестала. Пожалуй, «Эледиа» в таком случае быстрее помогает, зато здесь ведь без каких-либо воздействий! В том смысле, конечно, в каком мы их привыкли понимать. Казалось бы, приложил куда-то ладонь, да где же тут воздействие? Да, но почему же тогда инстинкт заставляет нас поскорее прикладывать руку туда, где заболело? Наложение рук — известный с древности лечебный прием, причем никаких нежелательных последствий от этого ждать уж точно не приходится! К тому же прибор всюду с собой носить не станешь, а руки всегда при нас.
Но тогда у меня еще осталось чувство сжатия в области сердца. Поэтому, ложась спать, я обхватил мизинец левой руки, это тоже согласно джин шин джитсу. Да так и заснул. А ночью проснулся — все в порядке, то есть этот циклон на меня уже не влияет...
Но у сына ведь результат куда более впечатляющий! И он мне так объяснил: джин шин джитсу можно считать вариантом йоги. А в йоге много и всякого другого, и если кое-что добавить оттуда... Прежде всего дыхательные упражнения с концентрацией на ярко представляемых потоках энергии, которыми управляешь. И тогда результат налицо. Вернее, в нашем случае — на ноге...
Впрочем, ведь и М. Шиловская пишет, что джин шин джитсу — это не техника, где требуется точно выполнять какие-то инструкции, а искусство, предполагающее творческий подход, даже импровизацию. Выходит, каждый может тут найти свой путь, создав собственную надежную систему самоисцеления и хорошего самочувствия. Материала же для создания такой индивидуальной методики в книжке более чем достаточно!
Я попросил сына и самому написать о джин шин джитсу. С его заметкой вы можете познакомиться ниже.
Марат ХУЗМИЕВ, г. Владикавказ
Максим Хузмиев
Многие восточные целительные системы, являясь мощнейшими средствами контроля над организмом и избавления от неполадок в нем, все-таки трудны для основной массы людей, особенно с западным механистическим складом мышления. Восточные методики требуют длительных тренировок, по большей части не столько тела, сколько воображения, подсознания, духа, и не столько выполнения физических упражнений, сколько осуществления мысленных и чувственных переживаний. Все эти учения европейские врачи справедливо считают скорее искусством, чем техникой и методикой. И, как и любому другому виду искусства, им нужно не просто учиться, а постигать, и не столько умом, сколько чувством и подсознанием, день за днем, месяц за месяцем, подготавливая себя ко все более и более высокой ступени.
Однако ведь нет ни времени, ни возможности или просто желания заниматься этим. И это нежелание и непонимание объяснимы — такой уж уклад жизни и тип мышления заложен в людях западного мира с детства, этот же уклад существовал у их предков на протяжении столетий — логический подход к понятиям и действиям. А ведь в течение долгих веков люди Востока придавали развитию чувственного восприятия не меньшее значение, чем обучению логическому мышлению. Как же быть западному человеку?
Первой ступенью освоения восточных систем оздоровления для западного человека может стать методика джин шин джитсу. Ее главные плюсы — отсутствие необходимости максимального расслабления, полной концентрации, простота выполнения. В отличие от многих других восточных методов, упражнения джин шин джитсу — упражнения прикосновений — просты и понятны любому. Их суть как раз подходит для большинства, так как большинству людей проще совершить некие физические действия, чем осваивать мысленную концентрацию или управлять эмоциями. Что может быть проще, чем приложить руку к выбранной точке на теле? Или определенным образом сложить пальцы рук, выполняя мудры? Это можно делать почти в любой обстановке. Методика не требует входить в состояния медитации, отрешенности. Не очень помешают даже шум вокруг или тряска и неудобная поза в городском транспорте (хотя эти факторы являются большой помехой для большинства других методик саморегуляции). Конечно, и джин шин джитсу удобнее заниматься дома. Однако, например, выполнение мудр или обхват пальцев можно проводить практически в любой обстановке, в том числе находясь в движении. Лишь бы руки были свободны.
Но по своему опыту могу подтвердить, что мысленная концентрация значительно усиливает действие упражнений. Также можно пробовать сочетать их и с другими регулятивными техниками, например, упражнениями йоги. Тем более что в джин шин джитсу прослеживается очень тесная связь с йогическими методиками. Убедиться в этом легко, изучая другое издание серии «ФиС: Золотая Библиотека Здоровья» под названием «Хатха-йога. Философия физического благополучия». Во-первых, теория джин шин джитсу основана на понятии «жизненной энергии», циркулирующей во всей Вселенной, и в том числе в живых организмах. А в хатха-йоге эта энергия называется «праной» и также занимает главенствующее место в учении. Во-вторых, связь с дыханием. С упражнения «36 дыханий» начинается описание упражнений джин шин джитсу, и в то же время дыхательные техники являются одной из основ философии хатха-йоги. И наконец, мудры. Им посвящен один из разделов джин шин джитсу, и они же являются составной частью многих йогических упражнений. В приложении к книге «Хатха-йога» мудры даже названы «йогой пальцев».
Хотел бы поделиться своим практическим опытом, хотя и небольшим, но результативным. Возможно, этот опыт окажется полезным для людей, тоже занимающихся умственным трудом или научной работой.
Деятельность исследователя нередко заполняет не только рабочий день, но и вечера и даже ночи. И часто после ночи, изрядная часть которой была проведена за монитором компьютера, наступает момент, когда трудно сконцентрироваться на решаемой проблеме. Попытки физически размяться, взбодриться ненадолго дают эффект, но затем снова наступают вялость, сонное состояние, нежелание мозга работать над задачей. Этому состоянию могут также способствовать жаркое или душное помещение, монотонный шум работающих компьютеров, да и погодные факторы. И в таких случаях ощутимым средством мобилизации оказалась 26-я защитная биоточка «Директор», воздействие на которую насыщает человека энергией. Причем более эффективным оказалось открытие ее вторым предложенным способом — путем плотного обхвата поочередно каждого пальца руки, начиная с большого, сперва на правой руке, потом на левой. Именно так М. Шиловская в книге описывает случай избавления от вечерней усталости. Кстати, подобный прием был найден мною еще в студенческие времена: когда приходилось бороться со сном, нагнанным монотонной речью лектора, хорошо помогало массирование поочередно всех пальцев то одной руки, то другой. Видимо, природный инстинкт подсказывал данный способ, и он давал требуемый результат.
Но, учитывая очевидную связь джин шин джитсу с йогическими методиками, целесообразно дополнить данное упражнение и дыхательной техникой. Так как воздух, вдыхаемый нами, по учению йогов является главным источником жизненной энергии, праны, то у меня возникла мысль совместить воздействие на 26-ю точку с «ритмичным дыханием», описанным в книге «Хатха-йога». Итак, обхват каждого из пальцев рук я сопровождаю циклом ритмичного дыхания. Принимаю необходимую позу — сесть ровно, чтобы грудь, шея и голова составляли прямую линию, отвести плечи слегка назад. Расслабляюсь, улавливая ритм пульса. Сначала обхватываю большой палец правой руки. При этом делаю полный вдох, отсчитывая 6 ударов пульса. Задерживаю дыхание на 3 удара, после чего — выдох, длящийся тоже 6 ударов, и снова задержка дыхания на 3 удара. Затем обхватываю указательный палец и повторяю весь цикл ритмичного дыхания. И так далее, со всеми пальцами правой, а затем левой руки. Результат такого совмещения двух методик ощущается сразу же после проведения упражнения. Чувствуются ясность ума, желание продолжать деятельность, исчезает сонное состояние.
Другое полезное упражнение для человека, проводящего значительное время за экраном компьютера, — это активация 20-й биоточки, отвечающей за зрение. При долгой увлеченной работе за компьютером часто к вечеру возникают ощущение давления в глазах, некоторое ухудшение зрения и цветового восприятия. Окружающий мир как бы теряет яркость красок и четкость линий. Но избежать этого позволяет периодическая — несколько раз за рабочий день — стимуляция 20-й защитной точки «Прикосновение к вечности». Достаточно 5 минут подержать ладони на соответствующих точках на лбу, над бровями, закрыв при этом глаза, и мир снова становится ярким и красочным, а глаза готовы к дальнейшей работе. Кстати, с действием этой 20-й точки можно связать и хорошо известное упражнение «Пальминг» для снятия усталости глаз. Ведь при его выполнении тоже, закрывая ладонями глаза, касаешься пальцами точек над бровями. Описанное упражнение действует похожим образом, но для оперативного снятия напряжения глаз оно даже более эффективно, может быть, потому, что здесь ладони прикасаются непосредственно к нужным областям вокруг глаз и жизненная энергия действует более целенаправленно.
Совмещение воздействия на биоточки с ритмичным дыханием и концентрацией очень эффективно и в других случаях.
Максим ХУЗМИЕВ, кандидат технических наук, г. Владикавказ