Расстояние длиною в 40 лет... Смотришь на те события, словно в перевернутый бинокль, и память ярко высвечивает каждый эпизод, каждую деталь, каждую эмоцию. Мне посчастливилось видеть, наблюдать и чувствовать накал происходивших тогда событий, как говорится, изнутри, очутившись в самой гуще соревнований по конному спорту. Это дает мне определенное преимущество и относительную достоверность воспоминаний о невиданных по своему размаху и красоте спортивных баталиях жаркого лета 1980 года — об Олимпийских играх в Москве.

2020 8 Hayr2

Виктор Асмаев на Рейсе

К тому времени я была довольно квалифицированным всадником и судьей по выездке, выпускницей института иностранных языков, потому и была привлечена к работе на Олимпиаде как судья-переводчик. Состязания конников проходили по всем классическим олимпийским видам — выездке, преодолению препятствий и полевым испытаниям (кроссу) — на окраине Битцевского лесопарка, на юге столицы, где был построен в самые кратчайшие сроки теперь знаменитый конно-спортивный комплекс «Битца» с манежами, конюшнями, конкурными полями, стипль-чезным кругом, троеборной трассой.

2020 8 Hayr4

Элизабет Макс-Тойрер поднимается на верхнюю ступень пьедестала, опираясь на руку Виктора Угрюмова

А начиналось это вот как...

Начну с почти неправдоподобной истории, связанной с созданием этого комплекса, о которой мало кто знает. Ее мне рассказал главный консультант по строительству олимпийской базы Владимир Никанорович Федин, сам в прошлом выдающийся спортсмен, победитель Большого Пардубицкого стипль-чеза, неоднократный чемпион СССР. К тому времени он занимал ответственные посты в Спорткомитете СССР и в Федерации конного спорта, которым пришлось решать труднейшие организационные задачи. Прежде всего — выбор обширной территории для проведения соревнований в одном месте и размещение на нем не только манежей и площадок, но и трасс полевых испытаний троеборья, которые составляют около 50 километров дорог, кросса по пересеченной лесистой местности с речками, запрудами...

Первоначально объектом строительства была уже утверждена спортивная база ДСО «Спартак» на Планерной, но на совещании Федерации конного спорта СССР это место было «забраковано» по многим причинам, в том числе из-за отдаленности от Москвы. «Мне было поручено найти такое место в пределах города, — вспоминал Владимир Федин, — и мы с председателем федерации Петром Прохоровичем Парышевым после долгих поисков остановились на окраине Битцевского лесопарка.

Итак, место найдено, но Планерная уже была утверждена Советом министров как олимпийская база, были утверждены и проекты строительства. Подчеркиваю, это был 1977 год. Тогда мы решились на отчаянный шаг: наша делегация в составе Петра Парышева, Николая Шеленкова, усиленная олимпийским чемпионом Иваном Калитой, встретилась с главным архитектором Москвы Львом Карловичем Дюбеком, и нам удалось убедить его сделать новые проекты комплекса. Срочно. Без всякого финансирования. Практически под честное слово. Риск, да еще какой! Но правильно говорят насчет риска и шампанского — проект был выполнен архитекторами в сжатые сроки и утвержден на градостроительном совете в ГЛАВАПУ Москвы. В дальнейшем удалось изменить и постановление Совмина СССР».

Сейчас трудно поверить в это, представить весь драматизм тех событий, связанных с выбором места, с согласием Дюбека, с ускоренными темпами строительных работ, и такой счастливый конец: комплекс был построен в срок, и 19 июля 1980 года у Центрального входа в «Битцу» забил фонтан с конной скульптурой Зураба Церетели, приветствуя многочисленных зрителей конно-спортивного ристалища Олимпиады-80.

2020 8 Hayr3

Вера Мисевич, олимпийская чемпионка в командных соревнованиях по выездке

«Полжизни отдал бы за такого коня!»

Да, в связи с бойкотом Олимпиады-80 в Москву не приехали традиционно сильные конники из ФРГ, Франции и США. Сильный удар, что и говорить... Но и его выдержали организаторы: приехавшие на Олимпиаду команды разыгрывали медали в не менее острой и яркой борьбе. Невозможно забыть тот истинный праздник, каким стали командные соревнования по преодолению препятствий на конкурной арене «Битцы» 29 июля.

Впечатлял сам маршрут, составленный знаменитым итальянским курс-дизайнером Джованни Маркони и нашим специалистом, мастером спорта Вячеславом Картавским. По всем международным правилам и канонам. Конкуристам предстояло в двух гитах преодолеть 13 препятствий высотой до 160 см, совершить 16 прыжков. Олимпийский уровень! На судейской вышке — барон Антуан Дюмон де Шассар из Бельгии, поляк Эрик Брабец, заслуженный мастер спорта Елиазар Левин, Валентин Мишин...

Надо было видеть, с каким мастерством и куражом выступали конкуристы, каждый был заряжен на победу. Советская команда в составе: Виктор Погановский на Топком, Вячеслав Чуканов на Гепатите, Николай Корольков на Эспадроне, Виктор Асмаев на Рейсе в общей сложности набрала 20,25 штрафного очка, значительно опередив польскую и мексиканскую команды. В результате — победа, золотые медали и каждому — высокое звание олимпийского чемпиона!

Я не поленилась и выписала результаты командного конкура предыдущих Олимпиад: в 1968 году в Мехико Большой приз в командном зачете выиграли канадцы, набрав 102,75 штрафного очка, в 1972 году в Мюнхене победили всадники из ФРГ — 32 штрафных очка, в 1976 году в Монреале первыми были французы — 40 штрафных очков. Советские же конники закончили соревнования, повторяю, с 20,25 штрафного очка, то есть с минимальными ошибками. Убедительно?

Но, оказывается, в жизни и в спорте есть нечто, что невозможно оценить в баллах и очках. Этот олимпийский командный конкур подарил нам уникальное явление — вдохновенное выступление Рейса под седлом ростовчанина Виктора Асмаева. Затаив дыхание, мы смотрели, как этот рыжий конь буденновской породы, кажущийся под солнцем золотым, стремительно набирает скорость перед препятствием, чтобы взмыть над ним, а затем устремляется к следующему — с таким же желанием прыгать, взлетать... В Москве уже шла слава о Рейсе, которого мы увидели впервые на первенстве СССР по конкурам. В «Битцу» народ шел «на Рейса».

История и характер этой уникальной лошади заслуживают особого отступления, а как иначе — талант не вырастает на пустом месте. Родился Рейс в конезаводе им. С.М. Буденного в 1967 году. Мастера ростовского ДСО «Урожай» Геннадий Хаяйнен и Галина Зотова много вложили в этого коня, привив ему любовь к скорости, к полетным прыжкам. Но однажды что-то пришлось Рейсу не по душе — он встал и наотрез отказался прыгать. На помощь пришла мудрость легендарного Антона Афанасьевича Жагорова, который взял Рейса как бы в детский сад. Всё началось сначала — прогулки по утренней росе шагом, легкой рысью, под тихие с ним беседы. Да и всадника выбрали с мягкой и чуткой рукой, какой славился Николай Корольков.

Ожил Рейс, снова заблестели его глаза, встали торчком уши при виде барьера... Можно было уже думать о главном — об олимпийском старте. Под чьим седлом? У Николая Королькова был классный, проверенный Эспадрон. Возможно, как мне говорили в кулуарах, это могла быть многократная чемпионка СССР, одаренная и отважная Галина Зотова, если бы не ее сломанная нога... Вот тогда и встретились Виктор Асмаев и Рейс, чтобы своим одухотворенным выступлением поразить, наполнить восторгом зрителей. Остаться в нашей памяти навсегда. Кстати, я еще напомню о Рейсе...

Главный спорт Олимпиады

Незабываемый день 3 августа 1980 года. Центральная арена «Лужников». Розданы уже все комплекты олимпийских медалей во всех видах спорта. Кроме одного, судя по всему, самого главного. «Приз наций» — личный приз по преодолению препятствий по традиции завершает все Олимпиады и непременно разыгрывается на главном стадионе. Высокая честь нашему спорту, что и говорить... И ответственность... И волнение...

Я была в этот день переводчиком у барона Антуана Дюмона де Шассара. Сверху, из судейской, еще более волнующей была панорама огромной, до краев заполненной чаши стадиона. На залитых солнцем трибунах 80 тысяч зрителей ожидали выступление лучших всадников-конкуристов. На зеленом поле уже выстроили впечатляющий паркур, разместили барьеры самой разной конфигурации высотой до 180 см.

Никто из зрителей и не подозревал, какая борьба иного плана предшествовала этим состязаниям. В беседах с президентом Международного олимпийского комитета лордом Килланином советские руководители Олимпиады приводили довольно веские доводы: «Нет, здесь невозможно проводить “Кубок наций” по конному спорту! Здесь же вечером начнется торжественная церемония закрытия XXII Олимпиады! Ваши лошади копытами испортят всё поле. К тому же вы собираетесь вырыть на нем огромную канаву шириной четыре метра, полную воды... Нет, нет и еще раз — нет!» Всё-таки лорд Килланин отстоял традицию Олимпиад. Зато перед устроителями конкура была поставлена задача — после окончания конкура в самые кратчайшие сроки ликвидировать его следы, привести поле в полный порядок. Задача эта была выполнена, и я знаю по воспоминаниям Славы Картавского о том, чего это стоило. Кстати, Джованни Маркони очень лестно отозвался о нем и сказал мне, что хотел бы видеть господина Картавского почаще на международных турнирах в качестве курс-дизайнера.

И еще, как говорится, невидимые миру слезы: я очень переживала за лошадей и всадников, которые с самого утра томились в ожидании старта. И какого! Смогут ли они в такой форс-мажорной обстановке достойно выступить, справиться с усталостью и волнением, с пугающим шумом трибун, со взрывами аплодисментов... Сердце колотилось как бешеное. И лошадки не подвели. Не подвели и всадники. Нужно было видеть, как лошади оглядывали трибуны, с какими недоуменными мордами вступали они на боевое поле. Но всё это отбрасывалось при звуке гонга и посыле всадника.

2020 8 Hayr1

Открытие Олимпиады-80... Куда же без лошадей?

Главная арена «Лужников» замирала от великолепного зрелища — выступлений лучших всадников Олимпиады-80. Борьба была захватывающей, особенно она обострилась, когда на золотую медаль стали претендовать польский спортсмен Ян Ковальчик на Артеморе и Николай Корольков на Эспадроне. Только незначительное превышение времени, обошедшееся Королькову в 1,5 штрафного очка, сделало Яна Ковальчика победителем «Приза наций», а советский дуэт — обладателем серебряной медали.

А что же наш золотой обворожительный Рейс? Нет, его не удалось увидеть в «Лужниках», к великому сожалению. Впрочем, можно было понять организаторов, учитывавших нрав этой лошади, ее непредсказуемость: Рейс мог пролететь птицей над барьерами, а мог и отказаться от прыжков, встать как вкопанный, если вдруг ему что-то не понравится. Не рискнули, увы!

Много, очень много событий и эпизодов в соревнованиях конников на Олимпиаде-80 запечатлелось в памяти. И как мы во главе с маркизом Манджилли (Италия), курировавшим от МОК состязания троеборцев, при осмотре стипль-чезной трассы полевых испытаний утрамбовывали площадки перед препятствиями. И как удивляли нас экзотические тюрбаны конников из Индии. И как мы переживали за Веру Кириченко, днепропетровского мастера, лишенную возможности выступить на Олимпиаде с выезженным ею Шквалом, которого передали почему-то Виктору Угрюмову. И как прилетела из Австрии на частном самолете Зизи Тойрер с Мон Шери, чтобы выиграть Большой приз по выездке. И как среди ясных солнечных дней вдруг пролились дожди именно во время троеборья, усложнив прохождение и без того одного из самых сложных видов — кросса по пересеченной местности...

«Битца» стала самым крупным конно-спортивным центром Европы. Со времен Олимпиады-80 в ней прошло множество соревнований самого высокого ранга, в том числе и международных, но никогда здесь не царили та особая праздничная, приподнятая атмосфера, необычный подъем и светлое настроение, которое мы называем духом Олимпиады. Я очень скучаю по тем прекрасным временам. И рада, что была их свидетелем и участником.

Асия ХАЙРЕТДИНОВА