Печать
Просмотров: 1349

Винер — значит победитель

2019 2 bogatВо время 36-го Международного фестиваля спортивных фильмов, проходившего в Милане осенью 2018 года, мне довелось быть свидетелем фурора, который произвела известный российский тренер по художественной гимнастике Ирина Винер. Стильно одетая, ухоженная женщина, излучающая уверенность и оптимизм, — такой предстала Ирина Александровна перед взыскательной миланской публикой. Больше часа она держала зал, жадно ловивший каждое слово одного из самых успешных тренеров нашего времени. Доверительно рассказывала о своих тренерских принципах, о взаимоотношениях с детьми, которых тренирует, и с их родителями, о том, как добивается полной самоотдачи от своих учениц.

 

Естественно, она дозировала информацию. Да и кто бы ей поверил, если бы звездный тренер поведала о том, как в девяностые годы она перебралась из Ташкента в Москву, взяв с собой самых талантливых девочек-гимнасток, и они жили в ее первой собственной однокомнатной квартирке, иногда впятером, иногда вшестером, пока Винер не удалось выбить для них свое жилье и приличные стипендии.

Поначалу в спортивной среде шли разговоры о том, что будто бы юные «художницы» интересны ей как кусочки пластилина для удовлетворения тренерских амбиций и непомерного тщеславия. А отсюда, мол, и этот «конвейер чемпионок». Но если бы это было так, то вряд ли бы спортсменки, прошедшие у Винер свои спортивные университеты, добились бы многого в жизни и после спорта.

Амина Зарипова и Вера Шаталина стали прекрасными тренерами, на которых Ирина Александровна всегда может положиться. Зарипова готовила к Играм в Рио Маргариту Мамун, которая, как вы помните, там победила. У Шаталиной — репутация правой руки Винер. Вера вырастила Ольгу Капранову, чудо-близнецов Дину и Арину Авериных. Ляйсан Утяшева стала звездой шоу-бизнеса и телекомментатором. Алина Кабаева, дебютировавшая еще в начале девяностых как телеведущая, возглавляет крупный медиахолдинг.

Другие девочки нашли свое счастье в семейной жизни. И ни одной сломленной судьбы! Многие ли из спортивных наставников могут похвастаться подобными достижениями своих учеников?

Ирина Александровна никогда не лезет за словом в карман. Ее сочные высказывания расходятся на цитаты так же, как расходились слова великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской.

Когда через год после дисквалификации и последовавшей за ней вольной жизни Алина Кабаева, повзрослевшая и похорошевшая, появилась в тренировочном центре сборных команд в подмосковном Новогорске и сообщила тренеру, что собирается вернуться в спорт, Винер ответила ей, что не собирается с ней миндальничать, и рубанула правду-матку: «Ты не забыла, что здесь, в Новогорске, стоят две собачьи будки? Одна из них — моя. А ты, милая, займешь вторую. Ты, верно, думаешь, при чем здесь будки? А вот при чем: где будка, там и цепь. Свобода — это длина цепи, которую человек себе выбирает сам. Значит, мы сами выбрали длину цепи новогорской, и нас эта цепь устраивает. Так что прошу пожаловать в свою будку!»

Однажды Винер сказала: «Мои девочки никогда не должны смотреть в руку никому — в надежде, что кто-то им что-то даст. Просить им нужно только у Бога. А вот так просить, по большому счету, только унижаться. Когда протягиваешь руку, но ничего не дают, рука превращается в кулак. Так вот, чтобы ладони не превращались в кулаки, нужно ликвидировать просящие руки». Она не только умеет красиво говорить, но и обладает такими пробивными способностями, что ей могут позавидовать самые крутые менеджеры.

Думаете, все ее проекты финансирует муж Алишер Усманов, один из самых успешных людей в нашей стране? Да ничего подобного! Хотя, конечно, он не раз подставлял плечо, когда Ирине Александровне отказывали в просьбах чиновники разных мастей (и такое бывало). Зато теперь ее девочки могут жить и тренироваться на берегу Адриатики в собственном отеле с выделенным для них пляжем. Пить не порошковое молоко, а парное, питаться свежим творогом, козьим сыром с фермы, что расположена на территории Международной академии Ирины Винер в подмосковном Новогорске, питаться экологически чистыми и, конечно, свежими овощами и фруктами.

Казалось бы, всё это — мелочи жизни. Но без них не было бы больших побед, как и без тех нововведений, которые Винер-тренер привнесла в художественную гимнастику. О том, что ее подтолкнуло позаимствовать отдельные элементы у гимнастов и акробатов, она как-то рассказала журналистам: «Когда я начинала работать, про моих детей говорили: “Обезьяны”. Потому что они делали слишком рискованные элементы. Потом “обезьянами” стали болгарки, которые, кувыркаясь, обыгрывали советских гимнасток по всем статьям. И я тогда подумала: а почему бы не соединить эти кувыркания с красотой движений со сложными элементами и работой с предметами? И в 1997 году пригласила болгарку Люсю Димитрову, с которой начали превращать в жизнь эту глобальную программу».

Как когда-то тренеру Елене Чайковской повезло, что она встретила единомышленницу с ярко выраженными артистическими способностями — фигуристку Людмилу Пахомову, так и Винер сопутствовала удача. И называлась она — Алина Кабаева, наделенная от природы многими талантами, в том числе (а может быть, в первую очередь) актерской магией.

Говоря о Кабаевой, Ирина Александровна любит повторять: «Ребенок-солнце. Как только Алина выходила на ковер, на ее лице появлялась счастливая улыбка. Это были живые эмоции, ее свет шел изнутри. И люди чувствовали это. Отвечали Алине такой же искренней любовью».

Войдя в техком Международной федерации гимнастики, Винер добилась совершенствования правил в сторону их усложнения, по существу, совершив революцию в своем любимом виде спорта, и предложила сделать более современной форму гимнасток. Сменив строгие одноликие купальники на костюмы сродни тем, что носят фигуристы (расшитые стразами трико с юбочками), «художницы» засверкали новыми красками.

Ирина Александровна Винер — сильная личность. Самостоятельность она проявляла не раз. И когда вопреки отчаянному сопротивлению родителей, уважаемых в Ташкенте людей (ее папа был членом Академии художеств, народным художником Узбекистана, мама, говорят, — врачом от Бога), занялась, по их убеждению, несерьезным делом, каким им представлялся спорт. И когда не бросила мужа, попавшего в беду. И когда уехала из родного дома покорять Москву, где ее тогда никто не ждал.

Английское слово «винер» по-русски означает «победитель», и Ирина Александровна полностью оправдывает значение и смысл своей фамилии. Ее гимнастки не проигрывают уже пять олимпийских циклов подряд. А сама Винер, которая давно могла бы вести праздную светскую жизнь, пашет и пашет по-черному.

Но когда она наконец выходит в свет, то сражает всех, и женщин, и мужчин, блистательным внешним видом, благородной статью, царственной походкой. Были у нас спектакль и телевизионный фильм, поставленные по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», герои которой искали эликсир долголетия. Вполне вероятно, что Ирина Александровна такой эликсир нашла. Это ее дети — гимнастки, без которых она не может жить. Напомню ее слова, которые мы уже однажды приводили на страницах журнала «ФиС».

«Я много раз хотела заканчивать. Но как только принимаю решение уйти из зала, кто-то сверху мне говорит: “Быстро обратно!” От судьбы никуда не уйдешь. Я очень люблю детей. Это лучшие люди в мире. Они чистые и порядочные. Их не обманешь. Дети — мой остров свободы».

Таково кредо этой сильной и успешной женщины. И дай-то Бог, чтобы она еще долго-долго радовала и своих «художниц», и всех нас, ее поклонников и фанатов...

Два десятка раз я участвовал в Миланском кинофоруме, который сами организаторы называют чемпионатом мира по спортивному кино (и горжусь тем, что не раз выигрывал в Милане призы), но впервые после того, как в самом начале 2000-х здесь чествовали легенду мирового кино — немецкого кинорежиссера Лени Рифеншталь, здесь царствовала великая женщина — Ирина Винер.

Евгений БОГАТЫРЕВ
Фото Е. Уткина