Стадион ГТО

Без практики — никуда!

Ответы на письма читателей

Как тренировать координацию и расслабление?

2019 2 koch1Сегодня я попытаюсь ответить на письма, пришедшие недавно на мой адрес. Первый вопрос — о координации и расслаблении. Как тренировать эти качества, нужно ли это делать или не нужно?

Вопрос о нужности-ненужности умения расслабиться почти сразу отпадает, потому как умение расслабляться не менее важно умения, скажем, применять силу.

Во-первых, расслабляя мышцы, человек автоматически расслабляется внутренне. Во-вторых, именно умение расслабляться помогает правильно выполнять технические действия практически в любом виде спорта, при любой физической работе.

 

Это умение заставляет работать определенную группу мышц при полном расслаблении мышц, не участвующих в движении, и называется координацией. Скажем, в горнолыжном спорте (как о том неоднократно писал В.С. Преображенский) именно координация помогает пройти трассу с наименьшими потерями по скорости и времени. И именно умение расслабляться тренирует это качество.

2019 2 koch2Но вот здесь и возникают трудности: значительная часть физкультурников далека от большого спорта, и это умение может так и остаться за гранью освоения, как нечто непонятное, недостижимое, как привилегия спортсменов и мастеров.

Но есть один вид тренировки, который стирает грань между мастерами и новичками, вид, который словно специально создан для обучения расслаблению и координации. Это — плавание.

Обычно мы говорим о плавании летом, когда становятся доступными открытые водоемы — озера и пруды. Но в последнее время во многих населенных пунктах нашей страны стали появляться физкультурно-оздоровительные центры не только со спортзалами, но и с бассейнами, что дает возможность плавать в любое время года. И этот факт превращает плавание в полноценный зимний вид.

Плюсов у плавания много. Кто-то с трудом переносит зимние перепады температур, морозы и вьюги, кто-то со школьных уроков физкультуры не терпит лыжи и коньки. Вот тут-то и выручит плавание. Вода, тем более вода бассейна, подогретая до комфортной температуры и голубая (облицовка ванны бассейна обычно имеет именно такой цвет), успокаивает и настраивает на радость от движения.

Нагрузка легко дозируется: скажем, мы с женой плаваем целый час без остановки, преодолевая за это время по два километра, а кто-то предпочитает всё это время, едва перебирая руками и ногами, просто висеть в воде.

Есть любители поскоростить — проплывут быстро метров пятьдесят, затем отдыхают, вися на бортике, восстанавливая дыхание и настраиваясь на следующий отрезок. Но ни у одного человека в бассейне я не видел недовольного выражения лица — вода всем приятна и всем приносит пользу.

Именно плавание лично я рекомендовал бы для тренировки координации и умения расслабляться.

Достигнуть полного расслабления при существующей на Земле силе тяжести практически невозможно, а в воде человек теряет вес. Оттолкнувшись от бортика, в воде зависаешь на короткое время, попадая словно в состояние невесомости. Затем (при плавании брассом) следуют гребок, толчок ногами и снова «полет в невесомости». Расслабуха!

При хорошем освоении навыка в работу включаются исключительно работающие, участвующие в движении мышцы, а остальные в это время расслаблены. При этом при желании и скорость, и направление движения в воде легко меняются, а после нескольких недель регулярного плавания создается впечатление, что передвигаешься по воде легко, как будто посуху.

Летом мы с женой Галиной каждый вечер ездили на озеро плавать. Проплывали по километру, при этом у жены никак не получалось плыть с выдохом в воду. Именно в бассейне она проплыла первые в своей жизни 25 метров, выдыхая в воду. Затем такие проплывы мы увеличили до ста метров, трехсот, восьмисот.

Сейчас весь отведенный на тренировку час Галина плывет, выдыхая в воду и расслабляя мышцы верхней части спины. Более того, именно в бассейне в нынешнем году она освоила кроль. При этом у нее получается плыть кролем не только быстро, но и размеренно, как она сама говорит — в растяжку, не одну сотню метров подряд.

Вот что такое — вода, вот что такое — плавание... Кстати, научиться выдыхать в воду во время тренировки в бассейне очень просто. Оттолкнулся от бортика, вытянулся вперед за руками — и скользи по воде, медленно выдыхая при этом. Затем одновременно с гребком голову из воды приподнял, остатки воздуха выдохнул (словно выплюнул) и, сделав короткий вдох, вновь опустил голову в воду.

Такое упражнение нужно повторить несколько раз: вернулся к бортику, оттолкнулся, выдохнул-вдохнул, вновь вернулся. А затем можно попробовать выполнить то же самое, отталкиваясь от воды.

Вот она и есть — работа на координацию и расслабление. Причем это работа, сопровождаемая естественным массажем и очень приличной физической нагрузкой. Спринтерские ускорения в большей мере развивают силу, размеренное плавание развивает выносливость.

В чем разница между силой и силовой выносливостью?

Второй вопрос, на который мне хочется ответить сегодня, я получил от мальчишек-школьников.

Мальчишки занимаются самостоятельно — ходят в школьный спортзал. «Качаются» с отягощениями, занимаются на турниках и брусьях, информацию черпают из разных источников, причем главный вопрос, который их мучает, таков: в чем разница между силой и силовой выносливостью?

«В школе говорят одно, Интернет выдает другое, где истина — разобраться трудно. Хотелось бы еще ваше мнение узнать, может быть, поможете окончательно разобраться в этом вопросе», — заканчивают ребята свое письмо.

Ответ я назвал просто — «теория и практика», а за помощью обратился к одному эпизоду из своей жизни, он как нельзя точно отмечает разницу между запрашиваемыми физическими качествами.

Учился я тогда в 9 классе. Начался урок биологии, и он обещал быть интересным. На учительском столе лежало мужское легкоатлетическое ядро. Вес приличный — когда после звонка учитель вошел в класс, неся в руке такой необычный для урока биологии экспонат, а затем с глухим стуком положил его на стол, мы все поняли, что ядро действительно тяжелое.

— Так вот, — сказал учитель, заложив руки за спину и слегка раскачиваясь с пяток на носки, — сегодня мы поговорим о мышечной системе человека и о таком важном качестве как сила.

Все сидели тихо, не шевелясь. Понятия «сила» и «мускулы» заинтересовали не только мальчишек, но и девчонок, потому установилась тишина, словно сегодня предстояло выявить самого сильного человека в классе.

Учитель начал рассказ. На доске появились плакаты с изображением обнаженного человека и с изображением человека без кожного покрова. Ребята напрягали и щупали свои мускулы, слегка подсмеиваясь друг над другом.

— Из всего сказанного следует, что человек, обладающий большей мышечной массой, сильнее человека маленького и худенького, — завершил объяснение наш биолог. — А мы с вами подошли к необходимости доказательства через практический опыт. Так... Мне нужен могучий парень. Кто?

Выбрали Александра — лучшего нашего спортсмена, который накануне довольно легко «нянчился» в зале с пятидесятикилограммовой штангой. Охотников возразить не нашлось.

— Что ж, кандидатура хорошая, — учитель вызвал Александра к доске и вручил ему ядро. — Вот сейчас мы увидим, что этот атлет поднимет ядро над головой много раз. — Он взмахнул рукой. — Начинай!

После двадцатого подъема стало ясно, что Саша устал. Он поднял снаряд еще несколько раз и тяжело опустил его на стол.

— Молодец, — констатировал учитель, — двадцать пять раз! Вот это результат! А сейчас мы вызовем «на помост» самого хрупкого из ребят, и вы убедитесь в справедливости моих слов.

И он попросил выйти к доске Володю, невысокого худенького паренька. Ростом тот действительно был невелик, но ядро взял уверенно.

— Итак, сейчас вы увидите, что Владимиру будет очень непросто повторить результат Александра, — сказал учитель и дал отмашку.

Ядро стремительно взлетело вверх.

— Сейчас вы увидите, сейчас... Пять… десять… пятнадцать, — считал биолог вслух. Его голос становился всё растеряннее, глуше и тише. В движениях же Владимира не было заметно ни грамма неточности, ни капли усталости.

— Двадцать… двадцать пять, — по классу пробежал смешок, все хором начали считать вслух вслед за учителем. — Тридцать… тридцать пять... сорок… сорок пять. Всё. — Володя положил ядро на стол и пошел на свое место.

— Не совсем удачным эксперимент оказался, — пробормотал, будто сам себе, растерянный биолог. — Кто же знал, что Владимир таким сильным окажется?..

Вскоре после того злосчастного урока биолога заметили утром в парке — он не спеша пробегал круг за кругом по тихой асфальтовой дорожке. Затем кто-то передал, что видел учителя занимающимся на турнике. Слухи эти разлетелись быстро.

— Вы на своих тренировках мышечную систему изучаете? — спросил кто-то на очередном уроке биологии. — «Сила» и «мускулы»?

— Да нет. Скорее — «мышечный тонус», — ответил чуть смущенно учитель. — Ошибку допустил. Если бы Володю пятидесятикилограммовой штангой нагрузить — он бы не поднял, сломался, у него собственный вес невелик, поэтому для большого груза он пока слабоват. Володя — выносливый, он с небольшой гантелью может долго работать, а Саша — крупный, сильный, но в выносливости проиграл. Вот в чем закавыка! — Класс молчал. — Вообще-то нескладно получилось, — продолжил биолог, — силу с силовой выносливостью перепутал...

И еще. Обязательно практика нужна. Постоянная. Без практики — никуда. Теория, даже самая совершенная, без практики не работает. А уж мышечная система тем более...

Тот эпизод из нашей школьной жизни я помню до сих пор. Уже тогда я четко усвоил разницу в этих физических качествах, и уже тогда накрепко связал друг с другом теорию и практику.  

Владимир КОЧЕТКОВ, учитель географии и физкультуры,
пос. Сурское, Ульяновская обл.