Предлагаем, размышляем, спорим

Уроки мудреца

2018 10 kochПродолжая обзор книги «Какими будут наши внуки» кандидата педагогических наук, заслуженного работника физической культуры, тренера и журналиста Александра Федоровича Бойко и директора НИИ физической культуры, доктора наук Петра Алексеевича Виноградова, начатый в № 5, 6 и 8 журнала «ФиС» за 2018 год, хотелось бы отметить мысль, которую авторы стараются протянуть через всё повествование, мысль о недостатке образованности.

«Наша безграмотность в отношении физической культуры, — читаем мы у авторов книги, — привела к катастрофическому положению со здоровьем нации. Безграмотные родители воспитывают хилых детей. Безграмотные воспитатели детских садов не в состоянии реализовать программу закаливания. Безграмотные учителя считают физкультуру несерьезным предметом. Безграмотные врачи ничего не могут посоветовать родителям. И никто не задумывается о том, что больные дети — это их больные родители. Да, дают знать о себе экологическая обстановка, скудость мест для занятий спортом, остаточный принцип планирования на профилактику заболеваний людей и многое-многое другое. Да, надо и впредь вести борьбу за чистоту окружающей среды, создавать людям условия для организации досуга и увеличивать ассигнования на физическую культуру. Но начинать следует с ломки психологии в области физической культуры».

Я проработал в образовании много лет, и выводы мои вовсе не оптимистичны. Наше образование абсолютно оторвано от жизни. Ученики получают абстрактные знания, не подкрепленные настоящей практикой, или общую, никакой пользы не имеющуюся информацию. Межпредметные связи вспоминаются лишь на конференциях, но никак не используются на практике.

Главной заботой школы стало «натаскивание» на сдачу ЕГЭ и ОГЭ. Да, это так. И база недостаточная, и денег нет, и в ближайшее время не предвидится. Но в сельской местности именно школа является центром и культуры, и хоть какого-то физкультурного образования. И всё же именно в школе (если попадется хороший учитель) можно запросто «побеседовать» с поэтом или писателем, «обсудить» со Спартаком или Ганнибалом спортивную баталию, выйти на старт «олимпийского забега» на греческую стадию.

Но если еще лет двадцать-тридцать назад школы были в каждом селе, то сейчас, в результате оптимизации, количество школ сократилось до минимума. Лишив села школ, их обрекли на угасание. Оставшиеся школы снабдили автобусами для подвоза детей из близлежащих сел и деревень. Это значит, что на уроки-то детей подвозят, а вот на внешкольные мероприятия, в том числе на спортивные, — нет. Получается, что ученики, которым не нужно уезжать домой, могут принять участие во внешкольной жизни, а добрая их половина — не имеет такой возможности. То есть у этой доброй половины школьников и формируется та самая психология остаточного принципа, о которой говорят авторы книги. А ведь именно учитель физкультуры и сам урок физкультуры рассматриваются в книге как основа основ!

«Шесть уроков в школе, — говорится в книге “Какими будут наши внуки”, — плюс 2—3 часа на подготовку уроков — тот же восьмичасовой рабочий день за столом! Директор Института гигиены детей и подростков Г. Сердюковская писала: “...несмотря на заметное улучшение состояния детей, у них чаще наблюдается предболезненное состояние. Современный школьник сидит за партой в школе и дома за столом 85% времени бодрствования”. Родители, определив свою роль в необходимости одеть, обуть, накормить, обучить музыке или английскому языку, больше ни о чем не задумываются.

Мы стоим на пороге вторжения компьютеров в повседневный быт детей в школе и дома. Наш знакомый достал для сына простейшую компьютерную игру — ребенка невозможно от нее оторвать. Мы должны быть готовы к тому, что в недалеком будущем компьютер еще больше прикует детей к стулу. И тогда существенные нарушения в триаде, определяющей здоровье (движение, питание и закаливание), аукнутся в возрасте, когда родители уже потеряют реальную власть. Кто же разорвет заколдованный круг: слабо подготовленные физически дети становятся слабо подготовленными физически взрослыми? Школа! Школа и учитель физкультуры — грамотный, образованный, любящий свое дело!

Мудрец мечтал, чтобы в его школе 10 лет каждый день преподавались только четыре предмета: урок здоровья (браво, неведомый мудрец!), урок любви, урок мудрости и урок труда. Кажется, немного, но в то же время — всё, а урок здоровья поставлен на первое место! Тем более об этом надо думать сегодня, и мы обязаны готовить детей к перегрузкам. И не столь важно, что это — стрессовые испытания, эмоциональная тяжесть или физическое напряжение. Испытания, ожидающие детей и внуков, будут не легче тех, через которые прошли и мы, их родители».

Только так, но не иначе! Хотим иметь здоровое поколение — нужно полностью пересматривать систему образования, поставив на первое место именно здоровье. Не слова и разовые мероприятия, а систему!

Что мне нравится в книге «Какими будут наши внуки», так это сбор опыта. Опыта тех учителей, которые каким-то образом сумели убедить школьное начальство повернуться к здоровью детей и к урокам физвоспитания лицом. Авторы назвали обобщение этого опыта «монологами».

Вот послушайте монолог учителя физкультуры К.П. Бурмистрова из города Новокуйбышевска:

«Я прихожу в школу в начале восьмого, а возле зала уже собрался ребячий народ. Зимой (три месяца в году) у нас шахматный сезон. Почему шахматы? О, это целая эпопея! Я не понимаю утверждения, что современного школьника нельзя укротить. Можно! Надо только найти его интерес. Сначала я купил обыкновенные шахматы, думаю, пусть приходят дети как в свой клуб. Из старой мебели сколотил низенькие столы и скамеечки. Не особо элегантные, но у нас не международный турнир, главное — чтобы было удобно. Первое время всё путалось. Однажды дети пришли, а все 18 комплектов свалены в один мешок, зато расставили их по доскам за пять минут! Каждый комплект я обозначил отдельным рисунком. Пришел в школу новый директор, оценил это по достоинству и купил еще 20 комплектов. В шахматный сезон дети играют до уроков, на переменах, вечером и когда ожидают своей очереди выйти на лыжах. Например, вернутся с улицы, надо остыть, и они снова играют. В марте лыжи — на стеллажи, а шахматы — в ящик. На улице — весна, здоровье надо черпать горстями.

Любое движение следует использовать для укрепления здоровья. Вот недавно прочитал я об инфаркте у юноши. Да, можно обвинить семью, где ему создали невыносимые условия, но я рассматриваю его беду по-другому: в условиях стрессов и перегрузок это незащищенность юного сердца. И как учитель физкультуры я должен сделать всё, чтобы значение моего предмета было высоко оценено. А коль так, то всё должно быть как в поговорке: “Не нужда нас одолела, одолели мы нужду!”

О, звонок! О зарядке много разговоров, и некоторые родители справедливо говорят: “Дети позавтракали. Зачем зарядка?” Но коль есть постановление — надо делать! Говоря откровенно, это постановление мы выполняем частично. Подготовили учащихся и разучили четыре упражнения. Теперь зарядка приобрела гигиеническое и организационное значение. Упражнений, которые можно дать в классе, мало, тем более девочки — в форме, не приспособленной для физкультуры. И пусть эффект небольшой, но мы ежедневно напоминаем: надо!

На зарядке много здоровья не соберешь, хотя я считаю, что зарядка очень нужна: косточки — по местам, а мозги — на место. Я много лет проработал в школе, поэтому могу сказать: ослабела наша молодежь. Моя работа учителя физкультуры — это энтузиазм и желание сделать всех здоровыми.

Что же мне мешает? Слабость материальной базы и отсутствие детского инвентаря. Смешно сказать, но дети четвертого класса играют в баскетбол мячами, какими здоровые мужчины играют на чемпионатах мира. А высокую перекладину разве могут использовать младшие школьники? Или такой простейший снаряд как гимнастический канат. Если для старшеклассника здесь нет проблем, то что делать первокласснику? Он же не обхватит канат тонкими пальчиками. Проблем много, но больше всего огорчает меня слабость моих девочек. Смотрите, по улице идет пожилая женщина с сумками, а рядом по лыжне — десятиклассница. И женщина ее обогнала. Что-то с моей Люсей будет лет через десять?

Только нам, учителям физкультуры, подсказок ожидать не положено, и всё время мы должны искать резервы. Главный резерв — это сознательное отношение учащегося! Если ученик захочет, его не остановишь. Но он сам должен быть убежден: здоровье и физическая подготовленность крайне необходимы. Раньше в зале было меньше всяких снарядов, а состояние школьников было гораздо лучше. На моей памяти каждый парень мог отжаться на полу 30—40 раз, а многие из тех, кто никогда не видел перекладины, подтягивались 10 раз.

Говоря о здоровье будущего созидателя, я равняюсь на следующие ориентиры: каждый обязан пробежать 10 километров, 20 раз подтянуться, проплыть 400 метров, пройти на лыжах 15 километров с рюкзаком за плечами.

Мечтаю я о времени, когда дети будут иметь возможность полноценно двигаться весь школьный день. Мечтаю о днях, когда цепи условностей разобьют, а в старших классах будут спаренные уроки физкультуры. Во все времена ребята с нетерпением ждали перемену — скорее бы выскочить во двор и поиграть. А сейчас всё заорганизованно... И физкультурные перемены при кабинетной системе учебы нереальны.

Ребенок — это маятник, он постоянно должен быть в движении, а дело учителя физкультуры — непрестанно думать, в какую сторону он будет двигаться. И всё-таки даже у меня в школе (при моей строгости) многие болеют... Справками завалили! Девочки стонут жалобно: не можем! А я им говорю: “Вот представьте, что я — директор хлебокомбината, а вы у меня — пекари. И каждая из вас должна испечь по 100 булок, мы обязаны их дать в магазин, чтобы накормить народ. А вы больны, печи не работают, и вместо хлеба мы даем людям справки. Запомните: школа — это ваша работа, а урок физкультуры — не право сидеть в углу, а обязанность работать, чтобы не болеть. Кто же освободил вас от физкультуры, если вы пришли в школу на своих ногах?”

Современные дети — всезнающие акселераты, но как раз они-то больше всего невежественны в вопросах личной гигиены. Если я сумею внушить школьникам, что здоровье каждого складывается в общее благополучие, а от болезни одного прямо и косвенно может измениться жизнь многих, значит, я недаром живу, и недаром всё это строю, и недаром радуюсь.

Физкультура — меч обоюдоострый, ею можно заниматься по-разному и иметь разные последствия. Медицина оставила нам хорошее правило: всё есть яд, всё есть лекарство. Всё зависит от дозы! Так и с физическими упражнениями. Они могут и ухудшать здоровье, и восстанавливать его. И мы, учителя, должны ежедневно и творчески решать задачу, обучая детей отличать пользу от вреда. Вот, например, пульсометр... Это не только интерес детей, но и наш контролер. Нельзя всех детей причесывать под одну гребенку. Дозированная нагрузка позволяет избежать осложнений, протестов со стороны родителей, чаще всего необоснованных.

Посмотрите, как выглядят юноши старших классов! Начинаешь говорить, а у них на уме одно — техника, машины! Лично я вижу выход в одном — человек должен нести ответственность за свое здоровье. Как поставить вопрос таким образом? Поэтому все годы работы должны быть подчинены одному: не имея права делать ошибки, при двух уроках нужно набрать максимум движений.

Простой пример. Недавно прошли новогодние елки, и я водил туда внуков. Мороженое продается на всех перекрестках! И все дети едят, но одним сходит с рук, а другие болеют. Кто виноват? Детей с детства надо учить соизмерять желания с возможностями и необходимостью. И не валить все беды на физкультуру. Нам и без того трудно. Отсутствие учебника накладывает на меня, учителя, особую ответственность. Я должен сопровождать каждое занятие необходимой информацией о пользе упражнений, о влиянии их на организм и на будущую профессиональную подготовленность учащихся. Учитель физкультуры должен многое знать и владеть образным языком. Моя любимая поговорка, которую всегда говорю детям: “Если я тебе дам одну лепешку, ты проживешь один день, а если две — два дня, но научишься их печь сам, проживешь всю жизнь без забот”. И тогда я так определяю свое понимание здоровья: “Здоровье — это равновесие с окружающей средой”. Темп жизни убыстряется, а я всё успеваю. Погода меняется, а я не простужусь. Люди взвинчены, а я держу себя в руках и пытаюсь помочь им. И так без конца. И мои ребята должны быть такими же».

...Интересно, не правда ли. Система так и останется системой, но именно мудрый человек сделает всё возможное, чтобы система эта не воевала с ним, а сотрудничала с его целями и задачами. В этом — еще один плюс книги А. Бойко и П. Виноградова «Какими будут наши внуки».

Владимир КОЧЕТКОВ,
учитель географии и физкультуры, пос. Сурское, Ульяновская обл.