Печать
Просмотров: 730

Предлагаем, размышляем, спорим...

Личная собственность

«Все мы живем в ожидании, когда культура физическая превратится в жизненную необходимость, как это было на заре человечества, хотя тогда это называлось иначе: борьба за выживание».

А. Бойко, П. Виноградов (из книги «Какими будут наши внуки»).

2018 6 koch

 

Я точно помню имя спортсмена, чье поведение, слова и действия просто перевернули мое детское сознание. Это знаменитый марафонец из Эфиопии Абебе Бикила (1932—1973). И дело не в том, что он — двукратный олимпийский чемпион (в детском возрасте спортивные результаты не имеют значения). И не в том, что первый свой олимпийский марафон он пробежал босиком. Всё это интересно и невероятно, но не это главное. В результате катастрофы Абебе Бикила оказался частично парализованным, но он не был бы Бикилой, если бы его это сломило. Вскоре он вновь принял участие в спортивных соревнованиях, на сей раз по стрельбе, где и сказал свои знаменитые слова: «Я должен оставаться спортсменом, ибо верю, что когда-нибудь вновь встану на ноги. Кто не желает бороться, тот не имеет права на победу, а в победе — смысл жизни».

Именно этот эфиопский марафонец помог мне в свое время как следует понять саму суть спорта. И именно его история вспомнилась мне, едва я открыл книгу А. Бойко и П. Виноградова «Какими будут наши внуки», о которой мы начали разговор в № 5 журнала.

Бикила больше никогда не встал на ноги... Но он боролся. И когда говорил об этой своей борьбе, то, как мне кажется, имел в виду не столько спортивную борьбу с соперником, сколько борьбу человека с самим собой, со своими слабостями. Он говорил о той самой борьбе, о которой ведут речь в своей книге и А. Бойко и П. Виноградов.

* «Что такое здоровье — знают все. Но пришло время, когда физическая подготовленность и физическая закалка стали ценностями, которые ни за какие деньги в аптеке не купишь».

Что ж, верно. Точнее и не скажешь, хотя далеко не каждый человек осознает справедливость этого высказывания. Однако вновь слово авторам книги.

* «Наша безграмотность в отношении физической культуры привела к катастрофическому положению со здоровьем нации. Да, дают знать о себе экологическая обстановка, скудость мест для занятий спортом, остаточный принцип планирования на профилактику заболеваний людей и многое-многое другое. Да, надо и впредь вести борьбу за чистоту окружающей среды, создавать людям условия для организации досуга и увеличивать ассигнования на физкультуру. Но начинать следует с ломки психологии в области физической культуры.

Безграмотные родители воспитывают хилых детей. Безграмотные воспитатели детских садов не в состоянии реализовать программу закаливания. Безграмотные учителя считают физкультуру несерьезным предметом. Безграмотные врачи ничего не могут посоветовать родителям. И никто не задумывается о том, что больные дети — это их больные родители, которых поддерживает общество, оплачивая больничные листы и беря их на полный пансион в случае болезни, даже если она развилась из-за бескультурья и наплевательского отношения к своему организму. Такую психологию надо менять и в масштабе всего государства, и каждому из нас»...

Для того чтобы оценить подготовку школьников (причем не только физическую, но и общепредметную), не обязательно приходить в школу и смотреть школьные журналы, достаточно вспомнить свои школьные годы. Троечников значительно больше, чем «хорошистов» и отличников. И это считается нормальным. За плохие оценки ругают учеников, упрекая их в нежелании учиться. Старшеклассники вообще поставлены перед выбором: с одной стороны — сдача ЕГЭ, с другой — здоровье. Шесть-семь уроков, элективные курсы, факультативы и подготовка домашних заданий не оставляют времени для элементарных прогулок или чтения художественной литературы (что, на мой взгляд, более важно в конечном итоге).

В результате образуется гигантский разрыв между тремя-пятью учениками, справляющимися с учебными нагрузками, и их одноклассниками, отстающими всё больше и больше. И если раньше эти отстающие попросту уходили в спорт (брали свое не учебой, а успехами в спорте), то сейчас они уходят с головой в компьютерные игры, попросту «досиживая» и «дохаживая» старшие классы, получая вместе с аттестатом комплекс неполноценности и отвращение к школе. И когда им удастся избавиться от этого комплекса? И удастся ли? Кто его знает. А их продолжают ругать и ругать, забывая о том, что таких учеников больше 50%. А ведь это — граждане нашей страны, причем такие же полноправные граждане, как и те, кто учится хорошо и любим учителями. Авторы книги считают, что закладывается подобное отношение с самого первого класса школы. Слово им.

* «“Он ни читать, ни плавать не умеет...” — так несколько пренебрежительно характеризовали некоторых людей в Древнем Риме.

Сегодня трудно найти ребенка, которого тщеславные родители не научили бы читать до школы. Нынешние дети тянутся к знаниям, и родители с удовольствием помогают им в этом. Родительская помощь похвальна и заслуживает широкого распространения. Ребенок приходит в школу, с ним проводят испытательную беседу и, убедившись, что он готов к школе, объявляют: “С вашим ребенком всё в порядке”. И родители облегченно вздыхают. А вот учитель физкультуры Илья Михайлович Левитас (средняя школа № 179 г. Киева) много лет приходил на все приемочные проверки и, вызывая удивление родителей, просил продемонстрировать физкультурную грамотность детей. Это он одним из первых в стране объединил физическое воспитание детей в детсаде с физкультурой в школе.

А нужно ли готовить детей к школе в плане здоровья? Маленькие дети обычно проводят летнее время с родителями, так почему бы взрослым не научить своих малышей плавать? И родители объясняют: школа не требует. Правда, слово «плавать» следует понимать шире, вкладывая в это и умение прыгать через скакалку, и элементарную гимнастику, и простые игры с мячом.

Да, в школе проверяют умение читать, но разве не правильнее проверить всё? Не затем, чтобы упрекнуть родителей, а чтобы напомнить идущим за ними следом.

По данным специалистов (кандидат медицинских наук О. Лосева), число детей, не готовых к учебе в школе с шести лет, в разных районах страны составляет до 60%. Родители должны знать, что детям, имеющим нарушения здоровья (или задержку психофизического развития), лучше учиться в более щадящих условиях детского сада и поступать в школу на год позже.

Не слишком ли много мы хотим от маленького человека: и читать, и считать, и мыслить, и писать, хотя впереди еще восемь-десять лет учебы? И может быть, время, положенное на выработку навыка писать, лучше использовать на создание навыка играть? Это напоминает так называемое соперничество, о чем доктор Бенджамин Спок сказал: “Когда родители узнают, что другие дети учатся читать в два года, то порой думают: “Боже мой, нам тоже нельзя терять время”. И у детей всё чаще возникают стрессовые ситуации”.

Специалисты Лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук, изучающие опыт развития письма, утверждают, что для функциональной готовности детей к школе очень важен дошкольный стаж. И чем он продолжительнее, тем лучше и безболезненнее будет для ребенка период привыкания к школьной жизни.

Прекрасная мысль и прекрасное правило! Врач О. Лосева пишет: “Трудности с овладением навыками письма у шестилеток связаны со слабым развитием мышц кисти, недостаточно тонкой мышечной координацией. С непривычки детям тяжело много писать, появляется боль в кистях, они начинают дрожать. Чтобы избежать таких явлений, нужно заранее укреплять кисти рук. Готовя ребенка к школе, необходимо приучить его рисовать, заниматься лепкой, работать с ножницами. Дрожание рук во время письма!.. Какое страшное напряжение испытывает маленький человек, если что-то подобное взрослый ощущает только после очень тяжелой работы!”

Вопросы и сомнения одолевают взрослых, а ребенок ждет их решения... Нужно постоянно думать, советоваться, искать и находить решения, чтобы не сеять в маленькой головке комплекс своей неполноценности. Не раздражаться, если что-то не получается у малыша, а научить ребенка большему количеству разнообразных движений, не требующих значительных напряжений. Он должен схватить суть этих движений и воспроизвести их»...

Авторы книги буквально кричат о том, что 50% времени в первом и втором классах должны приходиться на занятия физкультурой, с чем лично я безоговорочно согласен. Мне пришлось бывать в американских школах, где этот принцип четко выдерживается: здоровье — это то, что остается с человеком, является его личной собственностью. Американцы с юных лет усваивают это понятие. Не зря в результате исследования с целью определения личностных ценностей американские школьники здоровье и физические упражнения ставят на первое место, а наши ребята в аналогичном исследовании — на шестое-восьмое место.

Результат такого «подхода» к необходимости занятий физкультурой — больные дети, о которых авторы книги говорят следующее.

* «Ребята, зачисленные в подготовительную и специальную группы, составили 10% от общего числа учащихся. Но, имея эти цифры как начальный ориентир и отсчитав миллион школьников, мы получим миллион будущих взрослых, уже имеющих отклонения в здоровье. И тогда эти цифры должны вызвать тревогу не только учителей физкультуры.

Но вот парадокс! В свое время было разъяснение: школьники, отнесенные по перечню заболеваний к специальной группе, не аттестуются, что сразу вызвало неожиданную реакцию — забеспокоились выпускники. Еще бы, снизились шансы попасть в вуз, которому потенциально больные студенты не нужны. Метаморфоза! Школьники, освобожденные от физкультуры, начали активно заниматься, что дало повод нам, взрослым, задуматься.

Не менее интересный феномен мы наблюдали в Кисловодске. В одной части города школьники с определенными заболеваниями освобождены от физкультуры, а в другой (в санатории “Сосновая роща”) дети с такими же заболеваниями, включая сердечные (!), своеобразно лечатся, плавая в бассейне, проходя по горным тропам по 12 километров, наконец, бегая»...

В нашей школе училась девочка Аня. Она была освобождена от физкультуры по причине сердечной недостаточности. И вот однажды восьмиклассница Аня, с разрешения своих родителей, попросилась в мою группу велопутешественников. Ее учитель физкультуры настойчиво предлагал мне отказаться от этой идеи, убеждая не только в неважном здоровье Ани, но и в ее несносном характере. Но я всё-таки решил включить Аню в команду.

Тренировки начались в сентябре, с началом учебного года. Основа осенней тренировки — ходьба по пересеченной местности и гимнастика на свежем воздухе. Поначалу Аня боялась нагрузок — слишком был силен комплекс «больного» человека. Но постепенно пришли храбрость и уверенность в своих силах. Вообще, я убежден, что подобные «лесные» тренировки никому и никогда вреда принести не могут. Как не могут быть вредны, скажем, сбор грибов или поход на рыбалку.

Аня сначала перестала бояться физических нагрузок, затем втянулась, а в итоге превратилась в активного спортсмена. В велосипедных походах «накрутила» не одну тысячу километров, освоила лыжи, причем настолько хорошо, что становилась призером областных соревнований по лыжным гонкам. Сейчас она живет в Великобритании. Вместе с мужем организовала велосипедный клуб, участники которого совершают путешествия по странам Европы. Ее сердечная недостаточность осталась там, в журналах школы.

Просто нагрузка на то и нагрузка, что может быть и спортивной, и ударной, и, конечно же, щадящей. Эта самая щадящая нагрузка и помогает школьникам с определенными заболеваниями успешно пополнять ряды здоровых людей. Вот об этой самой нагрузке, о рекомендациях, полученных в результате многолетних исследований, мы попробуем поговорить в следующем номере журнала.

Владимир КОЧЕТКОВ,
учитель географии и физкультуры, пос. Сурское, Ульяновская обл.