Мастера высшей лиги

Алина Загитова

2018 1 2tokachОдин мой знакомый журналист, не пишущий о спорте, но при этом болельщик со стажем, говоря об Алине Загитовой, высказал такую мысль: «Тебе не кажется, что еще ни один дебют в российском фигурном катании не привлекал к себе столько внимания? Первый взрослый сезон, а разговоров…»

Я начала вяло возражать. Мол, в свое время и к Туктамышевой было такое же внимание, и к Сотниковой, и к Родионовой… Но потом, припомнив детали, признала правоту наблюдательного коллеги. Ведь и правда: широкой публике все три вышеперечисленные фигуристки были интересны не в ранге «подающих надежды» юниорок, а уже в качестве претенденток на медали чемпионатов Европы и мира. Загитова же только готовилась стать «новичком» в большой игре, в небогатой карьере 15-летней фигуристки еще не было выдающихся достижений (хотя победы в финале юниорского Гран-при и в чемпионате мира, никто не спорит, важны), а про нее уже столько всего написано и сказано…

 Впрочем, интерес этот вполне оправдан. За последние годы мир уже успел привыкнуть к тому, что в женском одиночном катании настала эра Евгении Медведевой — обворожительной, технически очень сильной фигуристки, обладающей к тому же феноменальной стабильностью. За два своих взрослых сезона (а Медведева начала выступать среди взрослых в 15 лет) ученица Этери Тутберидзе дважды выиграла все возможные титулы, кроме (пока) олимпийского, и переписала все мировые рекорды для одиночниц на какие-то заоблачные суммы баллов.

Казалось, все разговоры о том, кто будет и дальше двигать вперед мировое женское катание, можно отложить. Причем надолго. И тут появилась Загитова, еще один вундеркинд из гнезда Тутберидзе, очаровательный подросток в балетной пачке с харизмой мегазвезды, танцующий партию Китри из балета «Дон Кихот» на льду не хуже, чем артист на сцене Большого театра.

Так в чем же уникальность Алины Загитовой? Думаю, те, кто видел ее выступления, со мной согласятся: в ней есть красота, гибкость, грациозность, прыгучесть и всё остальное, включая артистизм. Неслучайно еще год назад она хоть и предсказуемо уступила Медведевой на чемпионате страны, завоевав серебро, но уже тогда обратила на себя внимание не только сложностью своих композиций, но и их исполнением. На мой взгляд, Загитова из тех фигуристов, кто, обладая незаурядными физическими данными, способен к тому же не просто слышать музыку, но и передавать коньками все ее нюансы. У Алины своя особая пластика, движения неповторимы и естественны даже в самых сложных, с точки зрения хореографии, программах.

А ведь обычно вчерашние юниоры, переходя на взрослый уровень, еще несколько сезонов тратят на то, чтобы избавиться от некоторой театральности, «заученности» поз и жестов, свойственных детскому катанию. Стоит ли удивляться, что и болельщики, и журналисты сразу записали Загитову в главные соперницы Медведевой, и градус ожидания очных встреч между ними начал зашкаливать еще с начала сезона...

Сейчас, когда половина сезона позади, сомнений практически не осталось: противостояние между Медведевой и Загитовой не только реально, но между ними будет главная битва и на олимпийском льду. В техническом плане программы Загитовой уже сейчас сложнее, чем у Медведевой. На этапе Гран-при в Гренобле, например, общая сумма баллов Алины за произвольную составила 151,34, в то время как в активе Жени (каталась она, правда, с ошибками) — 150,46 и 144,40 на этапах в Москве и в Токио, соответственно.

Но есть одно «но». Потенциальное превосходство над всеми в технической оценке для Алины пока козырь и одновременно ловушка. Ведь громадный шаг вперед можно сделать не только за счет сложнейшего набора элементов, но и за счет стабильности. Но как раз стабильности Алине пока не хватает. На двух своих дебютных этапах Гран-при она ни разу не исполняла чисто короткую программу, заваливая самый «дорогущий» каскад и не попадая после первого дня соревнований даже в число призеров.

Пока ее главный козырь — произвольная программа, где все прыжки расположены во второй половине композиции, когда обычно силы уже на исходе, а темп музыки, наоборот, ускоряется по мере приближения кульминации. Изумительный «Дон Кихот» (спасибо хореографу Даниилу Глейхенгаузу за этот маленький шедевр) очень идет спортсменке. И мало кого оставляет равнодушным. Как заметила Юлия Липницкая, музыка каждым акцентом словно подбадривает Алину, вселяя в нее уверенность. Одна улыбка, с которой фигуристка начинает свой балет на льду, стоит многого!

Девочка уже не скрывает желания поехать на Олимпиаду за золотой медалью. Тем более, согласно семейной легенде, свое имя она получила в честь олимпийской чемпионки Алины Кабаевой, и с тех пор знаменитая гимнастка служит для нее примером в спорте. Все данные для этого у Алины-фигуристки есть. Вопрос только в том, хватит ли ей сил, характера?

Алина из спортивной семьи. Ильназ Загитов, отец фигуристки, посвятил себя хоккею, играл за ижевский «Ижсталь», теперь работает в клубе тренером. К слову, Алина утверждает, что характером как раз пошла в отца — такая же настойчивая. А мама когда-то мечтала стать фигуристкой, но не сложилось. Зато теперь в семье Загитовых целых две фигуристки: у Натальи Антипиной, первого тренера Алины, тренируется ее младшая сестра Сабина.

Два года назад Алина осуществила свою детскую мечту — попала в группу к тренеру Этери Тутберидзе (которая поначалу талантливую девочку не взяла за не слишком добросовестное отношение к тренировкам), переехала из Ижевска в Москву. Живет в съемной квартире недалеко от катка «Хрустальный» вместе с бабушкой, кошкой и… двумя шиншиллами.

Наблюдаешь за ней на льду — перед тобой взрослая девушка. Разговариваешь с ней о зверьках, о мультиках (да, она их с удовольствием смотрит), об уроках — видишь жизнерадостного ребенка. Вот такая она: с одной стороны, легкая и бесшабашная, но вместе с тем сильная и уверенная.

Оксана ТОНКАЧЕЕВА