Судьба Юрия Павловича Семина — готовый и стопроцентный сюжет для фильма в популярном нынче жанре байопик (то есть биография или часть биографии какого-либо известного, примечательного человека). В этом фильме было бы место и драме, и лирической мелодраме, и детективу, и местами триллеру.

 poka doma sm1

Это было, было, было...

Клуб, на момент прихода главного героя болтавшийся в зоне между высшей и первой лигами чемпионата СССР. Завоевание кубков, медалей, двух чемпионств, выход в полуфинал Кубка Кубков, немалый шум, наделанный в Лиге чемпионов (всё это, надо сказать, в слаженном дуэте с президентом клуба Валерием Филатовым, при всемерном содействии министра путей сообщения Николая Аксененко и на материальной базе, еще в советское время заложенной другим великим главой МПС — Борисом Бещевым).

Уход в сборную, оказавшийся не слишком удачным, и невозможность вернуться обратно. Проба сил в ставившем серьезные задачи московском «Динамо» — тоже малоудачная.

Возвращение в «Локо» уже в роли президента и бесконечная череда конфликтов с Анатолием Бышовцем на тренерской скамейке.

Полтора года в киевском «Динамо» и ренессанс как наставника, так и клуба —золотые медали чемпионата Украины и невыход в финал последнего Кубка УЕФА из-за гола на последней минуте (соперником был другой украинский клуб, «Шахтер», он в итоге трофей и выиграл).

Еще одно возвращение в «Локо», уже тренером — позвали! Неудача. Возвращение уже в Киев — неудача на этот раз и здесь.

Дальше, как показалось, карьера пошла под закономерный откос. Тем более и возраст на это намекал — 65 лет. Другой знаменитый российский тренер, Олег Романцев, завязал с большой работой в 50, Валерий Газзаев, друг и вечный соперник Семина, перешел к управленческой и политической деятельности где-то в 60.

Азербайджанская «Габала», саранская «Мордовия» — из этих клубов Юрий Павлович выжал максимум, но этот максимум казался уже и его личным потолком. Несколько месяцев в аутсайдере «Анжи». Отставка. И, казалось — пенсия.

АН НЕТ!

Очередное возвращение в «Локо», с одной стороны, казавшееся странным чудачеством клубного руководства, а с другой — в чем-то логичное. «Локо» крепко застрял в середняках, став, по сути, более пафосной и богатой версией «Мордовии», разве что «Мордовия» усилиями Палыча поднялась в середняки из подвала, а «Локо» скатился туда с пьедестала.

И…Кубок. Чемпионство — впервые за 14 лет, завоеванное тем же человеком, что и предыдущие два. Суперкубок. «Серебро». Некоторые основания задуматься о возвращении титула грозы европейских авторитетов — две лигочемпионские кампании были одинаковыми по неутешительному результату (последнее место в группе, три набранных очка), но если в первый раз всё было совсем тоскливо, то во второй лишь череда невезений и травм ведущих игроков помешала занять хотя бы третье место в жутковатом «призыве» с «Атлетико», «Байером» и «Ювентусом».

Казалось, нас ждет еще не один захватывающий поворот. Но 14 мая 2020 года пленка оборвалась. Клубные боссы отправили Семина в отставку.

Отношения между тренерским штабом и управленческими структурами ФКЛМ последние полтора десятка лет редко были спокойными. Иногда противоречия оказывались более-менее под ковром, очень часто — выбивались на поверхность. Даже последнее «золотое» возрождение проходило под знаком не самого простого, хотя и не открыто конфликтного взаимодействия между Юрием Павловичем и главой клуба Ильей Геркусом.

Нынешний конфликт и скандал — иначе и не скажешь — может даже и не самый громкий. Но есть нехорошее ощущение, что он окажется самым пагубным.

Основная вина Семина в том, что во время непростых переговоров между руководством и игроками по поводу того, как и насколько сокращать зарплату последним на время коронавирусного простоя, он открыто занял сторону игроков. Он вообще всегда был игрокам всех поколений, возрастов и национальностей как отец, строгий, часто жесткий, но любящий и справедливый, и в этом был один из главных секретов и рецептов взлета «Локомотива» в девяностые и пика в нулевые.

Некоторые журналисты осудили Семина, мол, миллионы россиян на грани голода, а он отстаивает право миллионеров, даже не надевая бутс, получать свои миллионы. Суждение, с одной стороны, верное — в обстановке дикого социального расслоения и всех возможных социальных несправедливостей, царящей в России, проблема «зажравшихся» игроков, отнюдь не только «железнодорожников», важна и болезненна. С другой стороны, те деньги, которые не пойдут игрокам, вряд ли раздадут нуждающимся или отправят на благотворительность. Может быть, людей не одарят, но хотя бы лишний раз и не разорят, «вшив» в очередное повышение билетов игроцкие гонорары. Однако, надо полагать, после коронавирусных простоев в билеты и так «вошьют» все возможные издержки и убытки.

Так что, конечно, можно спекулятивно мотивировать увольнение Семина его заступничеством за «миллионеров зажравшихся» и вообще подать это всё как едва ли не борьбу за счастье народное. Но на самом деле перед нами как раз явление глубоко антинародное. Антиболельщицкое.

На глазах болельщиков, вопреки и прямо против воли подавляющего их большинства, не только увольняют конкретного человека, но и обрушивают всё завязанное на него восстановление — команды и ее результатов, отношений между командой и болельщиками, системы сдержек и противовесов в отношениях всех вовлеченных сторон. Более того, этот крах хотят подчеркнуто зафиксировать и усугубить, назначив сменщиком не кого-то из бывших игроков, учеников и логичных футбольных преемников Юрия Павловича, не какого-то крепко-среднего, но российского, или иностранного, но заслуженного тренера. Новый тренер Марко Николич неплохо показал себя в Сербии и Венгрии, но его готовность хотя бы не уронить имеющуюся планку — большой вопрос, ответ на который, боимся, на поверхности.

Не борьба за счастье народное это и даже не хотя бы корпоративная бережливость. И, скорее всего, не просто глупость. Это похоже на плановый сброс становящегося в условиях кризиса обременительным актива.

Беда для «Локомотива».

Беда для болельщиков.

Трагедия для Юрия Павловича.

В последнее время в фильмах и сериалах создатели всё чаще стараются оставить финал «открытым», чтобы снять продолжение, если зрителям понравится. В байопике так сделать сложно. Но если он про живого и бодрого еще человека, если его сюжет происходит, так сказать, в реальном времени —вполне возможно.

Не хочется так говорить и думать, но в картине «Семин и “Локомотив”» финал кажется закрытым.

Или всё-таки?..

Станислав СМАГИН, Вера ВОДЫНСКИ