poka doma al2

Как же проверить, насколько глубоко дышит ваш малыш? Играя с ребенком, попросите его подышать на зеркало: через рот, одной ноздрей (другую прижмите своим пальцем), затем другой ноздрей. Если туманное пятно на зеркале достаточно большое, значит, малыш дышит глубоко, если маленькое, то дыхание его поверхностное.

Есть еще один способ определения глубины дыхания. Измерьте объем груди своего малыша при вдохе и выдохе (сантиметровая лента должна быть помещена точно под сосками). Разница между максимальным объемом при вдохе и выдохе в норме должна составлять 4—6 сантиметров.

Если вы обнаружите, что ваш ребенок дышит недостаточно глубоко, поделайте с ним простые игровые упражнения.

  • Предложите ребенку потушить дыханием свечу, дуть на бумажные крылья игрушечной мельницы так, чтобы они двигались, сдувать с поверхности стола или с ладони маленькие бумажки. Сначала предложите сделать это ртом, потом носом, затем одной ноздрей (зажав вторую большим пальцем), потом другой ноздрей.
  • Летом предлагайте ребенку почаще сдувать одуванчики и ртом, и носом (двумя ноздрями, одной, другой). Расскажите ему, что чем глубже он вдохнет, тем при выдохе с одуванчика слетит больше белых парашютиков. Покажите, как вы это делаете сами.

Данные упражнения углубят дыхание ребенка и позволят ему овладеть носовым дыханием. Оно особенно важно для маленьких детей, с которыми нужно много гулять на свежем воздухе, причем в любую погоду, даже очень холодную. Если ребенок не научится дышать носом, то обязательно нахватается холодного воздуха и простудится.

  • Научите ребенка сморкаться. Сильный выдох через одну ноздрю, которому вы научите ребенка (сдувая одуванчик, бумажки и т. д.), поможет вам обучить ребенка этому навыку. Он очень важен, так как с забитым носом не может быть полноценного дыхания.
  • Научите ребенка нюхать. Поднесите к его носу какой-нибудь ароматный предмет: пахучий цветок, надушенный носовой платок. Скорее всего, поначалу ребенок будет просто сопеть, «приклеивая» свои ноздри к предмету, а надо сделать прямо противоположное: на небольшом расстоянии от предмета вдыхать в себя воздух, расширив ноздри. Покажите ребенку, как это делаете вы.

Гуляя в парке, в лесу, в поле, у речки, то есть везде, где воздух не отравлен выхлопными газами, просите ребенка понюхать воздух, медленно вдыхая его через нос, затем медленно и до конца выдыхая (тоже через нос). Дышите вместе с ребенком и рассказывайте, какие запахи вы чувствуете: полевых цветов и меда, еловой хвои, прелых листьев, водорослей...

  • И еще несколько прекрасных дыхательных упражнений для малышей.

«Мыльные пузыри». Пуская мыльные пузыри, дети отлично проведут время и неосознанно сделают дыхательную гимнастику.

«Индейцы». Во время игры в «краснокожих» нужно издавать боевой клич индейцев. Кричать, то открывая, то закрывая рот ладошкой.

«Пузырьки». Наполните стакан водой и дайте ребенку трубочку, чтобы он выдыхал через нее и делал пузырьки. Нужно только следить, чтобы ребенок при этом не раздувал щеки.

«Рисунки на стекле». Это занятие нравится всем детям. Попросите ребенка подышать, делая глубокие выдохи, на стекло так, чтобы оно запотело. Потом на этой запотевшей поверхности пальчиком сделать рисунок.

«Хомячок». Предложите малышу изобразить хомячка, надув щеки, и немного пройтись так, сделав не менее 10 шагов. После этого хлопнуть себя ладошками по щекам и выпустить воздух. Потом пройти еще несколько шагов, дыша носом и как бы вынюхивая новую еду для наполнения щечек.

«Ныряльщик». Разложите на полу, как на дне морском, разные «затонувшие сокровища»: игрушки, мелкие предметы и, если есть, ракушки. Объясните ребенку, что достать их нужно, нырнув. Но к погружению следует подготовиться: в положении стоя сделать по 2 спокойных вдоха-выдоха. А на третьем вдохе задержать дыхание, зажав нос пальцами, присесть (нырнуть), продолжая задерживать дыхание, и взять свободной рукой игрушку. Затем встать (вынырнуть) и медленно выдохнуть.

«Волны». Попросите ребенка лечь спиной на пол, застеленный ковром. Ножки вместе, ручки по швам. Пусть на вдохе он поднимает руки вверх, далее заводя их за голову и стараясь коснуться ими пола, а на выдохе возвращает руки в исходное положение.

«Воздушный шарик». Ребенок продолжает лежать на спине. Предложите ему положить руки на живот, представив, что у него вместо живота — воздушный шарик. Пусть ребенок, делая длинный глубокий вдох, надувает, как шарик, свой живот. А после того, как вы хлопнете в ладоши, «сдувает» его.

«Мячик». Дайте ребенку, стоящему с прямой спиной, в руки небольшой мячик. Попросите на вдохе прижать мяч двумя руками к груди, а потом, произнося «У-х-х-х» и выдыхая, бросить его вперед.

«Гуси». Во время неспешной ходьбы предложите ребенку, вдыхая, поднимать руки через стороны на уровень плеч, словно крылья, а затем, выдыхая, опускать их со звуками «Г-у-у-у».

В ходе такой веселой и увлекательной игры ребенок незаметно выполнит массу глубоких дыхательных упражнений. Не надо, конечно, делать все упражнения сразу. Выбирайте то одни, то другие для ваших игр с ребенком, предлагая выполнять каждое по нескольку раз. Но не переусердствуйте, и если вас хоть что-то насторожит в состоянии ребенка, тут же прекратите занятие.

Елена Александрова
«ФиС», 2016, № 6