Айртон Сенна погиб 25 лет назад

Сейчас на соревнованиях по «Формуле-1» предусмотрено множество мер предосторожности. Многие, из которых удалось увидеть нам российским журналистам, которые побывали на городском этапе «Формулы-1» в Баку FORMULA 1 SOCARAZERBAIJANGRANDPRIX 2019, по приглашению оргкомитета.

tam senna2Такого не было и в помине 25 лет. Возможно, многие меры предосторожности и защиты не появилось бы. Если в 1994 года в Имоле на этапе «Формулы-1» с название «Гран-при Сан-Марино» не разбился бразильский пилот, трехкратный чемпион мира в классе «Формула-1» Айртон Сенна. В ходе гонки Сенна, выступающий за команду Williams, не вписался в поворот и на огромной скорости врезался в стену. От полученных травм гонщик быстро скончался. На момент гибели ему было всего 34 года.

 

Мне повезло, или наоборот — не повезло оказаться на этом этапе. Более того, очень сильно повезло, или наоборот очень сильно — не повезло: обходя трассу, оказался в момент инцидента совсем рядом с местом трагедии, где-нибудь в 85—88 метрах!

Айртон Сенна, еще живой, был отправлен на вертолете в Болонью. Но все понимали шансов — почти НЕТ.

Появившись в пресс-центре, ощутил, что почти все журналисты не смотрят трансляцию гонки.

Более того, большинство мониторов не показывали саму гонку. Это был нонсенс! Гонка мало кого интересовала!

Был включен итальянский телеканал RAI, который вел прямой репортаж из госпиталя в Болонье.

Обстановка в пресс-центре была напряженная. В пресс-центр приходили представители команд. Не только Williams, всех остальных тоже. И спрашивали: «Как?»

tam sennaОколо (или чуть — чуть позже) шести вечера по-итальянскому времени (в Москве было чуть более 20-00) по громкой связи объявили: «Врачи констатировали его смерть», — не упомянув даже имени. Всем было все понятно и так. На несколько минут воцарилась полнейшая тишина. В противоположном конце пресс-центра у кого-то упала на пол ручка. Звук был словно гром молнии!

Ныне уже бывший пилот «Формулы-1», двукратный третий призер чемпионатов мира, австриец Герхард Бергер, гонявшийся с Сенной поделился с коллегами в итальянской Independent своими впечатлениями о той, трагической гонке: «Мы начали гонку, Михаэль Шумахер был позади Сенны, а я был позади Михаэля. Точно помню, как Айртона начало сносить с трассы. Он врезался в ограждения, я подумал, что авария была под таким углом, что там не произошло ничего серьезного. Но оказалось впоследствии, что я серьезно ошибался... Если бы Айртон был в живых, то он точно бы выиграл еще раз пять звание чемпиона мира. Он был самый талантливый из всех пилотов. Даже на средних машинах ему удавались чудеса».

Еще один экс-пилот «Формулы-1» трехкратный победитель этапов бельгиец Тьерри Бутсен заявил популярному в Бельгии и Нидерландах Mass Media — Sporza следующее: «Айртон был моим другом и крестным отцом сына. Считаю его членом своей семьи. Сенна был умным и очень быстрым, он мог выиграть Гран-при даже на посредственной машине. И неоднократно это делал. У него было нечто большее, чем у других, он был лучшим. У Айртона было много планов. Популярность его не знала пределов. Для многих людей Сенна был идолом. Уверен он легко мог стать президентом Бразилии. Настолько значимой персоной он был в Бразилии».

Как это не печально, но следует заметить, что не будь той трагедии, не известно начали бы организаторы заботиться так серьезно о безопасности.

На момент трагедии с Сенной президентом FIA (Международная автомобильная федерация) был англичанин Макс Руфус Мосли. Он то не понаслышке знает, что автоспорт опасен. Участвовал в гонках за команду London Racing Team. В 1968 году Макс Мосли принимал участие в гонке «Формулы-2», унесшей жизнь легендарного шотландца Джима Кларка. Почти после той памятной гонки Макс Мосли решил отказаться от карьеры гонщика. На тот момент ему было 28 лет.

На мой вопрос: «Почему?», Мосли ответил:

— Можно идти на риск. Но если этот риск чрезмерен, то... Быть может вы не поверите, но в те времена участвовать в гонках было пострашнее, чем находиться на передовой где-нибудь во Вьетнаме...»

Не будь той ужасной трагедии с Сенной, быть может и сегодня еще не было перемен.

Это подтверждают слова Макса Мосли, сказанные корреспондентам агентства Reuters: «Тот уик-энд в Имоле стал катализатором перемен, происшедших на дорогах мира и однозначно спасших десятки жизней. Не случись этого, федерация не обратилась бы к властям Евросоюза, без этого никогда не был бы введен стандарт Euro NCAP, обязательные краш-тесты. Мы не сумели бы получить бы поддержку Еврокомиссии, которая повысила стандарты безопасности. И все это началось с трагического происшествия с Айртоном... Ведь когда в 60-х мы обращались к людям, руководившим автоспортом, и говорили, что гонки чрезвычайно опасны, они отвечали: «Ну, если не хотите, не занимайтесь этим, вас никто не заставляет. Это дело добровольное».

Вспоминая прекрасные (с разных точек зрения) гонки и «Формулы-1», и «Формулы-2» в Баку, жалеешь, что только ужасная трагедия с возможно самым лучшим гонщиком за всю историю «Формулы-1» Айртоном Сенной заставила боссов задуматься всерьез о безопасности.

Читайте материал «Не маменькины сынки» в журнале «Физкультура и Спорт» о FORMULA 1 SOCARAZERBAIJANGRANDPRIX 2019 в Баку.

Александр ЛЮБИМОВ
Баку — Москва