Читатели журнала «Физкультура и спорт» со стажем, безусловно, помнят это имя — Венера Зарипова, самая первая звездная ученица Ирины Винер. Пятикратная чемпионка СССР, одна из лучших «художниц» мира, чье имя в 80-е годы было на слуху у любителей спорта не только нашей страны.

— Данные у меня были, что называется, от Бога, — вспоминает Венера в самом начале нашего разговора. — Когда вылетала в прыжке «шпагат», могла пролететь за пределы ковра еще несколько метров. В балете такой прыжок называют «птичий баланс», и Ирина Александровна до сих пор во всех интервью говорит, что у меня «птичья кость», и когда я уйду в другой мир, мне надо свои кости завещать для исследований...

Несмотря на талант, Зариповой по разным причинам так и не удалось завоевать медали крупных международных турниров, как это делали все последующие ученицы Ирины Винер. Сначала мешала политика национальной Федерации внутри команды, потом — травмы. А в Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе, куда гимнастка готовилась ехать в качестве одной из главных фавориток на победу, советские спортсмены в итоге не участвовали. Правда, в мире художественной гимнастики Зарипову часто называют «неофициальной чемпионкой мира», а связанная с этим история стоит того, чтобы еще раз напомнить о ней читателям журнала.

— В 1981 году на своем первом чемпионате СССР я стала второй в многоборье, но выступать на чемпионате мира отправили Ирину Дерюгину, занявшую третье место, — рассказывает Венера. — А я должна была показать свою программу на судейском семинаре, который обычно проходил накануне соревнований, чтобы судьи могли попрактиковаться и получить аттестацию для работы на чемпионате мира.

2022 5 tonk 2

Венера в юности, 80-е годы

И вот я выполняю упражнение с булавами и допускаю ошибку: одна из булав летит слишком далеко. В доли секунды понимаю: если не попытаюсь спасти положение, потеряю предмет, что, конечно же, не очень хорошо, тем более для дебютантки. И тогда я во время своего коронного прыжка… перепрыгиваю через судей, которые сидят за столами вдоль ковра. Они шарахаются в стороны, кто-то даже падает на пол, закрывая голову руками. А я хватаю булаву в прыжке, возвращаюсь на площадку и заканчиваю упражнение. Все были в шоке! А после того как Дерюгина заняла на том чемпионате 8-е место (победили тогда болгарские гимнастки), все в один голос говорили: «Как можно было не выставить Зарипову в основном составе? Это же самая настоящая чемпионка мира!»

…С начала 90-х годов Венера Зарипова живет и тренирует в Израиле. Она вышла замуж, родила троих детей — дочь и двоих сыновей и продолжает реализовывать на ковре теперь уже свой тренерский талант. Именно она создавала ту школу и внедряла методики, благодаря которым в Израиле в последние годы выросло немало сильных гимнасток, включая олимпийскую чемпионку-2020 Линой Ашрам.

— Венера, после победы Линой на Олимпийских играх в Токио интерес к художественной гимнастике в стране сильно вырос?

— Такого бума, как это было в России, когда выступали Алина Кабаева, Ирина Чащина, Женя Канаева, конечно, нет. Израиль — небольшая страна, здесь совсем другие традиции. Но победа Ашрам, безусловно, сыграла положительную роль. Линой стала известна по всей стране, теперь она ориентир для израильских спортсменок, особенно для тех, кто занимается художественной гимнастикой.

— Вы начали работать тренером в Израиле практически сразу после завершения спортивной карьеры. Но до этого успели получить диплом юриста, окончив юридический факультет Ташкентского университета. Это был случайный выбор?

— Очень даже осознанный! Я хотела стать спортивным юристом. Собиралась защищать спортсменов, потому что сама, как я говорю, прошла в спорте семь кругов ада. У меня было два перелома позвоночника: к 16 годам — пять переломов остистых отростков, к 18 годам — еще три. На международной арене моя карьера не сложилась во многом из-за того, что я была ученицей тренера, которая в те годы не обладала необходимым авторитетом.

— Вы же довольно рано попали в сборную СССР?

— В 13 лет. До меня в столь юном возрасте это никому не удавалось. В сборной тогда были такие звезды! Галима Шугурова, Елена Томас, Ира Дерюгина… А тут какая-то пигалица из Ташкента. Меня практически сразу начали переманивать в Москву. Обещали большую зарплату, квартиру, даже говорили так: «Будешь тренироваться в Москве, считай, что тебе обеспечены победы на чемпионате мира и Европы».

Но я не согласилась. В итоге оказалась в ситуации, когда вынуждена была тренироваться на базе в Новогорске под руководством других специалистов, Ирину Александровну в зал не пускали. Нагрузки мне давали такие, что я, бывало, приходила в комнату и заходилась в истерике. Было тяжело не только физически, но и морально. Даже сейчас, когда вспоминаю то время, сама удивляюсь: как я всё это выдержала? Поэтому и пошла на юридический — вдруг кто-то еще окажется в подобной ситуации. Но оказалось, что это невозможно в принципе.

Во время практики я быстро поняла, что быть просто юристом мне неинтересно. А в тренерской профессии я нашла свое призвание.

— Слышала, что первый онлайн-турнир в истории по художественной гимнастике тоже ваша заслуга.

— Тренер всегда должен мыслить креативно. Я стараюсь постоянно что-то придумывать. Кроме онлайн-соревнований провожу судейские семинары, мастер-классы, а не так давно, например, открыла онлайн-школу для детей с трехлетнего возраста.

— Обратила внимание на то, что у вас занимаются не только девочки, но и мальчики. У мужской художественной гимнастики есть будущее?

— Это направление давно развивается во многих странах, не так давно в России прошел второй чемпионат страны по художественной гимнастике среди юношей.

— Просто художественная гимнастика осталась единственным видом спорта, который трудно ассоциировать с гендерным равенством. Да и нужно ли?

— Обычно так рассуждают те, кто никогда не видел ни одного выступления и думает, что это то же самое, что и женская художественная гимнастика — когда мужчины с ленточкой на ковер выходят. А существуют два направления — испанское, это как раз про «ленточки» и «юбочки со стразами», и японское, где спортсмены выступают в трико, как спортивные гимнасты, делают сальто, демонстрируют элементы боевых искусств, но только с предметами, в которых есть что-то от художественной гимнастики. Там нет женской пластики, есть красота и мощь движений, харизма, темп… Зрелище, поверьте, очень сильное. Это действительно искусство. Именно так и нужно воспринимать это.

— Венера, расскажите всё-таки подробнее о соревнованиях онлайн. Сейчас это стало уже привычным, но ведь как-то надо было до этого додуматься.

— Я думала об этом еще до начала пандемии. Потому, что многие семьи финансово не могут себе позволить возить детей на турниры. А тут никуда не надо лететь, платить за проживание, тренировки и еду. А во время пандемии, думаю, у многих в голове крутилась мысль: как жить дальше? Ведь что такое наш вид спорта без регулярных тренировок и соревнований? Ты моментально теряешь форму, и годы труда насмарку. Было очевидно, что в такой ситуации многие девочки просто закончат с художественной гимнастикой.

Когда провела со своими ученицами первые тренировки по зуму, мысли сами заработали в правильном направлении. Раз до ста человек могут подключаться к зуму, значит, покупаем эту программу. Залы закрыты — стелим ковры на стадионах. Погода-то была хорошая, тепло. Так пусть девчонки покажут, чему научились дома, заодно посмотрят друг на друга.

Дальше — для маленьких деток придумала программу соревнований. Их же тоже нужно было чем-то заинтересовывать. И малыши в помещении размером 1х1 стали делать упражнения по общефизической подготовке (ОФП) и специальной физической подготовке (СФП). Наклоны, прыжочки с поворотами, шпагатики, мостики, кувырочки. Представляете, в одном из турниров по программе ОФП выступала моя ученица, которой было всего 2 года и 8 месяцев! Такого еще нигде никогда не было!

Я не сразу нашла понимание и поддержку среди коллег, писала письма и Моринари Ватанабе, главе Международной федерации гимнастики, и президенту МОК Томасу Баху, объясняла, что такой формат актуален не только для нашего вида спорта, продвигала идею в социальных сетях.

Было тяжело, но главное — всё сложилось. Сейчас, кстати, соревнования по ОФП и СФП проводятся уже и в офлайн формате, появилась новая дисциплина. Даже залы для художественной гимнастики теперь строят, учитывая нюансы проведения турниров «на удаленке». Например, отводят специальные места для камер, так как от их расстановки зависит качество «картинки» для судей.

— Складывается впечатление, что вы всегда жили по принципу: любые ограничения — это и новые возможности…

— Так и есть. Никогда не убегала от проблем. Помогали сила воли, характер, умение креативно мыслить и внутренняя установка — никогда не сдаваться! Мне кажется, что это неиссякаемое желание — творить и побеждать во что бы то ни стало — заложено во мне от природы.

— Тогда не могу не спросить вас про тренерские амбиции. Как-то вы сказали, что тренер Линой Ашрам Айлет Зусман воплотила себя в своей ученице.

— Да, обе не обладали выдающимися природными данными, а брали напором, эмоциями, выразительностью.

— А до этого Зусман была вашей ученицей… Неужели никогда не ставили себе задачу не просто подготовить гимнастку экстра-класса, а довести ее до чемпионского уровня?

— Имея за плечами многолетний тренерский опыт, я абсолютно точно знаю, что могу вырастить и олимпийскую чемпионку, и чемпионку мира. Но, понимаете… Я ведь тренирую девочек с учетом собственного пути в спорте. Для меня важно не только их физическое состояние. Мне важно всё: что она ест, как она отдыхает, что у нее на душе, что у нее в семье. Здоровье должно быть не только физическое, но и духовное, потому что насилие над организмом истощает его. Я стараюсь найти баланс между кнутом и пряником, учу девочек осознанно подходить к тренировкам, любить то, что они делают. Считаю, что к результату можно прийти не только путем жестких методов, но и через духовность.

— То есть вы самодостаточный человек.

— Абсолютно. Я в другом вижу свою жизненную миссию. С годами я всё чаще стала задумываться над тем, что, видимо, судьба предначертала мне ломать системы. Сначала вместе с Ириной Александровной я перевернула систему подготовки художественной гимнастики в Узбекистане, потом в сборной СССР, потом в Израиле.

Чувствую себя проводником по жизни. Что для детей, что для спорта. Я была проводником Алины Кабаевой, когда привела ее к Винер. Помогла становлению Ирины Александровны как тренеру, когда не предала ее ни за какие коврижки, может быть, в ущерб собственной карьере. Воспитала сильных гимнасток в стране, где этот вид спорта воспринимался как оздоровительное мероприятие. Сейчас вот придумала онлайн-турнир… Наверное, моя главная миссия — не чемпионок готовить, а быть проводником каких-то новых знаний, идей.

2022 5 tonk3

Венера Зарипова в наши дни. Разве ей дашь 56 лет?

Я тут недавно подсчитала: мне удалось провести уже около 30 онлайн-турниров. По такому принципу теперь проводятся соревнования во многих странах по разным видам спорта. На одном из последних — в Боливии выступали более 1000 юных спортсменов! До 500 детей заходят на мои мастер-классы. Получается, что (теперь я могу это сказать абсолютно точно) благодаря моим усилиям миллионы детей по всему миру остались в спорте, в художественной гимнастике. Наверное, это то, чем можно по-настоящему гордиться.

— Венера, насколько я знаю, вы и сами продолжаете выходить на ковер?

— Участвую в гала-представлениях.

— Те, кто видел, говорят, что пробирает до мурашек.

— Спасибо. Я всегда старалась быть со зрителем искренней, стремилась вложить в свои выступления душу, передать настроение. Могла так увлечься образом, что в порыве чувств забывала, что вообще-то надо еще и предметы ловить. И сейчас — я ведь никогда не ставлю свои номера заранее. Выбираю музыку за час-два до начала представления, потом выхожу на ковер и пытаюсь донести до зрителей те эмоции, которые чувствую в данный момент. Вхожу в поток, как любит повторять Ирина Александровна.

— Как вам удается оставаться в такой хорошей форме?

— Вот и Вера Шаталина с Ирой Золотаревой, с которыми мы вместе еще в Ташкенте тренировались, тоже всё время спрашивают: «Как тебе это удается? Мы если только мах ногой сделаем, потом месяц хромать будем». А мне — ничего. Я всё делаю с удовольствием.

Конечно, если не заниматься растяжкой регулярно, навык быстро уходит. У меня есть группа детей, которые занимаются художественной гимнастикой пару раз в неделю, для здоровья. Вот я вместе с ними и делаю эти упражнения: показываю растяжки, шпагаты, наклоны, мостики...

Еще я медитирую, занимаюсь йогой, которая помогла мне дважды вернуться в спорт после травмы, делаю дыхательную гимнастику, использую практики из космоэнергетики — всё это помогает мне держать себя в тонусе.

Для меня понятие «здоровый образ жизни» — не просто слова. Я стараюсь по максимуму использовать то, что дает нам сама природа: эфирные масла, прополис, соду, которые способны погасить любой воспалительный процесс, или листья каланхоэ, чеснок, лук, репу с медом. Не забиваю свой организм химией и таблетками.

Возможно, это передалось мне от бабушки. Она у меня была настоящей целительницей. Все соседи шли к ней со своими хворями. Она лечила травами, обычным хозяйственным мылом, водой… Многое я видела своими глазами: приходят с травмой — кость наружу, а бабушка рукой провела — и кость встала на место.

— Привычка следить за своим здоровьем подразумевает еще и правильное питание...

— Однозначно. Мое главное правило — не переедать. Должна быть порция, чтобы организм насытился. Естественно, включаю в свой рацион как можно больше овощей и фруктов. И обязательно пью много воды, которую предварительно наговариваю молитвой. Вода — это огромная сила! Не зря ученые всего мира изучают свойства воды хранить информацию. Только представьте, за столько лет существования жизни на земле какую историю она в себе несет, сколько в ней энергии!

И еще один из моих главных жизненных принципов — я стараюсь никого не осуждать. Любой поступок человека можно рассмотреть с разных сторон. Как говорят мудрецы, в добре есть зло, а в зле — добро. Внутренняя гармония, позитивное отношение к жизни, к людям, конечно же, всё это тоже сказывается на общем состоянии организма.

— Если вернуться к вашим выступлениям: создание образов, эмоциональность исполнения — тогда ведь и правила поощряли гимнасток идти по пути, как вы говорите, «слияния души, тела и предмета». Доводилось слышать от разных специалистов, что нынешние изменения в правилах возвращают нас в ту эпоху. Как вы оцениваете новый этап в развитии художественной гимнастики?

— Я уверена: изменения сделают гимнастику лучше. По сути, да, мы возвращаемся к истокам. То, что мы видели раньше, больше напоминало акробатическую гимнастику, а не художественную. И правда: как можно донести до зрителей смысл «Кармен-сюиты», если ты всё время находишься на ковре вверх ногами? Сейчас акцент идет на повороты, перекаты, танцевальные дорожки, работу с предметом... Отдельно оценивается выразительность упражнений. В программы возвращаются образы, идеи.

То, что я увидела на первых стартах сезона, меня вдохновляет. Появилась совсем другая эстетика и пластика движений. Конечно, программы у девочек еще сыроваты, что для начала сезона естественно. Но мы идем в правильном направлении.

Оксана ТОНКАЧЕЕВА
Фото из архива «ФиС» и В. Зариповой