«Когда человек “пашет”, ему больно, и в этот момент его унижают, то психикой это воспринимается как насилие. И когда это длится изо дня в день, то наступает явление, которое в психологии называется “посттравматическая стрессовая реакция”. Подобное наблюдалось у людей, которые вышли из концлагеря». Спортивный психолог, серебряный призер Олимпиады-2000 в Сиднее Наталья Иванова — о психологическом насилии в спорте.
Наталья Иванова (справа). У такого психолога не забалуешь!
Фото из архива «ФиС»
Наталья Иванова стала первым в истории России призером Олимпийских игр в тхэквондо. После ее медали 12 лет россияне не поднимались на пьедестал. Только в Лондоне-2012 Анастасия Барышникова стала третьей. В Рио-де-Жанейро-2016 Алексей Денисенко повторил достижение Натальи, завоевав «серебро». И вот сейчас, в Токио-2020, Россия просто триумфально выступила на Олимпиаде — все члены сборной страны получили медали.
К слову, тренер Натальи Алексей Палкин немало сделал для развития тхэквондо в России. Он в 2009 году возглавил сборную страны и коренным образом поменял систему, добавив общефизическую подготовку высочайшего уровня. Слаженная работа тренера и руководства Российского союза тхэквондо в то время заложила основы того триумфа, который мы увидели сейчас. Об этом можно делать отдельный материал — как российские тхэквондисты из «пассажиров» международных турниров превратились в фаворитов.
Так что тренерские достижения Алексея Константиновича ставить под сомнение не приходится. Его ученики братья Кузнецовы, Роман и Олег, многократные чемпионы России, призеры чемпионатов Европы, мира. Но несмотря на свою «грозную» фамилию Алексей Палкин никогда не был тренером-деспотом. Собственные методики, которые не раз давали плоды на самом высоком уровне, умственная работа — вот его конек. Возможно ли с таким подходом воспитать чемпиона?
Наталья Иванова, которая сейчас работает спортивным психологом, считает: можно. Наталья — семикратная чемпионка России, трехкратная чемпионка Европы, обладательница полного комплекта наград Кубка мира, серебряный призер Олимпиады-2000 в Сиднее, победительница Игр Доброй воли, а также чемпионата мира среди военнослужащих.
— Словом, урожай самых разных наград собрала, — смеется Наталья.
Она спокойная, уверенная в себе, красивая женщина. Очень стильная, образованная. Любит посмеяться! Много времени проводит с дочкой Аришей, успевает путешествовать. Преподает йогу, ведет свои страницы в соцсетях.
Недавно Наталья выложила на своей странице видео — фрагмент из фильма «За пределом», посвященного олимпийской чемпионке-2016 по художественной гимнастике Маргарите Мамун. В этом фрагменте Ирина Винер, прославленный тренер, в непечатных выражениях распекает гимнастку Маргариту Мамун. Сам фильм повергает в шок даже подготовленного человека, который много лет в спорте. Девушка не имеет права даже возразить. Опустив голову, она молча слушает оскорбления.
«Честно скажу, меня это видео не просто глубоко задело, — написала Наталья на своей странице, — оно меня триггернуло, как говорят психологи. Я почувствовала раздражение, злость, головную боль и какую-то слабость в мышцах. Скорее всего, подобные чувства испытывает и гимнастка. Хочу, чтобы как можно больше тренеров и родителей увидели это видео и посмотрели на себя со стороны. При всех заслугах успешных тренеров, я не могу относиться к насилию равнодушно и поддерживать такие методы “мотивации”».
В комментариях мнения разделились.
«Она что, ее рабыня? Как она может такое позволять себе по отношению к девочке».
«Тренерша правильно говорит. У нее за плечами большой опыт общения с молодыми спортсменами. Нормальное общение для большого спорта. Автор поста, наверное, ничем никогда серьезно не занималась, вот и удивляется. Увы и ах».
«Очень правильно всё написали. Что там, после олимпийской медали? Вот будет новая победительница, старых все забудут, а они такие молодые, и им, с их травмами и поломанной психикой, еще целую жизнь надо прожить. И спорт-то нужен, чтобы человека делать здоровым, а не превращать в инвалида — физического и морального».
«Я долго занималась конькобежным спортом. И регулярно слышала в свой адрес от тренера выражения типа “чмо”, “бревно”, “бежали два говна”, когда что-то не получалось, что я толстая, хотя таковой не была. Добегала до мастера спорта и бросила, с тренером отношений не поддерживаю. Спасибо могу сказать только за закалку характера и за друзей, которые остались со спортивных времен и на всю жизнь, я надеюсь. Комплексы преследовали меня еще долго после окончания спортивной жизни».
«Я много раз слышала, что методы в гимнастике именно такие. И они дают результаты».
«Грань между строгостью, требовательностью и унижением очень тонкая. И тренер должен ее чувствовать и ни в коем случае не переходить».
«Если бы не было таких слов, не было бы и результатов, а так со времен СССР наша команда всегда лучшая везде».
«У Винер все девочки счастливы в браке, и этому много примеров, это такой метод, о чем знают все девочки и воспринимают правильно. Зато при всем этом она ни одну девочку не оставила неустроенной или больной, она всех их отправляет в лучшие клиники мира, и все гимнастки у нее как у Христа за пазухой! Если бы это было унижение или неправильный метод воспитания — у нее не было бы столько чемпионок мира, Европы и олимпийских чемпионок. Винер красотка».
«Не думаю, что после такого показательного унижения девочке захочется добиваться большего. Обычно, наоборот, поддержка, теплые слова дают больше силы и уверенности в себе».
«Девочку, конечно, жаль. Но спорт высоких достижений — безжалостная мясорубка. Непонятно только, зачем снимать это на видео и давать ему ход. В том числе и вы используете это видео в личных интересах, помогая тиражировать факт унижения гимнастки. Это соответствует этике психолога?»
А теперь вернемся в те времена, когда Наталья еще сама была в сборной России.
— В течение 10 лет со мной работал спортивный психолог Геннадий Апрелков. Он занимался с людьми высокого ранга — в политике, в спорте. Нас было несколько спортсменов — тех, с кем он занимался, все мы выступали на уровне чемпионатов мира, Европы. И мне повезло, потому что 90-е годы — период, когда не хватало финансирования, психологов в командах не было. Но у меня в Иркутске был свой психолог. И я считаю, что мои результаты были благодаря комплексной подготовке — не только физической, но и ментальной. Мое достижение среди женщин держалось в течение 21 года. Это значит, что мы опередили время очень сильно.
— Есть такое невеселое мнение, что большой спорт калечит. А такие методы калечат именно душу. И нередко после завершения карьеры спортсмены не могут себя найти. Сильные, трудолюбивые, образованные люди — теряются. Не в этом ли проблема?
— Да, когда говорят, что спорт губит, то имеют в виду в основном здоровье. Но ведь и психика очень страдает при неправильном подходе. И сегодня большое количество тренеров используют негуманные методы. Любой профессиональный спорт предполагает огромные объемы физических нагрузок, которые спортсмен должен даже любить. Чтобы прийти к результату. Но как его будут мотивировать, с каким вдохновением он будет тренироваться — всё это зависит от тренера. Недаром бытует и такая фраза: «Если тренер не психолог, в спорте век его недолог».
— Опять же про нагрузки... Физическому восстановлению после травм уделяется большое внимание. Но многие ли задумываются о психологической реабилитации? Об этом говорить как-то не принято. Почему ты взялась за эту работу — спортивного психолога?
— Лично для меня таким триггером, то есть фактом, который вызывает сильное душевное волнение, стали случаи, которые я не раз наблюдала: психологическое насилие. Да, мы это как-то обходим. Говорим: тренер ругался. Но когда он ругается матом, бьет палкой или швыряет ребенка — это уже не просто так. Ребенок страдает, у него закладываются какие-то выводы.
— При этом сопереживать и поддерживать как-то не принято. Часто говорят: только сильные личности пробьются, ты обязан выдержать.
— Да, только сейчас как-то поднялась волна в связи с этим фрагментом видео, который широко разошелся в сети. Что, оказывается, в спорте бывает и так! Но для меня было неожиданностью то, что мнения в комментариях разделились примерно поровну: на тех, кто возмущен этими методами, и на тех, кто их поддерживает. В числе вторых много родителей спортсменов, которые говорят: «А как вы хотели? В спорте так! Она должна выдержать, тогда станет чемпионкой». Такие родители еще и «помогают» унижению, соглашаясь на такие методы. Когда их ребенок годами ходит к тренеру-тирану, а ему еще и дома «добавляют» той же «палкой»: оскорблениями, побоями, унижением и сравниванием.
— Дрессировать, действовать силой — это ведь довольно простой и эффективный способ получить результат. Но есть в истории спорта примеры гармоничного развития личности. Можешь их назвать?
— Ближайший пример — это мой путь в спорте — от детского спорта до олимпийского пьедестала. Сначала я занималась легкой атлетикой, стала кандидатом в мастера спорта. Затем — 15 лет в тхэквондо. И ни разу не помню, чтобы меня унизили, обесценили или побили. Мне в этом отношении очень повезло.
— Мне всегда нравился твой оптимизм, то, что ты после завершения карьеры не потерялась. Делала спортивную передачу на телевидении, всегда принимала участие в каких-то интересных проектах.
— А ведь у меня тоже всё было далеко не так гладко, когда я закончила выступления в спорте. Мне сказали: «Иди за зарплату 3200 рублей детским тренером, начинай всё сначала». Меня не поддержали, хотя можно было продвинуться в чем-то другом, сделать карьеру в судействе. Но нет, иди в самый низ! Были периоды, когда у меня даже на маршрутку не было денег. И я «выгребала» за счет того, что поднимала всё, что во мне есть лучшего. Когда пришла на телевидение, то «достала» всё, что может пригодиться: способность писать тексты (я филолог по образованию), умение говорить на камеру. Всё, что есть, давай, сама в себе находи.
— В своих постах ты переживаешь не только за человека в спорте, но и за его жизнь вне спорта — дома, в семье, в работе. Если человек привык, что им всегда командовали, что с ним будет после ухода из спорта? Чем грозит такой «палочный метод» с точки зрения психолога?
— Когда из года в год, изо дня в день тебя это преследует... Особенно это важно во время физической нагрузки. Вот когда человек «пашет», ему больно, ему сложно, но он преодолевает нагрузку — и в этот момент ему «прилетает» от тренера: «Ты не стараешься», «Вот та делает лучше тебя»... И вот эта недоодобренная нагрузка психикой воспринимается как насилие. И когда такое происходит изо дня в день — это явление в психологии называется «посттравматическая стрессовая реакция». Подобные вещи наблюдались у людей, которые вышли из концлагеря. Когда людей долго унижали, оскорбляли, били, и при этом они выполняли тяжелую работу.
И у спортсменов часто наблюдается подобное. Какие люди потом выйдут из спорта? Вот он добился своей медали — в редких случаях. Мы понимаем, что не все миллионы занимающихся поднимаются на олимпийский пьедестал. Но даже те, кто поднялись! Мы выходим в «гражданскую» жизнь, нам надо найти работу, отношения иметь, как-то расти. И как только начинается стрессовая ситуация — всплывают те же слова, которые звучали много лет от тренеров, родителей. Что ты дерьмо, ты не способен... В теории личности есть понятие: в нас живут внутренние «родитель», «ребенок» и «взрослый». И вот этот раненый ребенок — он потом всю жизнь раненый. Он всю жизнь слышит эти голоса. Если не идет работать с психологом.
— А есть еще такая методика — специально «придавливать» спортсмена якобы неверием в него: «Да ты не сможешь!» И ведь это тоже дает плоды! Но нужен ли результат такой ценой?
— Это можно сравнить с семейным конфликтом. Раз тебя обесценили, два... И человек сложил все эмоции вместе, всё то, о чем он молчал, что терпел, сглатывал. А потом он — раз! — и выдаст это самым неподходящим образом. Когда ему на ногу наступили или в каком-то незначительном конфликте. Он или плачет, или взрывается, или идет и вешается, простите.
Разные есть реакции. В спорте — то же самое. Вот он сейчас «выстрелил», с этой своей медалью, а дальше-то что? Он будет сам себя мотивировать или ему нечем себя мотивировать? Учить самостоятельности, умению себя поддерживать — это очень важно. «Зеленой пастой» выделить то, что получается, а не то, что не получается.
— Вот еще важный момент. Люди, которыми всю жизнь командовали, потом приходят руководить федерациями, клубами, спортивными школами. И не могут вывести дело на новый уровень, потому что не способны сами принимать решения. Сейчас часто жалуются: нет спортивных руководителей. Но ведь эта проблема — тоже из области психологии спорта.
— Брать на себя ответственность, принимать решения за большое количество людей, стратегически просчитывать — для этого надо быть сильной личностью, рисковым человеком, уметь всё просчитывать на несколько ходов вперед. И знать, что ты сам несешь ответственность за решения. Да, есть в этом правда. Посмотри, в Иркутской области с июня 2020 года нет министра спорта. Не могут найти.
— А ведь в спорте всё равно пробиваются люди незаурядные, с характером, сильные, умные. И ведь если этих людей настроить по-хорошему, гармонично развивать, то они могут горы свернуть. Я понимаю, что многие умеют только давить, их не изменить. Но ведь можно иначе?
— Сейчас другое время. Когда-то в СССР было нормальным — кричать, ругать. Хотя и тогда это было не везде. А сейчас больше осознанных людей, молодежь иначе воспринимает жизнь. Поэтому всё и всплывает. Меня это никогда не устраивало, но для кого-то это норма. Они считают, что иначе нельзя. Они не умеют по-другому.
— Их не учили по-другому.
— Да. Каждый тренер передает ученику ровно столько любви, сколько у него есть. И ученик не может передать больше, чем ему дали. Вот ему насыпали в руки какого-то обесценивания — и он это дальше несет. И в этом я вижу свою большую работу, даже миссию. И проблему. Потому что ладно бы это заканчивалось на какой-то конкретной чемпионке. А она ведь несет это дальше! Создает школы, секции, эти же методы начинает использовать.
И родители спортсменов считают это нормой: тренер ругается — наверное, так надо. А страдают дети. Страдают поколения. И сейчас — как раз то время, когда мы можем это поменять. Эту тему нужно тиражировать, об этой проблеме нужно говорить на всех уровнях, а не только какие-то «кухонные» разговоры распространять. Нужна профессиональная работа. Сейчас я работаю не только с детьми, подростками, но и с их родителями. И когда до них доходит, они бывают просто удивлены: «А что, так можно было? Неужели и меня в детстве можно было так не бить, не ругать? И я сейчас могу с ребенком так не обращаться?»
Такой подход действительно нужно менять. И на всех уровнях на это обращать внимание.
Ника ПЕСЧИНСКАЯ, г. Иркутск