Печать
Просмотров: 675

В зеркале льда

Венок сонетов Алены Косторной

2020 4 tonkОб Алене Косторной, как и об Анне Щербаковой и Александре Трусовой, говорили с придыханием еще задолго до того, как она появилась на «взрослом» льду. Но если Анна с Александрой будоражили эмоции болельщиков четверными прыжками, то Алена — чистотой скольжения и умением воплощать на льду гармонию в движении. Это качество, когда фигурист словно разговаривает с каждым зрителем по отдельности и вместе с тем держит зал целиком от первой минуты программы до последней, и без того присуще единицам даже среди опытных мастеров, а на фоне неутихающих разговоров о том, что женское фигурное катание безнадежно убито прыгающими 14-летними юниорками и не способно вызывать у зрителя прежние эмоции, обретает особую ценность, выходит на первый план.

И вот первый взрослый сезон для Алены позади. За исключением чемпионата мира (он должен был состояться в марте в Монреале, но был отменен из-за эпидемии коронавируса) она выиграла все международные старты, в которых участвовала: два этапа Гран-при, финал Гран-при, чемпионат Европы. Но главное даже не в этом, а в том, что все ожидания 16-летняя ученица из группы Этери Тутберидзе оправдала с лихвой. Если на лед выходит Алена Косторная, можно не сомневаться: мы увидим нечто прекрасное — полное единение с музыкой, с образом, с танцем.

Уникальная. Прекрасная. Фигуристка от Бога. Эталон, к которому должно стремиться женское одиночное катание... Все эти эпитеты — всего лишь капля в море среди восторженных комментариев, появившихся в информационном поле после того, как Косторная выступила на своем первом международном турнире среди взрослых. И когда смотришь на итоговые протоколы юниорского первенства России трехлетней давности, где фамилия Алены стоит на 16-й строчке среди 18 участниц, трудно поверить, что речь идет об одной и той же фигуристке.

«Да, я хорошо помню те соревнования, — улыбается Алена. — Выиграла тогда Алина Загитова. С ней еще Саша Трусова и Станислава Константинова боролись за первое место. А мне тогда сказали: “Ты никогда не поднимешься выше второй десятки. Ты — середнячок”».

По словам Алены, если бы это случилось раньше, она, может, и закончила бы с фигурным катанием. «Мы же все приходим сюда, ничего не умея. А дальше — у кого как пойдет», — заметила она философски. Но 13 лет — возраст, когда уже приходит понимание того, зачем и для чего ты в спорте, хочется выделяться среди сверстников, просыпаются амбиции. «Через несколько недель на Кубке России я попала в одну разминку с Алиной, Сашей, Полиной Цурской. Они занимали первые места, и я поняла, что тоже хочу стоять на пьедестале. Не было только понимания, почему у них получается, а у меня — нет», — вспоминает Алена.

Справедливости ради надо сказать, что изначально записывать фигуристку в «середнячки» никто не торопился. Наоборот. Первый тренер будущей чемпионки — Марина Черкасова, в группу которой девочку привели, когда ей исполнилось 4 года, сразу выделила ее из общей массы. А спустя еще какое-то время бывшая чемпионка мира, серебряный призер Олимпиады-80 в паре с Сергеем Шахраем сообщила родителям, что их дочь может стать отличной фигуристкой.

И мама Алены (когда-то она сама пробовала себя на льду, правда, на любительском уровне, отец увлекался легкой атлетикой) сделала всё для того, чтобы дочь могла реализовать свой талант. Возила ее и младшего сына на тренировки на другой конец Москвы (позже Максим увлекся футболом), иногда хитростью, а иной раз чуть ли не насильно «выпихивала» девочку на лед, так как поначалу та не проявляла к тренировкам особого интереса. В общем, прошла, можно сказать, этот тернистый путь режима, тренировок, дисциплины, слез, сомнений и прочих «прелестей», сопровождающих талант в любом виде спорта, от начала и до конца.    

В семь лет Косторная перешла в знаменитую школу «Самбо-70», но не в «Хрустальный» к Этери Тутберидзе, а в отделение «Конек Чайковской», к известному тренеру Елене Жгун, которая сразу разглядела в девочке способность хорошо чувствовать конек, плавно переходить с одного ребра на другое, научила не только тройным прыжкам, но и поставила уникальную технику скольжения, которой сегодня восхищается весь мир.

«По совету Елены Вячеславовны я ходила на уроки актерского мастерства. Она считала умение перевоплощаться в любой образ очень важным. Ведь фигурное катание как поэзия. Мы же не просто катаемся, руками машем, мы рассказываем историю, — вспоминает Алена. — Мы очень много работали с ней над скольжением. Когда говорят, что у меня есть своя культура катания, всегда мысленно благодарю Елену Вячеславовну. Благодаря ей я смогла понять, что это такое — владение коньком, все эти дуги, крюки, повороты…» До сих пор каждый год в день рождения Елены Вячеславовны Алена появляется на своем бывшем катке с огромным букетом цветов.

Алена считает, что ей повезло с наставниками. Например, у Этери Тутберидзе, с которой она начала работать в 2017 году, будущая чемпионка узнала, что такое настоящие тренировки. «Оказалось, что работать на льду можно по-разному, — объясняет Алена. — С Еленой Вячеславовной мы тоже уделяли много времени каждому элементу, но у Этери Георгиевны девочки на каждой тренировке еще и программы катали целиком по нескольку раз. Если какой-то элемент не получается, нужно начинать всё сначала. И так каждый раз. Первое время мне было очень тяжело, а сейчас я уже не представляю, как можно тренироваться по-другому».

Именно после перехода в команду Тутберидзе об Алене заговорили, как об одной из самых перспективных фигуристок. На соревнованиях она всё увереннее наступала на пятки Саше Трусовой, но настоящий фурор произвела в конце 2017 года в Санкт-Петербурге, выиграв бронзовую медаль чемпионата России. Такое еще никому не удавалось: в феврале 2017 года — 16-е место на юниорском чемпионате России, а в декабре — пьедестал взрослого чемпионата страны. Причем позади остались Елизавета Туктамышева, Елена Радионова, Станислава Константинова, Полина Цурская…

Из феноменальной тройки Трусова, Щербакова, Косторная — Алена самая старшая, в августе ей исполнилось 16 лет. Но сама она не придает этому факту никакого значения. Смеется: «Старшей я себя не ощущаю, потому что разница в полгода — это, в принципе, ничего. Раньше старее стану». Да и с точки зрения их внутренней конкуренции на льду оценивает себя достаточно трезво, несмотря на победы. «Я же прекрасно понимаю, что при чистом прокате Ани и Саши буду только третьей. Поэтому я не особо надеюсь на победу, когда катаю произвольную программу. Мы все заслужили эти медали, каждая из нас могла бы быть и второй, и третьей, и первой», — заявила Алена журналистам сразу после того, как выиграла титул чемпионки Европы, намекая на более высокую базовую сложность программ своих подруг.

Действительно: пока в арсенале Косторной нет ни четверных тулупов, ни умопомрачительных лутцев — главных козырей Трусовой и Щербаковой. В прошлом сезоне именно по этой причине Алена была на пьедестале практически на каждом турнире, но при этом редко становилась первой — подруги постоянно обыгрывали ее за счет более сложного контента.

Зато в нынешнем сезоне Алена смогла ответить своим главным соперницам двумя безупречными тройными акселями, один из которых в каскаде, что вкупе со скольжением, артистизмом и презентацией программ сразу же дало ей преимущество в баллах.

Другое дело, что остановиться на этом — всё равно, что повесить коньки на гвоздь. Фигурное катание прежде всего — это спорт. И несмотря на то, что именно аксель в три с половиной оборота на сегодняшний день считается у женщин самым сложным для исполнения, стоимость четверных прыжков всё равно выше. Наглядный пример — декабрьский чемпионат России в Красноярске. Стоило Алене допустить небольшой сбой на трикселе в произвольной программе, как лидерство после короткой, а вместе с ним и золотая медаль уплыли к Анне Щербаковой. Да и молодые девочки, владеющие самыми сложными элементами, всё активнее рвутся к победам. Собственно, об этой своей уязвимости Алена и рассуждала в Граце.

Увидим ли мы в ее исполнении четверные прыжки? Пока она говорит об этом уклончиво. «Да, я пробую исполнять их на удочке. Есть несколько удачных попыток и без страховки. Но о том, чтобы включать их в программу, говорить пока рано». Правда, на ум тут же приходит история ее тройного акселя. Год назад одна из неудачных попыток приземлить его на тренировке (подвернула ногу) напрочь отбила у девушки охоту к разучиванию элементов повышенной сложности. Справиться со страхом помогла лучшая подруга еще со школы «Конек Чайковской» Дарья Павлюченко. Выслушав все жалобы и сомнения Алены, бронзовый призер чемпионата Европы-2020 в паре с Денисом Ходыкиным даже возмутилась: «Да ты, Алена, что такое говоришь, ты всё сможешь!» Да и разговоры за спиной со стороны специалистов подлили масла в огонь: мол, катается-то Косторная шикарно, да ничего особенного не прыгает.

«Как же меня эти разговоры разозлили! — признается Алена. — Помню, сидела у Даши дома, жаловалась, а на следующий день пришла на тренировку и чисто сделала тройной аксель уже со второй попытки! Вообще, когда рядом с тобой Саша Трусова делает по три, четыре, пять четверных, невольно задумаешься о том, что ты не хуже. Обидно становится, что другие делают, а ты — нет».

«Алена у нас прямо такая девочка-девочка, может и всплакнуть, если что-то не получается», — рассказала в недавнем интервью японскому ТВ Этери Тутберидзе. Но, как показал нынешний сезон, за этими невидимыми миру слезами кроются огромное желание добиться своего во что бы то ни стало, стальные нервы, правильный настрой на борьбу и умение эту борьбу вести...

Хотя большую часть времени у Алены, как и у всех спортсменов топ-уровня, занимают тренировки и учеба, ее часто можно встретить в конно-спортивном клубе, где она берет уроки верховой езды у своей родной тети — профессиональной наездницы. «Если бы не фигурное катание, скорее всего, это был бы мой вид спорта. Надеюсь, что в будущем смогу проводить здесь больше времени, ведь кони притягивают к себе навсегда», — делится Алена своими планами. И добавляет, что еще всерьез подумывает о медицине и журналистике. «Многие думают, что у меня в семье есть врачи. Но всё гораздо проще: несколько лет назад я случайно заинтересовалась фильмом о работе нейрохирургов, который смотрела моя мама. С тех пор я “заболела” этой профессией. Не случайно сейчас делаю упор на биологию, чтобы в будущем можно было поступать в медицинский институт. И работа журналиста мне нравится не меньше, об этом тоже задумываюсь».

Но хочется верить, что как минимум до конца олимпийского сезона-2021/22 мы будем продолжать любоваться Аленой на льду.

Говорят, что в спорте, как и в искусстве, нет предела совершенству. У каждой эпохи свой идеал гармонии и красоты. Катание Косторной как раз об этом. На сегодняшний день она — воплощение всего лучшего в женском фигурном катании. Действительно фигуристка от Бога, у которой практически нет слабых мест: фантастическое скольжение, презентация, великолепная техника, феноменальные пролеты в прыжках. Кто-то из болельщиков сравнил ее со шкатулкой с драгоценностями: что ни возьми, всё сверкает, переливается, притягивает взгляд.

Удастся ли Алене удержаться на таком же уровне в следующем сезоне? Ведь по пути соединения сверхсложной техники с артистизмом сегодня идут не только девушки из группы Этери Тутберидзе, но и все, кто пытается с ними конкурировать. Да и другого пути в женском одиночном катании просто нет.

Но пока никому не удается делать это настолько гармонично, как получается у Алены. Она настолько завораживает своим скольжением, что возникает ощущение какой-то магии, будто фигуристка не катит, а плывет по льду. Она и судьям импонирует своим катанием, это видно по ее оценкам. И зрителей трогает до глубины души.

Какой Алена хочет быть на льду в будущем? Какие образы ей интересно выражать, от чего она сама испытывает настоящую радость? На все эти вопросы Алене еще предстоит ответить.

Оксана ТОНКАЧЕЕВА