Печать
Просмотров: 1056

Стиль жизни

Валерий Баринов: «Родился болельщиком!»

Валерий Баринов и Юрий Семин на футболе

Валерий Баринов и Юрий Семин на футболе

Народный артист России Валерий Баринов — фигура уникальная в нашем спорте. В футбольном «Локомотиве» он свой человек. Его часто приглашают на светские спортивные рауты, он вручает призы лучшим атлетам страны, нередко становится экспертом в телевизионных дебатах и обсуждениях. Валерий Александрович давно уже «вжился» в обожаемый им с детства российский спорт. И сегодня народный артист рассказывает корреспонденту «ФиС» о себе, своей любви к спорту, о том, какое место он занимает в его жизни.

Почему праздную день рождения три раза в году

— Родился я 27 ноября 1945 года в Орловской области. В деревне Жилино. Сельсовет был в другой деревне, а регистрировали в третьей. Председатель сельсовета сразу лошадь не дал. Поэтому повезли меня регистрировать уже в январе. Приехали. Дядя Сережа Новиков, секретарь сельского Совета, сказал, обратившись к моему отцу: «Шур! А что мы его будем регистрировать 1945 годом? Давай запишем сорок шестым!» — «Разве так можно?», — отец дядю Сережу спрашивает. «Да я тебе говорю — можно. Значит — можно!»

И записали меня на 15 января 1946 года. Так у меня вышел второй день рождения. Причем 27 ноября всегда его отмечаю. Не только я. На Первом телеканале меня обычно поздравляют. Слава Богу, они меня не забывают. Меня почти всегда приглашает телевидение в этот день. Но я и 15 января получаю телеграммы. Особенно в юбилей. Меня 15 января любит поздравлять всё начальство. Поэтому приходится отмечать и 27, и затем 15 января.

Но есть еще третий день рождения. 9 июня 1967 года я сыграл дипломный спектакль, после которого мой руководитель Коршунов Виктор Иванович, которому бы исполнилось девяносто лет, сказал: «Этот день ты должен запомнить! Потому что это день рождения артиста Баринова».

Когда стану делать табуретки

— Знаете, что говорил величайший режиссер Георгий Александрович Товстоногов? Он говорил: «Артисты и зрители идут на спектакль как на войну. Одни мечтают победить, другие мечтают быть побежденными».

Каждый раз, выходя на сцену, помню эти слова. Большая часть моей жизни прожита. Занимаюсь профессией актера более пятидесяти лет. Но каждый раз, выходя на сцену в новом спектакле, жду провала. Сейчас выйду — и всё! 50 лет морочил людям голову. Ну никакой я не артист. Не народный, не лауреат. Просто бездарь, который обманывал людей... Но каждый раз, получая новую роль, точно знаю, что в конце туннеля я увижу свет. Вот эти «ножницы» уверенности и трусости моей перед провалом — они и являются основой моей профессии. Как только потеряю чувство страха, или чувство уверенности, или даже один из этих компонентов, то тут же уеду за город. У меня там хороший домик, деревянный. И буду там делать табуретки. Люблю столярничать.

Хотел бы сыграть в кино Трефилова

— Многие меня спрашивают о том. сумел бы я сыграть в кино Юрия Семина? Отвечаю: «Не знаю». Вы видите Семина на поле. В жизни он другой, очень тихий. Да, было бы интересно его сыграть.

Знаете, чей образ меня очень сильно привлекает? Наставника женской гандбольной команды Евгения Трефилова! Сыграл бы его с огромным удовольствием. Ух! Это очень близкий мне характер! О! Невероятная артистичность.

Есть тренеры, которые рассказывают гораздо интереснее, чем играет их команда. Ведут себя так на площадке потому, что понимают — на них «смотрят» все камеры. Кстати, многие футболисты сейчас чувствуют камеру. И еще как чувствуют! У киноактеров это очень ценится. А футболисты современные, скажу я вам, удивительно чувствуют, когда на них «смотрят». Они потрясающе всё разыгрывают, даже травмы. И наставники такие есть, которые «работают» на камеру.

А вот Трефилов — тренер! Всё это идет от ситуации на поле. Он — сама правда. Он — настоящий. Не удивлен, что он ушел из-за проблем с сердцем. К сожалению, сам лично с Трефиловым не знаком. С удовольствием бы с ним познакомился. Правда, думаю, что я буду не первый в очереди тех, кто хотел бы сыграть его в кино.

Еще меня спрашивают про Николая Карполя. Фантастическая личность. Когда он был тренером сборной по волейболу, то его показывали больше всех. Чаще, чем его подопечных девчонок. Говорил однажды с Екатериной Гамовой. «Как же вы это всё выносили?» — спрашиваю ее. «Да мы уже привыкли». Встречался с Карполем в обычной жизни, и там он совсем другой.

Кино о спорте не должно расстраивать и раздражать

— Сейчас стали делать кино о звездах, спортивных звездах. Это прекрасно. Но как только я наталкиваюсь на маленькую ложь в кино, то она меня расстраивает. В кино не должно быть мелочей и неточностей, которые сразу «выбивают». Может, я не прав. Но…

Разберу один эпизод фильма на послевоенную тему. Жуков напился на встрече у Сталина. Пьяный садится за руль машины, едет на высокой скорости. Тут выскакивает орудовец и машет палкой.

Вижу сразу три грубые неточности. Во-первых, тот орудовец, который выскочил к машине маршала Победы и махал палкой... На следующий день он махал бы топором на лесоповале. И это в лучшем случае. Даже если бы ехала пустая машина, то всё, что мог сделать орудовец, это отдать машине честь и проводить ее удивленным взглядом.

Во-вторых, машина проскакивает через переход. Переход с полосками. Когда полоски появились? У нас в стране, в Москве, в Ленинграде? Они появились в середине 50-х годов в Лондоне. А у нас полоски на переходах появились после 1960 года. А в фильме речь идет о 1949 годе. А что же тогда было на переходах? Были такие шашечки металлические.

И третье, самое главное — Жуков не водил автомобиль. Он не научился. Да и потом он осознавал свою значимость, поэтому всегда садился сзади. Не потому, что трусил, а просто понимал, что он — Жуков, и он нужен. И только для съемок кинохроники он ехал впереди, рядом с водителем.

Кино — это искусство монтажа. Создать ощущение можно. Но прочувствовать всё, не зная, никогда не получится. Несколько лет назад шла кинокомедия «Игроки» (другое название фильма — «Русская игра»). Кино замечательное. И есть только один недостаток. Никто из артистов, изображающих в фильме игроков, в жизни не играет в карты. Сразу это почувствовал. Почему? Потому, что сам много играл и знаю, что такое игра, а они — нет.

Фильм про Харламова. Жизнь-то была намного трагичнее, чем она показана. Вообще жизнь она проще и жестче.

Или «Движение вверх». Тоже много накладок, которые меня раздражают. Технически фильм снят замечательно, и в целом всё похоже. Но когда наши баскетболисты забивают мяч сверху, хотя тогда это было запрещено... Или судьба Александра Белова. Не могу сказать, что был очень хорошо с ним знаком. Но разговаривал, даже один раз был у него дома в Ленинграде. Зная сложности его судьбы, меня всё, что вижу в фильме, начинает раздражать. Уверен, не только меня. А такие чувства не должны появляться при просмотре фильма.

Что не должен делать комментатор

— Как должен работать спортивный комментатор: быть актером или только констатировать факты? Когда твоя команда выигрывает, все комментаторы хороши. Когда проигрывает — раздражают все.

У нас в последнее время в эфире появились неплохие ребята. Иной раз на поле того не происходит, что они рассказывают. Вот хорошо было Вадиму Синявскому — тогда телевизоров не было. Мы все стояли на улице возле радио-колокольчика. И комментатор рисовал нам картину. Не знаю, соответствовала ли она тому, что было на самом деле. На телевидении Синявский почти не работал. У него отобрали магию, которую он рисовал.

Раздражаюсь на комментаторов, когда они забегают вперед. Очень боюсь спугнуть момент удачи. Если я сел и в это время забили гол, то боюсь ногу на ногу переложить. Буду сидеть вот так до самого конца. Вскочу лишь потом. А когда кто-то по телевизору начинает говорить, как замечательно играют наши, то он точно спугнет удачу. Была одна хорошая пародия: «Вот наши нападают, бегут к воротам. Гол! Но не в чужие, а в наши ворота».

Комментатору ничего предопределять не надо! В волейболе, к примеру, давайте дождемся подачи. Только подает игрок, а уже во весь голос крик: «Какая замечательная подача!» А мяч еще не долетел до той площадки. И всегда такая подача проигрывается.

Болельщик человек суеверный, мистически настроенный. В этом его жизнь, в этом океан его чувств. Вот он надел кепку или шарфик. И если его команда выиграла, то он в следующий раз приходит в том же шарфике. Проиграли? «Так это я шарф не так завязал!»

Есть виды спорта, которые меня потрясают

— Сам немного занимался теннисом, баскетболом, футболом, в хоккей играл. И просто бегал. Но я родился болельщиком. Могу остановиться, когда играют две команды мальчишек. Начну переживать. Как выбирается команда? Не знаю! Что-то цепляет, и останавливаешься на этой команде.

Буду смотреть почти любой вид спорта. Но не гимнастику. Ни художественную, ни спортивную. Индивидуальные виды спорта тоже нравятся. Есть виды, которые меня потрясают. Вот когда человек прыгает с шестом — для меня это непостижимо. Фантастика! Или прыжок в высоту. В детстве я очень неплохо бегал. У меня даже кличка была — Куц. С интересом смотрю беговые соревнования.

Меня еще потрясают «лошадиные» виды спорта — лыжи, велосипед. Во время учебы в театральном институте всегда поражался своему соседу по комнате в общежитии. Он единственный в нашем институте бегал 50 километров на лыжах. Не представляю, какое нужно иметь для этого сердце.

Мяч по колено

— Наше послевоенное детство... Чем был для нас, мальчишек, настоящий мяч?! Мячи у нас были из тряпок, из собранных костей, да-да — костей! Иногда получалось достать мяч. Но не футбольный, а волейбольный. На футбольный нам не хватало денег.

И вот в нашу жизнь ворвался громадный красный мяч. Дядя Паша, отец Семина, купил и подарил Юрке мяч. Дядя Паша был максималист. Поэтому он купил самый дорогой и красивый кожаный мяч. Но баскетбольный. Почему баскетбольный? Да потому, что он был самым большим. А нам, мальчишкам, по крайней мере мне, он казался по колено. Мы били по мячу, и было ощущение, что нога от него отскакивает. А он оставался на месте.

Тут же Юрка стал самым популярным. У нас была так называемая клубная поляна. И вот утром в футбол играли мальчишки, потом приходили ребята постарше. А мяч-то один. И Семин уже играл с ними. Позже появлялись взрослые мужики. И Юрка уже играл с ними.

И однажды, как раз на моем 60-летнем юбилее, он сказал: «Как хорошо, что именно мой отец подарил мяч мне, а не дядя Саша, твой отец, подарил его тебе. Иначе мы потеряли бы замечательного артиста». И затем скромно закончил: «А я не занялся бы футболом. А я ведь кое-чего в нем достиг».

Александр ЛЮБИМОВ