Консультируют специалисты «ФиС»

Пост: здоровье и самочувствие

2020 3 kon

Проведение постов вносит существенные изменения в обычное питание верующих. У православных христиан особенно продолжительно ограничение набора продуктов во время Великого поста — он продолжается 49 дней от Масляной недели до Пасхи (в 2020 году — со 2 марта до 18 апреля. — Ред.).

Утверждают, что возникновение многочисленных постов в православии имело экономическую подоплеку — надо было сберегать продукты. Более 100 лет назад А. Н. Энгельгардт писал: «Конечно, и говорить нечего, если бы было достаточно мяса, сала, молока (то есть творогу), то в деревне летом никто постов не держал бы». В подтверждение тому Энгельгардт приводил примеры, как легко при наличии скоромной пищи сельчане нарушали пост.

Церковный устав запрещает во время Великого поста употребление продуктов животного происхождения (мясо, молоко, яйца), а также ограничивает потребление рыбы. Растительное масло не вкушают с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник. Растительное масло разрешено в субботы и воскресенья, в Страстной четверг и в дни некоторых особо чтимых святых. Рыба разрешена лишь два раза — на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу можно вкусить икру.

В одобренной духовенством книге «Энциклопедия православной кухни» (Н.-Новгород, 1998, с. 293) читаем: «Личное дело благочестия вкушать или нет черепнокожных». Дозволенными черепнокожными были раки, крабы, креветки, омары и устрицы. Древняя традиция отождествляла красный цвет овощей с кровью Христа и налагала запрет на потребление постящимися моркови, свеклы, красного перца и помидоров. В первый день поста — в Чистый понедельник и в предпоследний — на Страстную пятницу рекомендуют вообще воздерживаться от пищи.

Люди старшего поколения помнят, что атеистическая пропаганда делала акцент на вреде постов для здоровья. Отмечали, например, что были случаи нарушения зрения у постящихся, вплоть до необратимой слепоты. Причина тому — недостаток в рационе витамина А. При его нехватке вначале страдает ночное зрение, даже в сумерках возникает куриная слепота, а при глубокой недостаточности роговица глаза разрушается и заменяется бельмом. Витамин А содержится в исключаемых при посте мясе, яйцах, молоке и рыбе. Отказ постящихся от красных овощей и фруктов исключал поступление в организм каротина, вещества, из которого организм образует витамин А.

Тем не менее верующие люди подчеркивают оздоровительное значение постов. К полезным воздействиям строгих христианских постов относятся: исключение из рациона животного жира и холестерина; использование взамен животного жира растительных масел, богатых полиненасыщенными жирными кислотами и витамином Е; употребление бобовых растений, орехов; обилие в пище пищевых волокон; значительное содержание в растительной пище калия; способность растительной пищи противостоять закислению внутренней среды организма (что особенно важно для пожилых людей).

Невысокая калорийность пищи сочетается при православных богослужениях Великого поста с обилием поясных и земных поклонов и способствует удалению из организма излишка жира, накопленного за зиму.

Грибы в рационе постящихся — источник микроэлементов и, возможно, витамина D. Орехи и семечки пополняют рацион постящегося растительным маслом, ограничиваемым во время поста, и с ним полиненасыщенными жирными кислотами. Использование в пищу во время поста беспозвоночных («бескровных», или черепнокожных) животных поставляет полноценный белок, витамины В12 и D, железо, йод и другие нужные организму вещества. Разрешенные в некоторые дни поста блюда из рыбы также приносят пользу.

В общем же, благодаря своим диетическим особенностям посты могут вносить вклад в защиту от атеросклероза, сердечно-сосудистых и даже онкологических заболеваний.

Среди опасностей, подстерегающих людей, основательно ограничивающих свое питание во время христианского поста, отметим нехватку белка, витаминов А и В2, железа. Некоторые верующие по-прежнему полагают, что постный стол налагает запрет на красные овощи (морковь, помидоры и др.), но современная христианская кулинария дает разумный совет употреблять эти овощи.

Врачи рекомендуют восполнять во время поста нехватку витаминов и железа, принимая поливитамины и лекарства, содержащие железо, но иеромонах Анатолий (Берестов) и соавторы в книге «Обольщение о биодобавках» (М., 1999) категорически возражали против использования верующими биодобавок, и не только во время поста.

В газете «Протестант» (№ 6, 1991) я встретил неожиданное суждение: «Пища действительно не приближает нас к Богу, а вот ее отсутствие, пожалуй, приближает — и в духовном смысле, если постимся, и в прямом». Может ли пост подорвать силы человека и даже привести его к смерти? Обычно ссылаются на Н. В. Гоголя, уморившего себя голодом на десятый день поста. Столь непродолжительное ограничение питания, конечно, не могло стать причиной смерти. Имеется много версий болезни и смерти Гоголя, но почему-то забыли версию известного онколога П. Герцена: причиной смерти Гоголя был рак поджелудочной железы, препятствовавший задолго до поста потреблению пищи и приведший к исхуданию («АиФ», 2009, № 14, с. 11). А вот силы пост вполне может подорвать. Людям тяжелого физического труда, да и спортсменам-тяжелоатлетам для поддержания массы мышц нужен в пище животный белок, содержащий наиболее благоприятный для организма набор аминокислот. Вспомним, что Петр I добился у Святейшего синода разрешения на употребление мяса моряками во время постов.

Христианство рассматривает исключение животной пищи во время постов как одну из ступеней умиротворения человека и подготовки его к исповеди и причастию. Вспомним «Отелло» Шекспира:

Вот признак сердца, щедрого в любви,

Горячая и влажная рука.

Ей нужен пост и умерщвленье плоти,

Молитва, монастырь и благочестье...

Защищая наш мозг от опасности развития в будущем атеросклероза, вегетарианское питание вместе с тем оказывает на нервную систему и более краткосрочное воздействие. Умиротворяющее воздействие поста связано с недостаточным поступлением из пищи ряда нужных организму веществ.

Еще древняя философия Востока не без оснований считала мясо возбуждающим продуктом, и не удивительно, что его исключают во время христианского поста. Современная наука знает, что переходящие из мяса в бульон экстрактивные вещества обладают возбуждающим действием.

Утверждают, что отказ от мяса способствует медитациям в восточных практиках, но при этом не обсуждается воздействие поста на творческую активность человека. Скудное неполноценное питание используют в сектах для подавления воли адептов. У мусульман обеднение организма водой, гормональные изменения и измененный обмен веществ являются в дни поста (Рамадана) причиной нарушения самочувствия (головные боли, раздражительность, усталость, вялость). Вряд ли это способствует творческому настрою. Конечно, верующие в дни христианского поста ощущают духовный подъем, но не удается найти исследований фактической умственной работоспособности постящегося человека.

Академик Н. М. Амосов писал о голодании: «Не пробовал, не знаю, но двое моих сотрудников-кибернетиков голодали ради спортивного интереса: один — 20 дней, другой — 15. Болезнями они не страдали и до того, но кибернетических открытий в результате голодания тоже не сделали, хотя рассказывают, что была какая-то легкость в мыслях. Есть такое мнение, что голод обостряет творческие способности» («Раздумья о здоровье», М., 1979).

В зарубежных научных журналах опубликовано несколько исследований влияния постов на здоровье православных христиан. Проведены эти исследования в основном в Греции на Крите. Пост способствовал накоплению в организме полезных антиоксидантов и несколько снижал свертывание крови, что важно для защиты от тромбозов. Снижался избыточный вес тела, понижался плохой холестерин крови. Такие же изменения в обмене веществ выявлены и в опытах на животных, где воспроизводили условия питания при посте.

Рацион постящихся людей содержал меньше жира, в том числе меньше вредного насыщенного жира и трансжиров, в нем было больше овощей, фруктов и бобовых, больше полезных пищевых волокон, фолиевой кислоты, магния и железа (за счет черепнокожных и рыбы). Рацион содержал меньше натрия и кальция, но повышенное потребление молока после окончания поста компенсировало недостаток кальция.

Фактически речь шла о благоприятном для здоровья средиземноморском рационе. Но это всё в Греции с ее теплым климатом и специфическим набором растительной пищи. Вспомним, например, оливки. Традиция проведения весеннего (Великого) поста сложилась в странах с теплым климатом, где в это время много свежих овощей и фруктов.

В России с ее суровым климатом население вынуждено было в Великий пост питаться старыми припасами, что не шло на пользу. В письме «О размножении и сохранении российского народа» (1761) М. В. Ломоносов, ссылаясь на это, предлагал даже перенести пост на более позднее время. Ученый начинает перечисление пользы такого нововведения словами: «Если б наша Масленица положена была в мае месяце, то в[еликий] пост был бы в полной весне и в начале лета, а св[ятая] неделя около Петрова дня; то[гда] бы кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха…»

Другую неблагоприятную традицию Ломоносов узрел в перегрузке пищей до начала и по окончании поста. Казалось бы, переход от обычного питания к Великому посту постепенен: их разделяет Мясопустная неделя молочного вегетарианства, однако широкая Масленица сопровождалась чрезмерным перееданием — блины, сливочное масло, сметана и всяческая снедь. Вот что писал Ломоносов: «Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию Великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Разговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего: кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею стараются многие на весь в[еликий] пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны».

На здоровье человека влияет не только изменившийся при посте состав пищи, но и ее физические свойства — консистенция и температура.

Ссылаются на то, что еще в XI веке монашеский устав запрещал в будние дни в светлое время суток постящимся есть и пить (аналогия с постом у мусульман). После захода солнца и появления первой звезды разрешалось лишь «сухоядение», то есть можно есть только невареные (сырые или сушеные) фрукты и овощи без растительного масла и пить сырую воду два раза — после вечерней молитвы и перед утренней молитвой. Разрешалась также чаша натурального красного виноградного вина. В субботу и воскресенье один раз в день разрешалась вареная, горячая, растительная пища, но опять же без растительного масла.

Сухоедение во время постов сохранилось и в наши дни. Холодная грубая растительная пища неприемлема для людей, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритами и некоторыми другими заболеваниями. Во время поста возможно обострение желчнокаменной болезни и других заболеваний пищеварительной системы.

Но хотелось бы подчеркнуть, что христианство разрешает воздерживаться от проведения постов при болезнях, беременности и в других случаях, когда пост может оказаться вредным для организма. Более того, православие в своих советах по проведению постов всё больше делает упор на духовное очищение человека, а не на воздержание от пищи.

В заключение еще раз вспомним рассуждения М. В. Ломоносова: «Правда, что ежели кто на Масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет более духом, нежели брюхом, на св[ятой] неделе радуется о препровождении в[еликого] поста в истинных добродетелях, в трудах, обществу полезных и богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, — тот, конечно, меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скачков и пригорков».

Виктор КОНЫШЕВ, доктор медицинских наук