Накануне Нового года принято загадывать желания, строить планы на будущее. Но не менее важно подвести итоги прошедших лет, выделить наиболее важные жизненные события, сделать выводы, что и предпринял наш друг и автор, великолепный Андрей Львович Чирков — известный писатель, спортсмен, страстный любитель бега, пробежавший более 180 марафонов, в том числе на Северном полюсе.

 2020 12 chir2

I. Семь правил тренировок

  1. Важно устранять или обходить все препятствия, возникающие на пути тренировок и пробежек. Сам я, к примеру, выбегаю пораньше, пока жена не проснулась и не загрузила каким-нибудь поручением.
  2. Бегать в любую погоду. Радоваться и солнцу, и ненастью. И то и другое готовит к непредсказуемым испытаниям на пробегах и в жизни.
  3. Не думать, как переставлять ноги, а обращать внимание на окружающую природу, медитировать, беседовать с попутчиками.
  4. Прислушиваться к своему организму во время бега, что поможет уловить правильный тренировочный темп и фиксировать мелкие проблемки, пока дело не дошло до травм. Американский врач-кардиолог и бегун Джордж Шихан учил не следовать сложным тренировочным формулам, отслеживая пульс и стараясь бежать точно в заданном темпе, а бежать, установив свой внутренний датчик в положение «комфортно»: не слишком быстро и не слишком медленно. Темп, кажущийся правильным, — и есть правильный!
  5. Слегка размяться перед пробежкой, начинать потихоньку и не забыть сбавить обороты к концу. После легкой заминки повисеть на турнике около минуты и мягко сойти со снаряда. В результате этого упражнения я уже в пенсионном возрасте подрос на сантиметр.
  6. Давать организму солидную нагрузку, но не бегать до изнеможения. Этот принцип согласуется с теорией канадского врача Ганса Селье (1907—1982), изучавшего влияние стресса на организм и открывшего, что мягкий стресс стимулирует адаптацию (через бег, как стресс, тело привыкает к нагрузкам и совершенствуется), а избыточный стресс глушит способность к приспособлению. Теория Селье легла в основу системы тренировок Артура Лидьярда (1917–2004), основателя и популяризатора бега трусцой.
  7. Отдохнуть пару дней перед официальным забегом и после него. 

II. Семь правил на забеге

1. Помнить, что ты любитель: бежать в своем темпе, стараясь не ввязываться в состязания.

2. Особенно важно не спешить в начале забега, помня, что за каждую выигранную минуту за счет превышения своей оптимальной скорости придется расплачиваться тремя в конце дистанции. Да еще при этом переживать, что все тебя обгоняют, когда и так силы на исходе.

3. Бежать в проверенных кроссовках и носках.

4. Смазать детским кремом трущиеся части тела. И не забыть коротко постричь ногти на пальцах ног.

5. Не переедать перед забегом, но поесть жидкой овсяной каши за пару часов до старта.

6. Если стало трудно бежать, забыть о далекой конечной цели и стремиться к промежуточной. Или попробовать отвлечься, будто бежит кто-то другой, или вообразить что-нибудь заманчивое впереди, или представить что-то пугающее сзади. Подобные приемы рекомендовал проживавший в США индийский общественный деятель, философ и спортсмен Шри Чинмой (1931—2007), создатель международной марафонской команды и основатель многих пробегов по всему миру, включая самый длинный — на 5000 км.

7. При недомогании стараться его преодолеть. Если не получается, сбавить скорость, даже перейдя временно на шаг. При явном усилении болей сойти с дистанции.

III. Семь истин, открытых на бегу

  1. Бег поднимает настроение, повышает работоспособность и выносливость, увеличивает уверенность в себе.
  2. Тренированному сердцу достаточно меньшего количества ударов в минуту для обеспечения жизнедеятельности человека в спокойном состоянии, остается больший резерв для работы при нагрузках.
  3. Бег повышает стрессоустойчивость, помогает человеку легче перенести эмоциональные потрясения.
  4. На бегу легко и нетривиально решаются важнейшие проблемы.
  5. Бег не только тренирует тело, но и развивает интеллект человека.
  6. Бег помогает обнаружить скрытые таланты.
  7. Бег, особенно марафон, совершенствует человека, способствует его переходу на новый и более высокий уровень успешности.

IV. Семь тяжких испытаний, перенесенных ради любимого бега

  1. К своему первому марафону я готовился всего сто дней. Уложился в четыре часа, но после финиша мне дали понюхать нашатырь и отвели в медпункт, где уложили на стол под капельницу прямо с медалью на шее.
  2. Заплатил стартовый взнос на Лондонский марафон в размере   четырехмесячного оклада.
  3. Накануне Афинского марафона у меня случился отек Квинке, глаза в результате припухли. Но я вышел на дистанцию. На 20-м километре на пункте питания стоял таз с мокрыми поролоновыми губками. Они были желтого цвета, но я почему-то выбрал единственную серую. Когда я протер ею потное лицо, в глазах ужасно защипало. Наверное, кто-то помыл машину этой губкой, а затем бросил ее в таз. Только через километр боль в глазах стала проходить.
  4. Продал квартиру ради участия в марафоне на Северном полюсе.
  5. На зимнем марафоне «Дорога жизни» я оделся легко, холод быстро добрался до тела, и о себе дал знать седалищный нерв. Из-за него на 20-м километре я оказался среди отстающих, за которыми ехала недружелюбная машина «скорой помощи». По динамику вещали: «Первый уже финишировал, а эти всё колупаются!» Я попробовал отвлечься, мой рот растянулся до ушей, я замурлыкал песенку, бежал, покачиваясь в такт. «Смотри, как его шатает, — возвестила рация. — Окочурится — нам отвечать!» На следующий год я взял реванш: бежалось хорошо, от «скорой» удалось оторваться на километры и даже войти в тройку лучших в своей возрастной группе.
  6. Омский марафон в жару 36°С с налетевшей из Казахстана саранчой.
  7. Марафон на гору Конжак (Северный Урал) в год, когда в результате ливней растаяла снежная шапка горы и горные тропы превратились в ручьи.

2020 12 chir3

V. Семь уроков из ошибок, допущенных во время занятий бегом

Большинство моих ошибок было связано с поздним приобщением к бегу, с жадностью наверстать упущенное и с отсутствием наставников. За это директор марафона «Лужники» Валерий Шеханов назвал меня марафонцем-дикарем, а мои иностранные коллеги по марафонам на Северном полюсе и в Антарктиде в шутку говорили, что я бешеный марафонец. Ниже самые большие огрехи в моей беговой практике и некоторые выводы:

  1. Если вы не профессиональный спортсмен, то помимо регулярных беговых тренировок устраивайте себе один или два дня отдыха в неделю, в которые можете поплавать, покататься на велосипеде или на лыжах.
  2. Тщательно продумывайте детали экипировки и все нюансы. Во время марафона по Антарктиде я поленился тащить с собой воду и оставил ее на трассе, а когда добрался до нее, она замерзла.
  3. При подготовке к соревнованиям, включающим лестницы, как марафон по Великой Китайской стене, тренируйтесь через день. Особенно это касается спусков с приземлением на прямую ногу и повышенными ударными нагрузками на коленный сустав. Просто вспомните опыт тренировок скаковых лошадей: наших гоняют каждый день, и они выдерживают 5 лет, а немецкие тренируются через день и соревнуются до 20.
  4. Не ешьте тяжелую пищу перед стартом. Этот урок я получил во время Пасхального марафона в Москве. Накануне ел крашеные яйца и кулич — и финиш показался мне настоящей Голгофой.
  5. Не геройствуйте накануне соревнования. Как-то перед марафоном в Барселоне (Испания) я потащил тяжелый чемодан одной нашей спортсменки, а потом на забеге боролся не с дистанцией и жарой, а с обострившимися в результате такого «упражнения» заболеваниями.
  6. На крутых спусках есть соблазн расслабиться и мчаться под действием собственного веса на грани фола, едва успевая подставлять ноги, не затрачивая никаких усилий, обгонять маститых мастеров. Умерьте эйфорию! Это опасно. Вы можете добиться небольшого улучшения результата в этом забеге, но, получая микротравмы хрящей коленных суставов, наносите вред организму и осложняете свою беговую (и не только) карьеру в будущем.
  7. Бег полезен для большинства органов и помогает справиться со многими недугами, но в позвоночнике может создаваться избыточная компрессия дисков. Поэтому после пробежки требуются восстановительные упражнения. Например, неплохо повисеть на турнике или поплавать.

VI. Семь достижений в беге

1. Я пробежал более 180 марафонов на всех континентах, в том числе в Антарктиде и на Северном полюсе, где стал старейшим жителем планеты, преодолевшим дистанцию 42,2 км. На свое 70-летие я впервые в жизни покорил 70 км в рамках 13-часового бега (правда, замеры показали, что в азарте я пробежал два лишних километра). 75-летие отметил участием в забеге на крышу башни «Федерация» — самого высокого небоскреба Москвы.

С 2014 года я начал проводить марафоны «Бег в помощь» в ЦПКиО им. Горького — на 42,2 км, 21 км, 10 км и 5 км.

  1. Я научился находить на бегу правильные и нетривиальные решения в самых сложных ситуациях. Из нерешительного, неуклюжего неудачника бег помог мне стать уверенным, подтянутым, успешным человеком (Андрей Чирков включен в книгу «Who is who в России». — Ред.).
  2. Благодаря участию в экзотических марафонах мне удалось увидеть уникальные уголки мира. Это гора Конжак, гора Килиманджаро, Ниагарский водопад, Северный полюс, Антарктида, Сибирь, Австралия, казачьи села Каменоломня и Шапкино, Нью-Йорк, Филадельфия, Буэнос-Айрес, Афины…
  3. После более 50 лет работы в станкостроении я понял, что занимаюсь не своим делом, и сначала решился на свой бизнес, а затем, осознав свое настоящее призвание, стал записывать свои мысли и фантазии, приходящие на бегу. В результате у меня уже более 350 опубликованных рассказов и статей и пять книг о беге, за что я удостоен премии Международного фестиваля «50+ Достижения зрелого возраста» и премии Общественной палаты РФ в номинации «Жизнь на полную мощность».
  4. Получив травму по глупости, поставил протез коленного сустава, отказался от инвалидности и вернулся в бег.
  5. Марафон — это клондайк человеческих судеб. Я познакомился и подружился со многими замечательными людьми.
  6. Принимал участие в создании команды ветеранов «Бег в помощь» из восьми бегунов, общий возраст которых— 600 лет. Команда составлена из героев моих статей и книг о марафонцах.

VII. Семь самых ярких  стартов и финишей

1. Жара на Омском марафоне была почище, чем в Африке. Девочка вынесла бегунам стакан воды, который почему-то никто не брал. Тогда ребенок предложил кого-нибудь облить, и я согласился. В это время другой участник захотел пить. Я убежал и забыл про девочку. Вдруг почувствовал спиной холод: ребенок пожалел, что я остался не облитым, взял другой стакан, не догнал меня и плеснул воду вдогонку. До меня долетела всего одна капелька, которая помогала мне всю дорогу. Даже после того, как высохла.

2. На марафоне в Кимрах (Тверская область) мне особенно громко аплодировали мужики. И дело было не в том, что я стал победителем в своей возрастной группе. Оказалось, что мой стартовый номер (287) напомнил им молодость: 2 рубля 87 копеек стоила бутылка водки в советское время.

3. К марафону в Антарктике я готовился тщательно. Единственный русский из ста участников — хотелось пробежать достойно. Условия, конечно, непривычные: два раза преодолевали глетчер (ледник) 600-метровой высоты. В итоге финишировал через 5 часов 19 минут. Такой результат меня ужасно расстроил, поскольку мой обычный результат в то время был 3:20—3:50. Однако когда утром вывесили протоколы, оказалось, что я первый среди двенадцати ровесников. Второй отстал от меня чуть ли не на час.

4. Марафон в Барселоне дался тяжело. Рвусь из последних сил, догоняю симпатичную молодую испанку. Она не сдается: улыбнулась и прибавила скорость. Я смотрю на нее и тоже улыбаюсь… и тоже прибавляю. Зрителям такая борьба понравилась, они подбадривают нас обоих: «Ринго! Ринго!» Финишировали вместе — 3 часа 52 минуты 26 секунд.

5. Во время марафона на Северном полюсе при 30-градусном морозе и 100% влажности, не считая сугробов, я вымотался за семь часов бега в маске. Решил отличиться, прибежав последним. Однако вспомнил, что я самый великовозрастный участник этого первого в истории марафона, что придало силы. Финишировал девятым из одиннадцати полярников.

6. Марафон в Австралии был восхитительным, бежали вдоль океанского побережья с нескончаемыми пляжами из мельчайшего белого песка, обыкновенными и нудистскими (на которых загорают голышом). Был июль — середина зимы в Южном полушарии. Не очень жарко. Бежалось легко. Перед финишем я восторженно взметнул руки вверх. Через месяц мне прислали долгожданные фотографии моего финиша. Увидев их, я обомлел. При резком поднятии рук вверх моя майка с гордой надписью «RUSSIA» потянула за собой мои короткие трусы, от чего я стал похож на начинающего нудиста.

7. А вот история моего друга Володи Шашкова. На малочисленном марафоне в Переславле-Залесском Володю измотала жара — он отстал и начал искать дорогу к стадиону, расспрашивая прохожих. Добрые люди подсказали. Из последних сил Володя гордо влетел на арену и всполошил коз, пасшихся в густом репейнике. Старушка, которая присматривала за животными, участливо прошамкала, что в городе есть еще один стадион. Не добежал бы до него Володя, если бы за ним не увязались собаки, которые и придали ускорение громким лаем. Как затравленный заяц, Володя влетел на «правильный» стадион и пересек финишную черту… с обратной стороны. Увидев его, судьи оторвались от своих дел и повесили бедолаге медаль на шею, пока он бормотал: «Хорошо, что у вас только два стадиона!»

2020 12 chir4

Андрей ЧИРКОВ
Журнал «Физкультура и спорт», № 12 за 2020 год