Никогда прежде не получал такого удовольствия от Кубка России по плаванию, как в этом году с его диковинным форматом. Обычно проходной, на сей раз турнир собрал чуть ли не весь цвет. Оно и понятно: пловцам, прошедшим испытания долгим отлучением от воды, режимом самоизоляции и тяготами возвращения в родную стихию, не терпелось доказать (себе — прежде всего), что они не сбились с курса. Пару дней следил за тем, что происходило в обнинском «Олимпе», по телетрансляции. И выделил гвоздь программы — дуэль на 200 метров брассом между москвичом Антоном Чупковым и питерцем Кириллом Пригодой. Еще бы! Оба — действующие чемпионы и рекордсмены мира! И именно на этой дистанции. Первый — на длинной воде, второй — на короткой. Тогда мне показалось: Антон потому проиграл, что чуть запоздало включил высшую передачу.

 2020 12 malk3

Антон Чупков в 2019 году стал лауреатом Национальной премии спорта.
Фото Ф. Успенского

Днем позже, сменив кресло у компьютера на трибуну бассейна по соседству с Александром Немтырёвым, наблюдал, как его ученик взял реванш на стометровке. Правда, скорее символически, с разницей всего в одну сотую. На мой вопрос, что пошло не так накануне, тренер пожал плечами: «Он всё делал правильно».

За дуэтом Немтырёв—Чупков слежу давно и не припомню, чтобы Александр Сергеевич хоть раз в чем-то упрекнул Антона. Хотя нет, разногласия между ними всё же возникали. На почве... футбола. Антон, прилично игравший в детстве, до сих пор неравнодушен к кожаному мячу. Наставник же справедливо считает это хобби вредным для плавания. Пару раз парень даже поплатился — подворачивал голеностопы. Гнать с поля его приходилось чуть не пинками. Но до ругани дело не доходило. Ограничивалось напоминанием: «Антоша, милый, мы же профессионалы!»

Недавно Чупкова спросили, не возникал ли у него соблазн поехать в США, чтобы учиться и тренироваться в более комфортных условиях. Выяснилось, что такой вариант никогда не рассматривался: «В Америку меня звали не раз. Но я понимал, что здесь тренер, который меня знает с детства. Мы хорошо сработались, и главное — добились результатов. Какой был смысл что-то менять?»

Срабатываться они начали 13 лет назад. После того, как Наталья Быкова, преподав Антоше курс начальной подготовки, передала его Немтырёву. Тренеру с еще советским стажем и опытом запуска пловцов на орбиту сборной. «Главное ведь в нашем деле — найти хороший материал, — убежден он. — Это потом его можно шлифовать, обтачивать и так далее. А найти — всегда заслуга первого тренера».

Именно с его подачи, замечу, Быковой было присвоено звание заслуженного тренера России. После того, как Чупков стал бронзовым олимпийским призером и завоевал «золото» чемпионата мира. Наталья Юрьевна заслуг своих не преувеличивает. Кроме единственной — в том, что ей удалось отговорить Антона променять плавание на футбол. В благодарность тот ее не забывает: часто звонит, делится впечатлениями и даже — премиальными.

А вот первыми заработанными в бассейне деньгами — за пять побед на детских соревнованиях — он делиться ни с кем не стал. На следующий же день Немтырёву позвонила взволнованная мама: «Знаете, что он на эти деньги купил? Электромясорубку мне в подарок».

Отца Антон помнит плохо — тот умер, когда он был совсем маленьким. Он страшно любит маму, которая растила сына одна. «Но ничего от “маменькиного сынка”, — заверил меня когда-то тренер, — вы в нем не обнаружите. Парень самостоятельный, рассудительный и ответственный».

Познакомились мы в конце 2014 года. Того самого, который принес Чупкову первые награды юношеского первенства Европы в голландском Утрехте, включая два эстафетных «золота», и победу на юношеских же Олимпийских играх в китайском Нанкине на 100 метров брассом (плюс мировой рекорд в полуфинале). Там же блестяще выступила и Роза Насретдинова, тоже ученица Немтырёва.

Занятно, что сценарий интервью мне пришлось тогда переписывать на ходу. Потому что он сработал на опережение, настоятельно попросив не преувеличивать цену успехов подопечных: «Да, у этих игр немало общего с “большой” Олимпиадой. Но не забывайте, что выступали на них в основном необстрелянные юниоры». После чего разговор свернул в колею предстоящих задач и далеко не самых благоприятных условий для их решения.

Незадолго до того наш герой умудрился сделать селфи с самим президентом России. На встрече Владимира Путина с юными олимпийцами Антон с этой целью к нему приблизился, наткнулся на охрану, но глава государства сказал: «Это же дети!» Опережая события, замечу, что через пять лет он поздравит Чупкова с победой и мировым рекордом на чемпионате мира-2019. Телеграмма будет начинаться так: «Вы вновь убедительно продемонстрировали свой огромный победный потенциал».

Между тем в порядке хронологии этот потенциал реализовался таким образом. В апреле 2015 года 18-летний Чупков в ранге чемпиона России на 200 метров брассом сам позировал для селфи и раздавал автографы поклонникам. В июне на Европейских играх в Баку он обновил свое мировое достижение на «сотне». На чемпионате мира в Казани от дебютанта взрослой сборной многого не ждали. А он не просто доплыл до финала двухсотметровки, но и завладел юниорским рекордом мира.

Этот чемпионат Антон считает знаковым для себя: «Хотя я занял лишь седьмое место, зато впервые осознал, что нахожусь в элите мирового плавания. Мне было всего 18, я хорошо понимал, что всё впереди и есть куда двигаться».

В Казани от пьедестала его отделили полторы секунды. На пути к Олимпиаде они с наставником заметно нарастили обороты, прибавили в «физике» и, что немаловажно для выживания в элите, выработали фирменную тактику — отпустить соперников на первой сотне метров и догонять на второй, чтобы взорваться мощным финишем.

В Рио перед подъемом на стартовую тумбочку они с Дмитрием Баландиным обменялись рукопожатием. А после финиша Антон первым поздравил приятеля из Казахстана с победой. Он хоть и финишировал третьим с национальным рекордом, проиграв практически касание еще и американцу Джошу Прено, но к радости примешивалась легкая досада за упущенное «золото»: «Эх, еще хотя бы один лишний метр!»

Немтырёв, множество раз просмотревший этот заплыв, утверждает, что Чупков первым бросил руки на финиш, но, видимо, сделал это недостаточно сильно — не пробила электроника.

Уже на старте очередного сезона Иппэй Ватанабэ первым в истории преодолел 200 метров брассом быстрее 2.07. С японцем у Чупкова давние счеты, еще с Игр в Нанкине, где тот его опередил. Но на чемпионате мира в Будапеште Антон не оставил японцу ни малейшего шанса. Между прочим, там Баландин даже до финала не доплыл, чем очень огорчил Антона. «Я думал, в Будапеште уровень результатов будет более высоким, — признался Немтырёв. — По ходу сезона человек шесть-семь показывали примерно одно время. Рассчитывал, что борьба с Ватанабэ будет ноздря в ноздрю. А Антон взял и двумя гребками от него оторвался».

Установив тогда европейский рекорд, Чупков воспринял это как должное, лишь как веху на пути к мировому. Когда тренера спросили, за счет чего тот может плавать быстрее, он ответил: «Посмотрите на Антона. Он же рядом с этими бойцами совсем пацан! Силенки, массы не хватает. Но с этим я не тороплюсь. До Олимпиады еще три года, а это резерв, причем приличный».

Через год на чемпионате Европы в Глазго Чупкову до мирового рекорда не хватило всего 0,1 секунды. А за год до Олимпиады подобные вопросы вообще отпали за ненадобностью. Хотя накануне чемпионата мира даже такой авторитет как четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов назвал тактику Чупкова уязвимой. Дескать, напрасно он делает ставку на высокий финишный темп. Как выяснилось в корейском Кванджу, вовсе не напрасно.

Когда австралиец Мэттью Уилсон в полуфинале повторил мировой рекорд, россиянин был несколько удивлен (тот по молодости успел о себе заявить разве что в эстафетах), но ничуть не озадачен. Он был готов к любым вызовам и четко реализовал установки тренера, сотворив то, на что не способен никакой другой брассист в мире.

2020 12 malk2

В финале первые два «полтинника» Чупков проплыл восьмым, отставание от лидера доходило почти до корпуса. Уилсон же предпочел со старта рвануть в карьер, а дальше терпеть из последних сил. Третью четверть Антон завершил пятым. А на последней ускорился и всех обставил. Заодно сбросив 0,55 секунды с мирового рекорда. На пьедестал он поднялся в компании Уилсона и Ватанабэ — уже бывших сорекордсменов.

Информация для тех, кто не в курсе. На этой дистанции россияне никогда не выигрывали олимпийское «золото». А последние победы наших пловцов (Александра Попова и Дениса Панкратова) датированы Играми 1996 года. После чемпионата мира-2019, где кроме Чупкова отличились Юлия Ефимова и Евгений Рылов, а еще семь раз наши завоевали «серебро», сомнений в том, что затянувшаяся пауза будет прервана в Токио-2020, уже не осталось.

Антон от вопросов по этому поводу не увиливал: «О шансах войти в историю пока не задумываюсь. Сначала надо стать олимпийским чемпионом, а потом будут эмоции и впечатления. Поставлена цель — исключительно для ее достижения и работаю». При этом он не забывал отметить роль тренера: «Каждый раз он говорит что-то новое. Но всегда обращается ко мне — Малыш». Перед тем, как я установил мировой рекорд, сказал: «Малыш, давай, я в тебя верю! Играй в свою игру, удачи тебе, парень!»

Пандемия нарушила их рабочие планы, отодвинула эту цель на год, но не заслонила перспективы. В конце марта тренировочную базу «Озеро Круглое» закрыли, сборную по плаванию распустили, и Антон на целых два месяца сел на домашний карантин. Он вполне мог себе позволить, но из-за постоянных разъездов по миру так и не удосужился поменять их с мамой двухкомнатную квартиру в столичном районе Перово на более комфортное жилье. Никаким тренажерам там, понятно, места не нашлось. Чтобы хоть как-то поддерживать тонус, тягал вместо гантелей пятилитровые бутыли с водой. Выходил наружу только в магазины, иногда отвозил продукты бабушке с дедушкой.

Естественно, связь с тренером, вынужденным блюсти строгий режим для тех, кому «65+», не прерывалась. Они встретились на «Круглом» в начале июня, пару дней отсидели по своим номерам в гостинице, дожидаясь результатов тестов на коронавирус, а после первой же тренировки Александру Сергеевичу было приказано... покинуть базу. По той причине, что по дороге в бассейн он забрел не на ту лестницу и оказался в «красной зоне».

Казус этот, впрочем, остался без последствий. Антон и сам знал, что делать для восстановления. Потом они вернулись в давно обжитый МОЦВС на Мироновской. В названии этого водного комплекса хоть и присутствует слово «олимпийский», но лишь как отголосок Москвы-80, которой он обязан рождением. Увы, вариантов получше в столице не осталось. Не будь ограничений, улетели бы за границу, где готовились почти весь прошлый год.

Особенно понравился им Кувейт. Зимой сборная отправилась на Тенерифе, а Немтырёв с Чупковым приняли приглашение тамошнего шейха. Арабы чуть не на руках их носили, вывозили на яхте рыбачить, у бассейна толпа поклонников часами ждала, чтобы сфотографироваться с Антоном и получить автограф.

В сочинской Красной Поляне, куда им помогла попасть Федерация плавания, появление двукратного чемпиона и рекордсмена мира особого ажиотажа не вызвало. Условия же для работы превзошли все ожидания. О том, что она принесла желаемые плоды, мы смогли судить уже по первым долгожданным стартам. Правила игры могут меняться. Но стремление выигрывать «Малышу» еще не изменяло.

Евгений МАЛКОВ
Журнал «Физкультура и спорт», № 12 за 2020 год