Печать
Просмотров: 914

Ближе к зиме многие заняты поисками средств для повышения иммунитета. Наряду с физической активностью и закаливанием не менее важным является правильное питание, способное снизить восприимчивость к инфекции или, по крайней мере, облегчить ее течение. Интерес к питанию для защиты от инфекции основательно возрос как у населения, так и у врачей в связи с эпидемией коронавируса COVID-19.

 2020 10 kon

Ведь смертность от этой болезни пропорциональна показателям неполноценного питания. Вред приносит как недостаточное обеспечение организма нужными ему веществами, так и ожирение. По данным врачей, излишнее накопление жира в организме ухудшает дыхание из-за нарушения подвижности диафрагмы, нарушает иммунный ответ на вирусную инфекцию, способствует воспалению и повреждению кровеносной системы. При ожирении чаще возникает тяжелое течение COVID-19 и потребность в искусственной вентиляции легких. Сравнительно молодые, но тучные люди оказались одной из групп риска COVID-19 — и это повод похудеть.

Жертвами COVID-19 в ряде стран нередко оказывались и люди, не имевшие возможности полноценно питаться. Академия питания и диетологии (США) озаботилась риском плохо питающихся людей заболеть коронавирусом. О вреде неполноценного питания полезно подумать и нашим любителям худобы, изнуряющим себя строгими неполноценными диетами.

К началу пандемии врачи не располагали ни точными сведениями о лекарствах для лечения, ни данными о составе рациона, полезного для защиты. Поэтому для предупреждения инфекции COVID-19 пришлось опираться на имевшиеся сведения о защите от гриппа и других вирусных заболеваний и от болезней, вызываемых бактериями. Вспомним эти полезные сведения, ведь с вирусами гриппа и ОРЗ мы встречаемся каждый год.

Среди веществ, необходимых для иммунитета, врачи в первую очередь называют белок пищи, витамины и некоторые минеральные элементы. Белок нужен для синтеза иммуноглобулинов, нейтрализующих бактерии и вирусы.

Витамины необходимы для работы защитных систем организма. В 1964 году журнал «Вопросы питания» опубликовал исследование известного витаминолога В.В. Ефремова, доказавшее в условиях заводского цеха способность поливитаминов (комплекс А, В1, В2. РР и С) снизить заболеваемость гриппом и ОРЗ по сравнению с количеством заболевших в том же коллективе за предыдущий год. Правда, возникает сомнение, может быть, заболеваемость в предыдущем году была выше, чем в год выдачи обследуемым витаминов. Кроме того, помимо витаминизации в цехе проводили гигиеническую просветительную работу, не менее важную для профилактики заболеваний. Не удивительно, что в этом исследовании ниже оказалась и заболеваемость кишечными расстройствами.

Многие годы продолжался спор о способности витамина С защищать от гриппа и ОРЗ. Для защиты от простуды пытались использовать гигантские дозы витамина С, иногда до 10 г, однако польза этого не подтвердилась. Более того, столь большая доза может нанести организму вред. Зарубежные специалисты на основании своих исследований полагают, что этот витамин не способен защитить от простуды, но всё же снижает тяжесть заболевания и несколько ускоряет лечение. В наши дни врачи утверждают, что для иммунитета особенно важны витамины А, В6 , В12, С, D, Е, фолиевая кислота.

Витамин А даже называли противоинфекционным, хотя, конечно, это важная, но не основная его роль. При недостатке витамина А возникают нарушения в легких, снижающие устойчивость к вирусной инфекции.

Обнаружилось, что витамин D нужен не только для прочности скелета и защиты от рахита, но и для формирования иммунного ответа. При участии этого витамина образуется ряд веществ, нужных для иммунной защиты. В Китае обнаружили, что полноценная обеспеченность организма этим витамином снижает заболеваемость гриппом и тяжесть его течения. В ряде стран заболеваемость COVID-19 и тяжесть течения болезни оказалась ниже при хорошей обеспеченности витамином D. В аспекте COVID-19 особенно неблагоприятно сочетание недостаточности витамина D с ожирением.

Сочетание витаминов С и Е пытались использовать для снижения сердечных осложнений при инфекции COVID-19. Однако в пище витамин Е представлен множеством сходных веществ с неодинаковой физиологической активностью, тогда как аптечные препараты витамина Е содержат лишь некоторые из них.

Витамин и потребность в нем. Источники в питании

Витамин А. 900 мкг ретинола. Печень, мясо, рыба, молоко и молочные продукты (жирный творог и др.), сливочное масло, яйца. Образуется из бета-каротина и родственных веществ.

Витамин D. 10 мкг, после 60 лет — 15 мкг. Яйца, печень, сливочное масло, жир печени трески, икра, жирная рыба, некоторые грибы. Образуется в организме под действием ультрафиолетовых лучей солнечного света и УФ-ламп.

Витамин Е. 15 мг. Растительное масло, орехи, меньше в бобовых, яйцах, крупах, хлебе, пищевой зелени (шпинат), сладком перце.

Витамин С. 90 мг. Пищевая зелень, сладкий перец, черная смородина, облепиха, клубника, цитрусовые, киви, шиповник, брокколи, капуста белокочанная. В картофеле содержание умеренное. В черной смородине и в шиповнике нет фермента, разрушающего аскорбиновую кислоту, поэтому в них она лучше сохраняется.

Витамин В1. 1,5 мг. Нежирное мясо, печень, почки, крупы (гречневая, пшенная, овсяная), бобовые, хлеб из муки грубого помола, дрожжи.

Витамин В2. 1,8 мг. Печень, почки, мясо, птица, яйца, молочные продукты, бобовые, крупы (гречневая, пшенная, овсяная), хлеб из муки грубого помола. Усвояемость из зерновых ниже, чем из других продуктов.

Витамин В6 . 2 мг. Печень, почки, мясо, птица, рыба, творог, яйца, крупы (особенно гречневая, овсяная, пшенная), бобовые, орехи, хлеб из муки грубого помола, картофель.

Витамин В12. 3 мкг. Печень, почки, меньше в мясе, молоке, яйцах. Содержание в рыбе сильно зависит от вида (много в кете, сардинах, атлантической скумбрии). Дрожжи не являются источником этого витамина. В большинстве растений отсутствует.

Витамин РР. 20 мг. Печень, почки, сыр, мясо, рыба, молоко и молочные продукты, бобовые, крупы гречневая, овсяная, пшенная. Из круп, особенно из кукурузы, усваивается плохо. Образуется в организме из аминокислоты триптофана.

Фолиевая кислота. 400 мкг. Печень, яйца, капустные растения, пищевая зелень (особенно петрушка, шпинат, салат, черемша), спаржа, зерновой хлеб, бобовые, дрожжи, отруби, йогурт. Содержание в мясе, фруктах и ягодах невелико.

В спорах об эффективности препаратов витамина С и других витаминов в защите от инфекции важно учитывать исходное состояние организма. Защита введением витаминов особенно важна для людей, испытывающих недостаток в витаминах, а таких среди нас много («ФиС», 2020, № 6). К тому же сама инфекция повышает потребность в витаминах.

Эпидемия COVID-19 заставила врачей обратить внимание на значение минеральных веществ пищи в защите от вирусной инфекции. Были проанализированы известные к началу эпидемии сведения о роли цинка, селена, магния и меди в защите от вирусов и бактерий, начато накопление данных о роли микроэлементов в защите от COVID-19. В Китае ученые обнаружили связь между излечением от COVID-19 и содержанием в волосах больных селена. Чем больше селена, тем успешнее лечение. Ранее отмечали роль обеспеченности организма селеном в защите от гриппа. Недостаток в организме цинка повышает восприимчивость организма к вирусам. Медь важна для формирования иммунитета к бактериям. Врачи отмечают, что в условиях инфекций потребность организма в микроэлементах возрастает.

Элемент и потребность в нем. Источники

Медь (Cu). 1 мг. Печень, морепродукты, зерновые продукты (гречиха, овес), бобовые (горох, фасоль), орехи, твердые сыры, какао, шоколад. В молоке крайне мало. Усвоению мешает цинк.

Магний (Mg). 400 мг. Морская рыба, хлеб из муки грубого помола, крупы (гречневая, пшенная, ячневая и др.), бобовые, кунжут, отруби, орехи, салат, шпинат, какао, шоколад, чернослив, семечки. Усвоению мешают фитаты пищи, лекарство омепразол.

Селен (Se). 70 мкг мужчинам, 55 мкг женщинам. Печень, почки, мясо, зерновые и бобовые продукты, отруби, орехи, морская рыба (треска, сельдь, тунец и др.). В областях с пониженным содержанием селена рекомендуется принимать биодобавки с селеном или есть бразильские орехи.

Цинк (Zn). 12 мг. Печень, мясо, яйца, зерновые продукты (овсяная и гречневая крупы), ржаной хлеб, отруби, бобовые (горох, фасоль), орехи, тыквенные семечки, креветки, кальмары, сельдь, какао, шоколад, чай. Меньше в картофеле. Усвоению мешают фитаты, медь.

Особенностью заболевания при инфекции COVID-19 является неблагоприятная для организма вспышка воспаления, нередко повреждающего легкие. Врачам пришлось обратиться не только к лекарствам, подавляющим воспаление, но и к питанию, воздействующему на воспалительный ответ.

Задолго до эпидемии коронавируса появилось представление о воспалительном индексе рациона — оценке суммарного воздействия веществ пищи на проявления воспаления. Высокая калорийность рациона, насыщенный жир, трансжиры, углеводы усиливают воспаление. Антиоксиданты, флавоноиды, полиненасыщенные жирные кислоты группы омега-3, большинство витаминов, лук, чеснок, многие пряности (розмарин, орегано, куркума и др.) — снижают.

К сожалению, противовоспалительных омега-3 жирных кислот в рационе многих из нас мало. Это докозагексаеноевая и эйкозапентаеноевая кислоты — составная часть тела жирных океанических рыб (лососевые, сельдь, сардины, треска), креветок и рыбьего жира. Эти кислоты также образуются из линоленовой кислоты растительных масел. Но в наиболее распространенном подсолнечном масле линоленовой кислоты крайне мало. Более того, там много линолевой кислоты, усиливающей воспаление. Таким же усиливающим воспаление действием обладает арахидоновая кислота сала.

Хороший источник линоленовой кислоты — льняное и рыжиковое масла. К сожалению, линоленовая кислота слабо превращается в организме человека в длинноцепочечные омега-3 кислоты, подавляющие воспаление. Поэтому такие кислоты всё же хорошо получать в готовом виде из рыбы. Жирные кислоты омега-3 из рыбы не только подавляют воспаление, но и снижают риск тромбозов, что важно при заражении коронавирусом.

Врачи из Великобритании, США, Новой Зеландии и Нидерландов на основе изложенных фактов выступили в журнале Nutrients (2020, т. 12, № 4, с. 1181) с рекомендацией использовать для предупреждения заражения COVID-19 аптечные препараты витаминов A, В6 , В12 , C, D, E, фолиевой кислоты и микроэлементов в размере суточной потребности, а витаминов С и D даже больше. Ими же рекомендован прием препаратов докозагексаеноевой и эйкозапентаеноевой кислот — 250 мг в день (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7230749/).

Не станем утомлять читателя подробностями о том, как перечисленные вещества пищи взаимодействуют со сложной системой иммунитета и воспаления. Интересующимся даем ссылку на статью из журнала «Nutrients» (2020, т. 12, № 6). В ней приведена схема точек воздействия веществ пищи на механизм воспаления: https://www.mdpi.com/2072-6643/12/6/1562.

Почитатели восточной и нашей народной медицины дали свои советы.

Китайские ученые утверждают, что противобактериальное и противовирусное действие чеснока, лука, чая, солодки, черного перца, куркумы полезно при инфекции коронавирусом. В самом деле, по данным американских врачей, смесь пряностей, составленная из базилика, лаврового листа, черного перца, корицы, кинзы, кумина, орегано, петрушки, тимьяна и кореандра, снижала показатели воспаления у тучных больных, потреблявших много насыщенного жира.

Среди всевозможных советов по усилению иммунитета находим чай с куркумой, лимон с содой. Во время эпидемии коронавируса под влиянием рекламы резко возрос спрос на лимоны, чеснок, имбирь и куркуму. После введения режима самоизоляции Россия в 12 раз увеличила ввоз имбиря и в два раза — чеснока. Цена их возросла, а реальный вклад в защиту от коронавируса остался недоказанным, хотя известны противовоспалительные и противомикробные свойства имбиря и куркумы. Была попытка сделать официальной рекомендацией использование пажитника (шамбалы) в борьбе с эпидемией. Это растение обладает противомикробным действием.

Однако зарубежный журнал «Ланцет» в мае 2020 года опубликовал предостережение относительно растительных БАД: «Использование растительных средств для лечения COVID-19 требует осторожности». Авторы отмечали, что безопасность многих растительных средств не доказана, а вред их при других болезнях не раз обнаруживали пострадавшие пациенты.

Клинических доказательств защитного действия растительных БАД от COVID-19 опять же нет, механизм действия не изучен. Наконец, больные, прибегающие вместо обращения к врачам к самолечению травами, запаздывают в получении эффективной медицинской помощи.

Некоторые врачи отмечают важность использования в предупреждении инфекции COVID-19 добавок, содержащих про- и пребиотики (обзор https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpubh.2020.00186/full). Однако доктор А. Мясников считает пробиотики лишь бесполезными БАД. Тем не менее пробиотик, содержавший выделенные из грудного молока бактерии Lactobacillus fermentum, повышал эффективность иммунизации от гриппа (Nutrition; 2007, т. 23, № 3, с. 254). Обратили внимание и на важность для кишечной иммунной системы полноценного обеспечения растительными волокнами. Обнаружена их способность снижать воспаление. К тому же многие растения — источники каротиноидов и полифенолов, рассматриваемых врачами как польза в защите от COVID-19.

Однако шпинат, салат и другая пищевая зелень, капуста, соя, морские водоросли богаты витамином К, повышающим свертывание крови. При инфекции COVID-19 свертывание крови нередко повышено, и врачам приходится вводить больным вещества, противодействующие витамину К.

В рекомендациях китайских и индийских врачей находим совет пить до 3 л воды и напитков. Российская медицина, напротив, рекомендует потреблять воду лишь по чувству жажды, не загружая организм избытком жидкости.

Эпидемия коронавируса — благоприятное время для производителей продуктов хотя бы намекнуть, что их продукт защищает от вируса. Среди рекомендуемых изделий находим катодную воду и лапшу из тофу. В США Т. Кэмбелл использовал эпидемию для пропаганды блюд вегетарианского питания, утверждая о способности именно растительной пищи повышать иммунитет. В доказательство он ссылается на то, что в Китае и на Тайване иммунных антител к гепатиту В больше всего в крови вегетарианцев, хотя объяснение этого может быть весьма неоднозначным. В то же время врачи обращают внимание на снижение иммунитета при нехватке железа, вызванной питанием исключительно растительной пищей.

Врачи обобщают опыт борьбы с COVID-19, еженедельно в научных журналах появляются всё новые рекомендации, а нам важно обратить внимание на уже известные советы. Конечно, полноценное питание не заменит вакцинацию от инфекции, но поможет лучше справиться как с инфекционными возбудителями, так и с вызванными ими осложнениями. Еще раз отметим, что избыточный вес тела и эксперименты с сомнительными однобокими диетами отнюдь не усиливают иммунитет.

Виктор КОНЫШЕВ, доктор медицинских наук