Печать
Просмотров: 705

Размышляем, предлагаем, спорим

Отечественный футбол уходит с телеэкранов

2019 9 hod

Миллионы болельщиков на необъятных просторах России, от Мурманска до Южно-Сахалинска, сегодня лишены возможности посмотреть на общедоступных каналах любимый «Зенит», народный «Спартак» и обожаемый ЦСКА. Популярные клубы теряют потенциальную зрительскую аудиторию, ограничивая ее местом базирования и подписчиками платных каналов. Наш футбол вообще живет по специфическим законам.

 

Сегодня во всем мире футбол превратился в серьезный бизнес, в котором крутятся колоссальные деньги. Доходы ведущих клубов складываются из трех основных источников: продажа билетов на матчи, сувениров и атрибутики, прибыль от трансферов футболистов (хотя у ведущих клубов по этой статье, как правило, одни убытки) и продажа телевизионных прав. Последняя и приносит основные доходы.

Туринский «Ювентус», даже вылетев из-за скандала с договорными матчами в серию B, имел гарантированные доходы от продажи телеправ в размере 93 млн. евро за сезон. Доходы от продажи билетов при этом не превышали 8 млн. Да и сейчас, когда Старая синьора (прозвище «Ювентуса». — Ред.) на протяжении последних восьми сезонов выигрывает серию A, они не намного выше. Менеджеры «Ювентуса» даже не придумывают какие-то рекламные ходы, чтобы заманить зрителей на стадион. Над этим работают их конкуренты из «Торино». На матчи этой команды, которая в последние годы даже в Лигу Европы пробиться не может, в Турине ходит больше зрителей, чем на «Ювентус».

Сегодняшнее процветание английской премьер-лиги связано с телевизионным контрактом со спутниковыми каналами Sky и BTSport. Последнее соглашение предусматривает выплату лиге 5,136 млрд. фунтов за три сезона. В среднем каждый английский клуб, даже вылетающий из премьер-лиги в чемпионшип, получает 113 млн. евро за сезон. В лидерах, по последнему опросу, «Челси» и «Манчестер Сити», заработавшие по 181 млн. В двадцатке европейских клубов, обласканных телевидением, компанию английским составляют только «Барселона», «Реал» и «Ювентус». При этом Королевский клуб, несколько лет подряд выигрывавший Лигу чемпионов, заработал на телеправах меньше «Эвертона» и «Саутгемптона». Хотя в несколько раз больше, чем вся РПЛ (Российская премьер-лига. — Ред.).

Не нужно думать, что на английском телевидении работают исключительно патриоты, ратующие за Brexit в масштабах футбола. Медиамагнат Руперт Мердок, придумавший в начале 90-х нынешнюю бизнес-модель, думал прежде всего о собственных интересах. Принадлежавший ему спутниковый канал Sky был на грани банкротства. Благодаря трансляциям матчей чемпионата Англии через четыре года он вышел на 300 млн. фунтов прибыли.

«Представьте, что вы хотите сдать дом, — объяснял свою идею Мердок. — Если перед этим вы сделаете шикарный ремонт, этот дом будет стоить уже дороже. Инвестировав в английский футбол, мы создали продукт топ-уровня. АПЛ коммерчески — значительно более успешная лига, чем испанская, немецкая, итальянская или любая другая».

Английский футбол смотрят во всем мире. В Куала-Лумпуре, Вашингтоне или Сиднее знают о «Челси» и «Арсенале», да даже о «Вест Хэме» и «Сандерленде» гораздо больше, чем о «Баварии» или ПСЖ. Британские телевизионщики успешно монетизируют свое детище, продавая права на телетрансляции во все страны мира. Причем за возможность показать матчи английской премьер-лиги во многих странах разворачивается нешуточная борьба. В России специально образованный интернет-канал «Окко Спорт» выиграл ее у «Матч ТВ», заодно пригласив на работу нескольких лучших сотрудников с единственного общедоступного спортивного телеканала несколько.

О доходах от продажи телеправ на уровне английских клубов даже лидеры РПЛ мечтать не могут. Президент лиги Сергей Прядкин честно признался: «Мы отстаем от европейских чемпионатов по объективным причинам. Отсутствует конкуренция на телевидении, невысока цена за рекламу. Никак не можем перевалить за тот рубеж, который был еще в 2007 году. Россия уступает по показателям телевизионных контрактов не только пятерке ведущих лиг Европы, но и турецкой».

Даже увеличив за последние годы доход от продажи телеправ на треть и доведя его до 112 млн. евро, РПЛ находится в конце первой десятки европейских лиг. Сравните этот показатель с Испанией (1,250 млрд. евро), Италией (1,055 млрд.), Германией (820 млн.), Францией (617 млн.). Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что и уровень жизни российских болельщиков ниже, чем в большинстве европейских стран. На это, собственно, и напирают сторонники бесплатного показа матчей премьер-лиги на общедоступных каналах.

Лет десять назад, когда впервые был поднят вопрос о переходе на бизнес-модель, за основу которой приняли английскую схему, удалось подключить к решению вопроса тогдашнего премьер-министра Владимира Путина. Он заявил, что спутниковый канал «НТВ+» вместе с президентом РФС Виталием Мутко чего-то там намутили. Пытаются у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей. Хотя, конечно, Владимиру Владимировичу тарелку в рекламных целях преподнесли бы на блюдечке, его фраза о чего-то там замутившем Мутко стала крылатой.

Административный ресурс в России пока еще сильнее, чем законы бизнеса. В результате на десять лет вопрос о показе матчей российской премьер-лиги на платных каналах с соответствующим увеличением доходов отечественных клубов и, как следствие, повышением уровня их игры и успехов в еврокубках был отложен. Главные матчи тура долгое время показывали по «Первому каналу», который вовсе не желал показывать их в прайм-тайм. С появлением «Матч ТВ» спортивный монополист отечественного телевидения взял российский футбол в свои руки.

Правда, весьма своеобразно. В прошлом году в ведомстве Тины Канделаки решили, что на РПЛ можно зарабатывать так же, как это делают в Англии. В результате топовые матчи чемпионата России теперь можно посмотреть только по платному каналу, входящему в холдинг «Матч ТВ».

Исключение составляют некоторые матчи «Зенита». Ведь и питерский футбольный клуб, и федеральный спортивный канал принадлежат структурам «Газпрома», и для них слово «простого болельщика» Алексея Миллера — закон. По общедоступному другие простые болельщики смотрят сейчас игры типа «Урал» — «Уфа».

Как-то не учли наши телевизионные менеджеры нескольких нюансов. Дело даже не в том, что за просмотр матчей по платному каналу кто-то не может заплатить. В конце концов, 75 рублей за просмотр одного матча любимой команды — не столь уж высокая цена. Просто менталитет российского человека, привыкшего что-то получить бесплатно, не позволяет ему вести себя подобно английскому джентльмену.

В Англии никому и в голову не придет смотреть «пиратскую» трансляцию в Интернете. Если нет возможности подписаться на футбольный канал за 50 фунтов в месяц, можно сходить в ближайший паб и посмотреть хороший футбол в хорошей компании за пинтой хорошего пива. Многолетние традиции никто не отменял. Руководители же «Матч ТВ» с удивлением узнали, что наши умельцы уже давно наладили подобный процесс. При этом федеральный канал в прошлом сезоне категорически отказался продать сублицензии региональным каналам для показа матчей в отдельных частях страны. Справедливости ради скажем, что заявок было всего две, из Казани и Санкт-Петербурга, но «Матч ТВ» решил во что бы то ни стало продвигать идею показа матчей РПЛ по спутниковому каналу и приучать к ней российских болельщиков.

Всё бы ничего, но при этом по федеральному общедоступному каналу футбол идет чуть ли не в режиме нон-стоп. В прошлом сезоне были куплены права на показ чемпионатов ведущих европейских стран. Летом болельщики могли посмотреть матчи Кубка Америки и Кубка африканских наций, с трудом отличая звезд сборной Ганы от лидеров команды Камеруна. Представить себе, чтобы в Бирмингеме, Ливерпуле или Манчестере по общедоступному каналу можно было бы посмотреть московское дерби «Динамо» — «Спартак», да даже матчи чемпионатов Испании или Италии, можно только в страшном сне.

Как же совместить бизнес-проект по получению футбольными клубами прибыли от продажи телеправ с возможностью трансляций матчей на общедоступном канале? Одно из решений предложил босс «Спартака» Леонид Федун. По его мнению, нужно конвертировать государственные льготы в прозрачную поддержку профессиональных лиг. Лучше всего это сделать через механизм продажи медиаправ с прямой зависимостью от спортивных результатов. Как утверждает Федун, достаточно 80—100 млн. для РПЛ и 15 млн. для ФНЛ (футбольная национальная лига. — Ред.) с одновременным запретом использования бюджетных источников для спонсирования профессиональных клубов. Тогда из дотационных они и станут самофинансируемыми.

Идея, кстати, не новая. Подобным образом осуществляется господдержка футбола в Аргентине. Там из бюджета выделяются деньги государственным телекомпаниям, а они осуществляют трансляции футбольных матчей и распределяют деньги в зависимости от места клуба в турнирной таблице. Только на «Матч ТВ» предпочитают говорить об английской модели и потчевать телезрителей второсортным африканским футболом.

Да и РПЛ ничего не предпринимает, чтобы сделать отечественный футбол востребованным и продаваемым телепродуктом. Осенью на форуме спортивных лидеров в Санкт-Петербурге свои концепции излагали представитель испанской Ла Лиги Даниэль Серехидо и коммерческий директор РПЛ Павел Суворов. Послушав их, любой человек понял бы, почему испанские клубы получают от продажи прав на телетрансляции на порядок больше, чем российские.

Испанские функционеры ставят перед собой амбициозную задачу догнать и перегнать англичан. Конечно, эль-классико с участием «Барселоны» и «Реала» — это лакомый кусочек не только для болельщиков на «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу», но и для телевизионных компаний всего мира. Права на этот матч продаются отдельно, и именно благодаря эль-классико два испанских гранда входят в топ-20 клубов, получающих самые высокие доходы от телетрансляций.

Только в чемпионате страны эль-классико бывает два раза за сезон, а Ла Лигу надо продавать. Прежде всего, функционеры из Мадрида сделали ставку на испаноязычную аудиторию во всем мире. Затем стали продвигать свой телевизионный продукт в других странах. Очень перспективным считается азиатский рынок, да и российский вниманием не обделен. Менеджеры РПЛ по-прежнему ждут, когда указание смотреть российский футбол поступит если не непосредственно из Кремля, то хотя бы из администрации президента В.В. Путина.

Это в Нидерландах клубы, не сумевшие договориться ни с одним из существующих государственных каналов, сбросились и создали свой, который стал коммерчески успешным. Существует множество интересных моделей, которые позволяют сочетать, казалось бы, несочетаемые интересы бизнеса и общества. Только почему-то в России никто даже не пытается найти свой путь.

Жаль в этой ситуации лишь поклонников футбола с многолетним стажем, которые не могут увидеть матчи любимых команд на общедоступных каналах и не знают, что такое пиратский контент в Интернете.

Борис ХОДОРОВСКИЙ