Феномен человека

Что такое сенсомоторная терапия

В № 10 «ФиС» за 2019 год были перечислены пять базовых методов работы с телом, о которых рассказывает Яна Франк в своей книге «Будет сила — будет и воля. Как получить доступ к собственным ресурсам». О первом методе, телесной психотерапии, речь шла в № 10 и 11. Теперь поговорим о втором методе — сенсомоторной терапии. Рассказ о нем Яна начинает с того, что знакомит читателей с понятием «сенсомоторная амнезия».

Поясню подробнее, что это такое. Термин «сенсомоторная амнезия» используют многие терапевты, его автор — американский врач Томас Ханна. Ему же принадлежит еще один довольно распространенный термин — «соматика». Одна из его книг так и называется: «Соматика: возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем».

Я с этой книгой не знакома, хотя она переведена на русский язык. Зато хорошо знаю другую книгу Томаса Ханны «Искусство не стареть», издававшуюся на русском языке более 20 лет назад. Помню, что советами из этой книги я воспользовалась, когда пыталась найти управу на свой пояснично-крестцовый остеохондроз. Сначала сама делала упражнения из книги, потом посоветовала их знакомому, мучившемуся, как и я, болями в пояснице и в ноге, по ходу седалищного нерва. Спустя некоторое время получила от знакомого благодарность, так хорошо помогла ему эта книга!

Соматическое обучение в понимании Томаса Ханны — это совокупность методов, использующих способность мозга постоянно развиваться (нейропластичность) — с целью уменьшить или устранить воздействия остаточной памяти о травмах или стрессах, ставших причиной непроизвольного мышечного напряжения в тех или иных частях тела, которое вызывает боль, ограничивает подвижность, искажает образ тела в сознании его хозяина, что приводит к изменению движений и осанки.

Ханна нашел термин для обозначения эти остаточных явлений — «сенсомоторная амнезия», означающий потерю памяти о том, как можно свободно и координированно двигаться, и потерю способности это делать.

С точки зрения физиологии, способ выполнения соматических упражнений активизирует и объединяет сенсорные и моторные области коры головного мозга, вовлеченные в движение и восприятие ощущений. Активация коры головного мозга таким образом создает для нашего восприятия более полное и точное, с «более высоким разрешением» изображение тела.

Благодаря этому развивается способность контролировать мышцы более четко и плавно (появляются точность, скорость и изящество движений), уменьшается вероятность мышечных судорог и спазмов, а состояние нейромускульной системы всё больше и больше приближается к естественному состоянию покоя. С помощью соматических упражнений появляется возможность нейтрализовать стресс и последствия травм, обрести более качественный мышечный контроль, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, ощутить больше энергии в теле и т.п.

Осваивая и выполняя специально подобранные движения в зависимости от местоположения боли, мышечного зажима или нарушения осанки, занимающийся концентрируется на ощущениях, которые возникают в определенных мышцах или группах мышц. Так он развивает в себе более яркое физическое понимание, улучшает способность управлять собственными движениями и контролировать мышечное напряжение. Всё это позволяет за короткое время достичь значительного улучшения физического состояния, качества движений тела, осанки и внешнего вида в целом.

Томас Ханна выявил три нейромышечных рефлекса, которые наши тела вырабатывают и запоминают под давлением каких-то перегрузок и стрессовых ситуаций. Он дал им названия стартового, стопового и травматического. Эта классификация напоминает реакции на страх: нападение, бегство или замирание. Стартовый рефлекс — это когда организм настраивается на бой. Стоповый рефлекс — когда замирает от ужаса. Травматический рефлекс — своеобразная форма бегства. Например, когда после травмы человек начинает притягивать к себе раненую ногу, чтобы защитить ее, избегает каких-то движений, чтобы не пострадать снова.

Результат — хронические спазмы, которые человек сам уже не может преодолеть. Часть нашего мозга, отвечающая за осознанные действия, теряет контроль над мышцами. Так называемые субкортикальные (неосознанные) рефлексы берут контроль на себя. Это расстройство и называют сенсомоторной амнезией. Человек забыл, как командовать определенной мышцей. Однако хорошая новость, по утверждению Яны Франк, состоит в том, что это довольно легко лечится.

Симптомами сенсомоторной амнезии являются хронические напряжения и затвердения в мышцах, которые нас не слушаются, иногда мы плохо различаем, что именно чувствуем в пораженных местах.

Хотя речь всего лишь о затвердении тканей, причем не любых, а именно мышечных тканей и иногда глубоких слоев кожи, последствия могут быть самые разные. Увеличивается давление на нервы, сосуды, органы, суставы. Может нарушаться обмен веществ, дыхание, работа сердечно-сосудистой и иммунной систем. И вот мы уже имеем в результате широкий спектр заболеваний, которые могут происходить из-за такого мелкого «перекоса».

Чтобы обнаружить очаги сенсомоторной амнезии, терапевты делают с пациентами специальные упражнения, пытаясь выявить у них проблемы с контролем над своими движениями. Для лечения используются два метода. Один называется пандикуляцией и включает активные действия со стороны пациента. Другой — сенсомоторный фидбэк. В этом случае не обойтись без второго человека (в идеале — терапевта, но иногда можно наладить работу и с непрофессионалом, если разобраться, что именно вы пытаетесь исправить).

Фидбэк — это обратная связь. У вашего тела нарушена обратная связь с внешними раздражителями, но вы умеете разговаривать и объясняться с тем, с кем работаете. Поэтому возможно договориться и вместе искать поломку. А также проверять, стало ли лучше.

Если обобщить, то поиски очагов сенсомоторной амнезии сводятся к выявлению того, что у вас плохо вас слушается. Выглядит это примерно так: пациента просят пошевелить какой-то частью тела и для начала смотрят, обращается ли он вообще к правильной части. Яна пишет, что это кажется абсурдным, но если попросить несколько человек покрутить бедром, то можно увидеть много разных вариантов. Один будет поднимать и вращать ногу, другой согнет ноги в коленях, пытаясь вращать тазом, но вращательного движения так и не добьется. Или в ответ на просьбу пошевелить плечом очень многие поднимают руку, хотя это — движение руки, а плечо тут задействовано только второстепенно. А некоторые вращают только кистью руки, как это ни удивительно. Многие начинают задирать и отставлять от тела локти, а кто-то пробует шевельнуть именно плечом и обнаружит, что оно отказывается участвовать в этой затее.

Работа с пациентом заключается в том, чтобы проверить как можно большее количество движений и увидеть, насколько он в состоянии их выполнить. Его просят пошевелить по отдельности всем, чем можно: плечами, головой, шеей, пальцами, коленями, пятками. Можно также попросить втянуть или раздуть живот, скруглить спину и свернуть грудную клетку вперед, расправить плечи назад, отводить в разные стороны руки и ноги, причем под разными углами. Проверяют также мимические мышцы: как открывается рот, поднимаются брови, получается ли скривить только одну половину лица, поднять и опустить уголки губ. Яна советует проверить всё, что можно, и найти то, что трудно контролировать, что в зеркале выглядит не так, как кажется по телесным ощущениям. Сначала надо делать упражнения, не глядя в зеркало, а потом сравнить с отражением в зеркале.

Я согласна с тем, что пишет Яна: «Очень полезно смотреть на себя в зеркало и сравнивать свои ощущения с тем, что мы там видим. Еще полезно снимать себя на видео, когда вы пытаетесь отработать какое-то движение».

Кроме того, она советует во время ходьбы делать то маленькие, то длинные шаги. Или при ходьбе по плитке попытаться сделать шаг длиной с плитку, а потом закрыть глаза и сделать десять шагов, открыть глаза и проверить, насколько плиток вы промахнулись. А руки можно поднимать на заданный угол, соответствующий той или иной цифре на циферблате часов.

Вся терапия заключается в том, чтобы пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Тренироваться, напоминать телу, как это делалось, прислушиваться к ощущениям, пока вы их снова не услышите. У головы тоже есть куча тактильных ощущений, которые тоже могут «сломаться». Пациентам, у которых проблемы со слухом или с вестибулярным аппаратом, терапевт массирует уши, спрашивая, каковы при этом ощущения. Им также предлагают открывать и закрывать рот, глотнуть, зажав нос пальцами, чтобы выровнялось давление в ушах, массируют точку между глазами, виски.

Поделюсь собственными впечатлениями о том, как мое внутреннее ощущение собственного тела не соответствовало реальности. Тогда я ничего не знала ни о телесно-ориентированной терапии, ни о сенсомоторной амнезии.

В одном случае я поняла, что в моем теле есть небольшой перекос, с помощью коврика для йоги. Мой утренний комплекс начинается с упражнений стоя, а потом я делаю несколько упражнений, лежа на животе.

Мне казалось, что я ложусь на коврик симметрично — ось моего тела, от макушки до пяток, совпадает с серединой коврика. Сначала всё было нормально. Но вот в каком-то упражнении надо было лежа развести ноги на ширину плеч. И я заметила, что пальцы левой ноги всегда оказывались на полу, а пальцы правой ноги — на коврике (обычно ширина таких ковриков около 60 см). Стала наблюдать за собой и поняла, что это происходит каждый раз, когда я думаю, что лежу на коврике симметрично. А когда попыталась лечь так, чтобы мои ноги располагались одинаково по отношению к коврику, то чувствовала, будто выгибаюсь в одну сторону.

Спустя некоторое время я разлиновала свой коврик водостойким маркером вдоль и поперек. И всякий раз, принимая нужную для выполнения упражнения позицию, следила за тем, чтобы руки и ноги располагались симметрично по отношению к проведенным линиям. Через некоторое время я привыкла к такому положению, а имевшийся в пояснице дискомфорт пропал.

И вот еще один пример из моей практики. Обычно мне казалось, что я стою прямо, и чувствовала себя при этом вполне нормально. Но как-то заметила, видимо, в зеркале, что в той позе, которую я воспринимаю как стойку с правильной осанкой, прямой спиной и развернутыми плечами, у меня на самом деле верхняя часть тела наклонена вперед, а поясница отставлена назад. Я попробовала, глядя на себя в зеркало, встать ровно, выпрямив спину и отведя плечи назад. Поначалу было дискомфортно, я чувствовала себя неестественно, с чрезмерно выпрямленной, напряженной спиной, как у вымуштрованного солдата (про такую стойку говорят «словно аршин проглотил»). Но всё-таки я стала постепенно приучать себя стоять правильно.

Помогла мне в этом йоговская тадасана, или «поза горы». Вот как ее выполнять. Встать на коврик, опустить руки вдоль туловища, вытянуть макушку вверх, расслабить мышцы лица. Направить взгляд вперед и зафиксировать его на определенной точке перед собой. Задержаться в этом положении на одну минуту. Пятки и большие пальцы стоп соприкасаются, вес тела равномерно распределен по всем частям стоп. Подтянуть коленные чашечки, чтобы активизировать мышцы бедер, подтягивать живот вверх. Не прогибаться в пояснице, подкручивать копчик вниз. Раскрыть грудную клетку, отвести плечи назад и соединить лопатки. Вытягивать шею, макушкой тянуться вверх. Пальцы рук держать вместе, повернув тыльную сторону ладоней к бедрам. Раскрывать и поднимать грудную клетку. Сохранять ровное и расслабленное дыхание, продолжая наблюдать за положением тела. Задержаться в этой позе на 5—7 дыхательных циклов.

Мне сразу понравилось находиться в тадасане. Тело чувствовало себя легко и непринужденно, никакой напряженности, как у солдата на параде, не было. Но стоило закончить упражнение, как тело норовило вернуться в привычное положение, то есть наклониться вперед. Тогда я стала стремиться вставать в тадасану как можно чаще, где угодно — в переполненном вагоне метро, в очереди к магазинной кассе и т. д. Постепенно я привыкла к такому положению тела, и так стоять мне стало гораздо комфортнее, чем раньше.

Я присоединяюсь к совету Яны Франк: почаще наблюдать за собой — за своей осанкой, симметрией тела, его движениями. И если что-то не так, попытаться исправить ситуацию, самостоятельно либо с помощью других.

Ирина УТКИНА, кандидат биологических наук