Феномен человека

Телесно-ориентированная терапия:
и для тела, и для души

2019 10 utkО телесно-ориентированной терапии, как подразделения терапии (то есть лечения), мне известно давно. Однако, собираясь познакомить читателей журнала с тем, что пишет Яна Франк о личном опыте применения телесно-ориентированной терапии в своей книге «Будет сила, будет и воля. Как получить доступ к собственным ресурсам», я заглянула в разные источники с целью освежить знания на эту тему и узнала, что, оказывается, правильнее говорить или писать — телесно-ориентированная психотерапия.

Итак, телесно-ориентированная психотерапия (или работа с телом, бодиворк — body work, от английских слов body — тело и work — работа) — это направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента с помощью телесного контакта. Ее особенность заключается в целостном подходе к человеку: личность — это тело, разум и душа, рассматриваемые как единое целое.

 

Телесно-ориентированная психотерапия с привлечением специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, мягко влияет на состояние человека и применяется для снятия стресса, избавления от хронической усталости, комплексов и страхов, для лечения неврозов, депрессии, психосоматических расстройств.

С помощью телесно-ориентированной психотерапии возможно преодолеть сопротивление клиента, которое может возникнуть в тех направлениях психотерапии, где основной способ взаимодействия — речь.

В России с телесно-ориентированной психотерапией связывают имена Вильгельма Райха, Франца Александера, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайза, чьи книги переведены на русский язык, а также некоторых других зарубежных психотерапевтов.

Яна Франк, упоминая и эти фамилии, в основном ссылается на работы немецкого специалиста Хельги Поль, которая в нашей стране пока мало известна: «Хельга Поль, основавшая одну из систем “работы с телом”, написала целую книгу о лечении неопознанных заболеваний. Она считает, что большинство таких “мистических” болезней — просто болезни недообследованные.

Хельга убеждена, что у любого такого заболевания есть физическая причина (где-то в теле найдутся поврежденные ткани, которые являются источником симптомов). И она придумала способы, как их найти, и продолжает работать над этим вопросом.

Вся эта боль не “воображаемая”, она не родилась в мозге или в нервной системе, не является ложным, заблудившимся сигналом, отголоском какой-то химеры. Есть больное место. В этом месте что-то не в порядке с субстанцией, поэтому там возникли проблемы. Разница только в том, что повреждение иногда находится не там, где его предполагают классические врачи, поэтому и долго не отыскивается».

Надо пояснить, что перед этим Яна пишет, ссылаясь на официальные данные по Германии, что в последние 20 лет появляется всё больше пациентов, страдающих неопознанными заболеваниями. За этот срок почти не изменилось количество больничных, которые немцы берут в течение года. И так же стабильно число людей, выходящих на пенсию по инвалидности.

При этом количество людей, неработоспособных по причине неопознанных заболеваний, более чем удвоилось. Сегодня из-за таких болезней становятся нетрудоспособными столько же людей, сколько из-за ортопедических проблем, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний вместе взятых! Кого-то из них просто записывают (наверное, для удобства) в категорию страдающих различными видами депрессии.

2019 10 utk2Лишь очень немногие из таких пациентов обращаются к альтернативным терапевтам, работающим с какой-либо из систем «бодиворк», в результате чего более 90% этих пациентов полностью освобождаются от своих симптомов неизвестного происхождения. И всем им удается поставить диагноз, то есть найти физическую причину их страданий.

На самом деле ничего мистического в таких методах нет, главным образом они работают уже на стадии диагностики. Врачи альтернативной медицины ищут, пока не найдут, часто там, где обычные врачи даже не задумались искать.

Бывают, продолжает Яна, сложные, комплексные расстройства, при которых боль в животе может начаться из-за чего-то, что повреждено в ноге, в шее, в ухе. Но такие болезни мало изучены, и врачи не берутся искать их причины.

По сути, это гадание на кофейной гуще, потому что, если подходить к вопросу таким способом, сразу получаешь бесконечное множество возможных вариантов. Никто за такое не берется в нашем быстротечном мире, ориентированном на эффективность и продуктивность.

Большинство терапевтов, придумавших и продвигающих свою систему, начали искать новые пути, потому что у них у самих была та или иная неразрешимая проблема.

В поисках ответов на возникающие вопросы они читали книги коллег, уже разработавших какие-то методики, и первым делом пробовали излечить самих себя. А потом углублялись в вопрос так, что это становилось главным интересом в их жизни. Они сами практикуют, но никакой врач не способен перелечить всех. У них есть и последователи, но пока их мало. И поэтому некоторые из них написали пособия, по которым предлагают пациентам поработать со своими проблемами самостоятельно.

Все они признают, что некоторые вещи невозможно исправить без участия компетентного и опытного терапевта. Но во многих случаях пациент способен помочь себе сам. Многие «поломки» пациенты даже полностью в состоянии найти и исправить собственными силами! В конце концов, создатели новых систем сами тоже с этого начали.

Яна пишет, что прочитала ряд таких книг, они в чем-то схожи, как и сами системы. В свое время она прошла три таких лечения, каждое длилось около года, поэтому представляет себе, как выглядит работа с таким терапевтом.

Не считая себя компетентной, чтобы написать еще одну книгу, обобщавшую все эти чудесные знания, она решила описать то, что повторяется в большинстве этих систем и что, вероятно, является ключом к разгадкам. Она надеется, что эта информация кому-нибудь поможет хотя бы сдвинуться с мертвой точки, локализовать источник своих страданий или даже начать двигаться в сторону улучшений. Кто-то, возможно, вдохновится первыми успехами и найдет в Интернете и в библиотеках недостающие знания, чтобы вылечиться полностью. А кто-то поймет, что это ему подходит, и пойдет к специалисту, который избавит его от страданий.

Все терапевты подтверждают, что пациенты могут очень многое сделать для себя сами, а некоторые даже смогли полностью самостоятельно решить свои проблемы. И это, считает Яна, в любом случае очень важный и полезный шаг — взять всё в свои руки и начать искать решения самостоятельно. Как минимум, это может принести очень много интересных открытий в отношении собственного состояния здоровья и не только.

Для тех, кто хотел бы поискать дополнительную информацию о телесно-ориентированной психотерапии за пределами этой книги, Яна пишет, что она ходила на занятия по постуральной интеграции, сенсомоторной терапии по методу Хельги Поль и на лечение по методу Фельденкрайза. А также перечисляет методы, о которых долго собирала информацию: это ребалансинг, техника Александера, интегративная двигательная терапия и кинестетика — школа ощущения движения.

Знакомство с той или иной степенью освоения этих методов позволило Яне Франк сделать обобщение: в разных системах работы с телом почти всегда присутствуют 5 базовых методов, которые используются для достижения результата. У некоторых видов терапии какой-то из них отсутствует либо добавляются другие, свои. Но эти пять встречаются чаще всего, поэтому Яна решила о них написать:

  1. Телесная психотерапия.
  2. Сенсомоторная телесная терапия.
  3. Работа с триггерными точками.
  4. Массаж и лечение фасций и соединительной ткани.
  5. И только в последнюю очередь — ментальная работа по результатам терапии!

По мнению Хельги Поль, одной из самых распространенных причин того, что не удается найти причину заболеваний, является простая ошибка восприятия, которой страдают все люди.

Оказывается, мы плохо различаем боль, которая идет изнутри или снаружи. Пациенты часто с уверенностью говорят, что у них что-то болит внутри живота, в колене, в самом плечевом суставе, хотя повреждение ткани имеется на поверхности. Выслушав их жалобы, специалисты лезут в живот оптическими инструментами, делают рентген и пункции суставов, но ничего не обнаруживают.

При этом причина находится в том же месте, где у пациента болит, но только не внутри, а близко к поверхности кожи! Это касается и таких симптомов, как тошнота, головокружение, нарушение равновесия. Причину таких расстройств тоже принято искать в животе, в ухе, в голове, и не получается ничего найти, если на самом деле источник беспокойства находится на поверхности.

Вторая классическая причина — так называемые цепные реакции. Об этом пишут и говорят практически все терапевты. Это «классика жанра». Что-то в теле ломается, но организм мастерски компенсирует проблему. Чтобы купировать симптомы, тело подстраивается, где-то сгибается в нужную сторону, чтобы уменьшить напряжение. Из-за этого что-то перекашивается в другом месте, чтобы компенсировать и это, перекручивается третье, перестает слишком размашисто двигаться четвертое.

И в результате мы имеем болящую шею, хотя всё начиналось с проблемы в стопе. Здесь тоже не удается найти источник проблемы, потому что врачам некогда искать источники проблем на другом конце тела. Такие цепные реакции бывают сложносоставными.

Например, из-за затвердения в животе человек неправильно дышит. Из-за этого он неправильно говорит, его голос звучит поэтому неприятно, человек сильнее напрягает голосовые связки, пытаясь скорректировать звук. На выходе получаются боль в горле и пропадающий голос, иногда возникают затвердения в шее, из-за которых болят нервы в районе шеи и лица. А причиной является затвердение в животе.

По таким цепочкам, пишет Яна, часто обнаруживаются неожиданные причины для самых разных недугов: ухудшение слуха и зрения, шум в ушах, боли в суставах.

Неудивительно, что в таком случае офтальмолог смотрит в глаз и не видит никаких проблем, равно как и отоларинголог, ревматолог и все остальные врачи не находят ничего «по своей специальности». А искать причину проблем с глазами в пятке или в животе — для большинства людей слишком накладно.

Яна пишет, что в телесной психотерапии всё совсем иначе: здесь работают с телом, с него начинают, им занимаются и этим заканчивают. А как именно — узнаем подробнее в следующих номерах журнала.

Ирина УТКИНА,
кандидат биологических наук