Печать
Просмотров: 1194

Комментируем не сразу

Фигурное катание: танец или «перепрыгивание»?

2018 5 skor1

Судьба одиночного фигурного катания у женщин во многом в руках у тренера Этери Тутберидзе.
Председатель редакционного совета журнала «Физкультура и спорт» Анатолий Чайковский вручает именитому тренеру приз «Серебряная лань».

После блистательного выступления ученицы Этери Тутберидзе Александры Трусовой на чемпионате мира среди юниоров в Софии (март 2018 года), где наша юная одиночница исполнила впервые в истории два четверных прыжка, и специалисты, и любители фигурного катания, и журналисты заговорили о перспективах развития одиночного катания среди девушек и женщин. Были высказаны опасения, что эти соревнования превратятся в соперничество мастеров трюков. Победителей будут выбирать из тех, кто совершит больше опасных прыжков, в результате фигурное катание потеряет многое из того, за что мы его ценим: женственность, красоту, элегантность.

Наш спортивный обозреватель Елена Скороходова также решила поучаствовать в этой дискуссии.

Давным-давно, когда я была маленькой девочкой, в одиночном фигурном катании был раздел «Обязательные фигуры». Или, по-простому, «школа». «Школой» именовалось у фигуристов рисование различных фигур на льду лезвием конька.

Название ведь у катания «фигурное» от чего произошло? От фигур. Но не тех, которые фигуристы изгибами тел изображают, а которые остаются на льду в виде рисунков.

Первые фигуристы рисовали на поверхности льда очень витиеватые узоры. Особым мастером этого дела был наш соотечественник Николай Панин-Коломенкин — первый олимпийский чемпион в истории России (он завоевал золотую медаль в соревнованиях по фигурному катанию на Олимпиаде-1908 в Лондоне). Говорят, когда он катал фигуры, то делал это настолько виртуозно, что тогдашний чемпион мира швед Ульрих Сальхов впадал в истерику. Судьи даже делали ему замечания.

Короче, именно из-за фигур на льду катание и назвали когда-то фигурным. «Школа» была обязательным разделом, через освоение которого проходили все фигуристы. А у одиночников она была даже первым этапом всех соревнований.

2018 5 skor 2

Александра Трусова

Для катания «школы» нужны были другие лезвия коньков, чем для прыжков, поэтому все фигуристы-одиночники таскали за собой по две пары ботинок с коньками. Бедненькие! Им было вдвое тяжелее, чем танцорам и парникам, а у девчонок-одиночниц не было партнеров, которые могли бы им помочь.

«Школу» ненавидели все. Она была достаточно скучным занятием. И со стороны, как зрелище, ничего интересного собой тоже не представляла — зрители не ходили на «школу».

Поэтому когда в 1972 году Олимпийские игры выиграла невзрачная и непластичная австрийка Беатрис Шуба, с трудом исполняющая в произвольной программе одинарные прыжки, зрители этого не поняли. Почему их любимцы в пролете, а странная толстая девочка на первом месте?

Но Беатрис Шуба гениально катала «школу»! Говорят, перед каждой обязательной фигурой она выпивала наперсток коньяка (привет WADA), что сохраняло ей пульс 60 ударов в минуту. Фигуры она рисовала виртуозно, правда, очень медленно. Но того отрыва от соперников, который она завоевывала в этом разделе соревнований, хватало ей, чтобы победить в результате.

Именно из-за феномена Шубы спортивные функционеры стали пересматривать правила фигурного катания. Сначала «школе» понизили коэффициент в общем зачете, а в 1991 году и вовсе убрали ее, как не слишком зрелищный вид соревнований.

Сейчас «школа» стала историей.

Современное фигурное катание — это вид спорта, в котором сочетаются спорт и искусство, где спортивные элементы вплетаются в структуру постановки танца под музыку. И никак иначе. Это не легкая атлетика, где спортсмены с номерами на майках выходят и прыгают свои прыжки в несколько попыток.

Но сейчас, исходя из последних реалий, стало ясно, что танец в фигурном катании вытесняет новая тенденция — «перепрыгивание». Когда один фигурист побеждает другого за счет большего количества и сложности прыжков — то есть перепрыгивает его. И тогда танец и музыка превращаются в несущественный фон, на котором происходят соревнования в прыжках. Практически — легкая атлетика под музыкальное сопровождение.

Хорошо это или плохо — не мне решать. Но зрелищность от этого, безусловно, страдает.

Может быть, в фигурном катании снова назрел момент, когда нужно слегка подкорректировать правила?

Елена СКОРОХОДОВА, мастер спорта