Драма Александра Крушельницкого, завоевавшего вместе с женой и партнершей Анастасией Брызгаловой первую для российского керлинга олимпийскую медаль, которую пришлось вернуть из-за того, что в биопробе Александра был обнаружен мельдоний, взволновала и болельщиков, и спортсменов. Допинг в керлинге — это нонсенс! Да еще такой малоэффективный препарат... Неужели Александр стал жертвой провокации? Вполне может быть!

Как подмешать допинг?

Думаете, это сложно? Да ничего подобного! В этом я убедился еще в конце 80-х годов прошлого века, пройдя инструктаж у тогда мало кому известного сотрудника Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова и его коллег. А дело было так.

 

Вместе с мосфильмовским режиссером Юрием Вышинским мы задумали создать игровой фильм о спортсмене, который становится жертвой интриг — кто-то из соперников подмешивает ему допинг.

Уже тогда, в советские времена, эта тема была актуальна. Утверждаю это как член первой независимой комиссии по борьбе с допингом, созданной у нас в стране на волне перестройки и гласности. А возглавляла эту комиссию олимпийская чемпионка по выездке, кандидат биологических наук Елена Петушкова. Так вот, спортивная карьера Елены Владимировны завершилась на печальной ноте — после того, как на соревнованиях за рубежом пала воспитанная ею лошадь. Изучив материалы вскрытия своего друга и партнера, научный сотрудник биофака МГУ Петушкова пришла к выводу, что ее лошадь была отравлена. Причем не в Германии, где занемогла, а дома!

Елена Петушкова тяжело переживала эту потерю. И мы с режиссером не стали ее донимать вопросами о том, как это могло произойти, а отправились на консультацию в Московскую антидопинговую лабораторию. Поскольку нам протекцию составил зампредседателя Госкомспорта, куратор спортивной науки в этом ведомстве Василий Викторович Громыко, нас приняли в засекреченной лаборатории как родных. Ее руководитель Виталий Семенов собрал нескольких ведущих сотрудников (среди которых был и Родченков), и они предложили нам различные повороты сюжета. Ну, например, чемпиону или чемпионке болельщик преподносит букет роз или других сильно пахнущих цветов, куда недоброжелатели впрыснули запрещенный препарат. Два-три вдоха — и допинг в организме спортсмена! Не составляет труда обработать любыми химикатами губную помаду. Или такой вариант: в тюбик с зубной пастой впрыснуть шприцем тот или иной препарат.

Здесь в самый раз поставить точку, а не то получится инструкция для тех, кто хочет вывести из игры своих конкурентов. Поделюсь лишь наблюдением моего старшего товарища Юрия Вышинского. Когда мы уходили из антидопинговой лаборатории, он с улыбкой заметил, что наши консультанты настолько в теме, словно сами не раз участвовали в подобных акциях. Поймав мой растерянный взгляд, Юрий Михайлович решил признаться, что пошутил. Впрочем, не зря говорят, что в каждой шутке есть доля истины...

Наш фильм тогда не состоялся — вскоре развалился Союз, и кино на время перестали финансировать. А лет десять спустя мы с писателем Александром Нилиным вернулись к этой теме. Написали сценарий игрового фильма «Допинг для Золушки». Сценарий похвалили. Но те, от кого зависит господдержка кино, сказали, что мы выбрали неактуальную тему...

Евгений БОГАТЫРЕВ,
лауреат многих международных кинофестивалей