Печать
2017 г.
№ 9
Просмотров: 333

Стадион ГТО

Сентябрь на двух колесах

2017 9 kochРанняя осень. Еще солнышко греет почти по-летнему, еще цветы на клумбах возле школ встречают невыспавшихся учеников терпким запахом, но листья берез и лип уже начинают терять цвет, собираясь в свой последний полет, и туманы по утрам всё больше густеют и тяжелеют. Сентябрь — лучшее время года! Бархатный сезон, который не только на морских побережьях, но и в наших краях остается сезоном, способным подарить дни и часы счастья, обогатить здоровьем и радостью.

 

Именно сентябрьским днем (много лет назад!) я решился отправиться в свое первое велопутешествие. Думаю, каждому человеку знакомы такие моменты, моменты принятия решений, возникающие неожиданно даже для самого себя. Мы тогда работали на субботнике. Я собирал и выносил мусор с пятого этажа строящейся больницы. Во время очередного «перекура» подошел к оконному проему, спугнув усевшуюся на подоконник ворону. Та, озабоченно каркнув, нехотя спрыгнула и медленно полетела над крышами стоящих внизу домов куда-то к опушке леса, продолжая время от времени по-своему ругаться. Мне даже показалось, что она при этом досадливо качает головой. Я следил за ней до тех пор, пока она не скрылась за деревьями, а затем перевел взгляд на окраину поселка.

День был теплый, приветливый. Солнце не палило, как летом, не поднимало дымку — вся окрестность очень четко просматривалась. Мне хорошо были видны перелески, поля и серая лента дороги, уходящая к изломанной холмами линии горизонта. Редкие белые облака медленно выкатывали из-за этой линии и плыли и над перелесками, и над дорогой. Меня охватило какое-то неиспытанное доселе чувство невероятной свободы: именно в этот миг и пришло решение отправиться в путь. Вечером я уже знал, как и что мне делать, и собирался в дорогу так, словно делал это не впервые...

И именно ранней осенью ко мне заглядывает разный люд, так или иначе связанный с велопутешествиями. Повелось это давно — еще с самой первой публикации в журнале, в которой я рассказал о своем путешествии на велосипеде по Европе. Вот и сегодня такой день — заехали ко мне молодые люди из соседней Чувашии: едут куда-то под Волгоград, нарабатывают опыт дальних поездок, готовятся к серьезному путешествию по европейским странам, которое задумали совершить на будущий год. Привезли с собой кучу вопросов, а я рад: ведь это говорит о том, что не переводятся у нас любители странствовать, путешествовать без помощи туристических фирм и агентств, не переводятся люди, для которых походные трудности так же важны и интересны, как и сама встреча с новым и неизведанным.

А ранняя осень — действительно лучшее время для катания на велосипеде и велопутешествий. Еще тепло, но комаров уже нет, в палатке поэтому будет довольно уютно; к тому же в эту пору чуть разгружаются дороги: сезон отпусков завершается, и люди возвращаются в привычное рабочее русло. Поэтому правильно сделали ребята, что прикатили ко мне именно сейчас, в самом начале сентября, и «высыпали» на меня свои вопросы. А что, думаю, самое время ответить на эти вопросы и на страницах журнала.

Итак, первый вопрос, который задают все завернувшие ко мне велопутешественники без исключения, таков: как выглядит мой «боевой» велосипед, на котором я путешествую? И действительно, когда-то я и сам всерьез считал, что он должен быть каким-то особенным — более крепким, более быстрым и легким. Первый свой походный велосипед я стремился всячески модернизировать. Например, пытался поставить заднее колесо, усиленное спицами, поскольку в первой поездке пришлось поменять, наверное, спиц пятнадцать. По возвращении я решил усилить колесо: специально в ободе высверливал отверстия под дополнительные спицы, переставлял детали (ходовую часть и вилки) от одного велосипеда на другую раму, как мне казалось, более надежную. Это помогло мало, наоборот, ехать на тяжелом велосипеде было неудобно. В общем, от усиления велосипеда я отказался.

Затем был период, когда я старался максимально облегчить велосипед (это уже подсмотрел у спортсменов-велосипедистов): менял железные детали на дюралевые, высверливал отверстия в педалях, руле и в других местах, убирал крылья и даже части багажника. В конце концов остановился на самом обычном односкоростном велосипеде «Сура», на котором отправился и в свое первое путешествие, и объездил затем всю Европейскую часть России.

В дальнейшем, когда в магазинах появились скоростные велосипеды, я использовал их недорогие модели, руководствуясь при выборе качеством рамы (предпочитаю дюралевую, а не железную раму) и комплектующего оборудования (к которому относятся переключатели, тормоза, цепь, тросы). Надежную комплектующую видно сразу — переключение передач четкое и чистое, пластмассовые и металлические части деталей крепкие даже на вид.

Марка велосипеда большого значения не имеет. Срок службы велосипеда ограничен (по моим подсчетам, это приблизительно 10 000 км пробега). Дальше нужно просто менять всю ходовую часть.

Второй вопрос: что брать с собой в дорогу? Здесь могу сказать только одно — нужно стараться не нагружаться. Множество вещей, которые дома кажутся нужными и важными, так и остаются в пути нетронутыми. Майку в пути лучше постирать, чем каждый день менять на новую. Хороший разводной ключ заменит десяток специальных. Палатка из современного материала весит не более килограмма, лучше потратиться на нее, чем везти добротную, но тяжелую и устаревшую. То же касается дождевого костюма: вес — 200 г, цена — 600 рублей. Бахилы из этого же непромокаемого материала можно изготовить самому (у меня именно такие бахилы). Надеваются они прямо на кроссовки, оставляя ноги сухими даже в сильный дождь. Но бахилы не должны слишком плотно облегать обувь, нужна для надежности некая прослойка воздуха.

Раньше в моем походном списке было всё и с запасом (срабатывала старинная деревенская привычка иметь запас). Сейчас в нем две графы. Первая графа — «Жизненно необходимые вещи», вторая графа — «Взять, если будет место». Причем под словом «место» подразумевается вес. Самый больший вес, который я могу себе позволить сейчас, — 10 кг. К этому весу я пришел опытным путем. Подобный вес не мешает передвижению. Он позволяет перемещаться довольно быстро, почти не ощущается на багажнике.

Каждая упакованная в мой рюкзак вещь используется каждый день и действительно жизненно необходима. Мне иногда говорят: «А что ты будешь делать, если…» На такие слова я внимания не обращаю, на этот счет у меня существует правило, которое родилось еще в тот первый далекий сентябрьский день, и звучит оно так — проблемы решаются по мере их возникновения. Вот случится это «если», тогда и буду разруливать возникшую ситуацию на месте, ибо всего предусмотреть невозможно.

Третий вопрос — о болевых ощущениях. Многие путешественники, особенно начинающие, жалуются на боль в коленях и спине. Причину таких болей лично я вижу не в пройденном километраже, не в нагрузке и даже не в весе груза, перевозимого на багажнике (о рюкзаке за спиной молчу — этого не следует делать никогда!). Дело в неправильной технике. И посадка и педалирование должны осуществляться технически грамотно. При этом начинающему велопутешественнику следует не в Интернете копаться в поисках советов по правильной технике, а отыскать в библиотеке книжки с советами старых мастеров А. Седова, В. Зверева и других. Правильной посадке эти старые мастера уделяют первостепенное значение, убеждая читателя в необходимости соблюдения данных правил с целью сохранения и приумножения здоровья и предохранения от травм.

У меня в процессе многолетней велосипедной тренировки сформировалось несколько простых правил правильной посадки, основанных на советах бывалых спортсменов и старых мастеров.

Первое правило — установка седла по своему росту. Для этого нужно сесть в седло и, вытянув ногу, поставить пятку на опущенную вниз педаль. При правильном положении седла нога без напряжения выпрямляется. Если нога остается сильно согнутой, седло следует поднять; если же пятка не достает до педали, седло следует опустить.

Второе правило — горизонтальное положение седла. Отвес, брошенный от переднего края седла, должен быть на 3—4 см впереди оси большой шестерни (на которой крепятся педали-шатуны). Не ближе и не дальше!

Ручки руля устанавливаются либо на одном уровне с седлом, либо чуть выше, чтобы придать корпусу возможно более вертикальное положение. Голову нужно слегка опустить, чтобы расслабить мышцы шеи, руки чуть согнуть в локтях — они будут осуществлять роль амортизаторов при езде.

Третье правило — это положение стопы на педали. Давление на педаль осуществляется передней ее частью, основание большого пальца лежит на оси педали. Во время вращения педалей стопы параллельны друг другу.

Это основные моменты правильной посадки. Если их не придерживаться, могут случиться неприятные и непредвиденные травмы.

Теперь чуть-чуть о технике передвижения. Во время езды нельзя «ерзать» слева направо, нельзя горбиться и разводить колени в стороны. Нужно расслабленно «бросать» ноги вниз, сохраняя при этом ритм движений.

Спортсмены активно работают стопой, то есть давят на педаль, не только используя мышцы бедра, но и мышцы стопы, а подтягивают педаль вверх задней частью бедра. Стопа при этом словно загребает педаль.

Скажу, что эту технику мне удалось освоить довольно сносно, но применить ее получалось лишь на коротких участках, в дальних странствиях не удавалось никогда — нагрузка казалась слишком мощной. Поэтому я «бросаю» ноги вниз, своим весом они проворачивают шатуны, а стопой я лишь подрабатываю в конце этого движения — едва заметно «загребаю».  

Еще часто задаваемые мне вопросы — про количество необходимых на путешествие денег и про организацию ночлега. Кстати, за долгую практику путешествий мне приходилось останавливаться на ночевку в самых разных местах — в кемпингах и гостиницах, в парках и диких зарослях. Несколько раз (по случаю) довелось проводить ночь в богатых отелях.

Что касается отелей — промолчу. Есть деньги — пожалуйста, селитесь в отели. Для ночевки же в палатке важны два условия: безопасность и сухой спальный мешок. Вопрос безопасности решается довольно просто — опасаться стоит людей, поэтому место ночлега должно быть найдено в отдалении от населенных пунктов и мест активного отдыха. Практика показывает, что ночью по лесу никто не шляется, поэтому опасность нарваться на недоброжелателей практически отсутствует. Из живности наибольшую опасность представляют не медведи, а клещи, змеи, на юге — скорпионы. Выполнение простейших правил помогает и здесь оградить себя от опасности: встряхивание одежды и осмотр тела вечером или утром, хранение вещей и обуви в палатке, сохранение некоторого внимания во время отдыха и передвижения по лесу.

Количество денег — это вопрос самый простой. Всё зависит от того, сколько человек тратит, вернее, сколько привык тратить.

В детстве я о многом мечтал. Мечтал быть сильным и выносливым, поэтому начал заниматься спортом и физкультурой. Непременно хотел сажать деревья, причем делать это правильно, и поступил в лесной техникум. Хотел научиться хорошо и интересно писать, хотел увидеть мир во всей его красе, хотел вновь и вновь открывать в себе какие-то неизвестные пока способности. Лишь о деньгах я не думал никогда. Скорее всего, это было неправильно, но как уж случилось... Я посадил много деревьев, моя книга «Урок географии» введена в список обязательных для чтения в нашей Ульяновской области. Приобщил к физкультуре десятки своих учеников. Видел многие уголки Земли своими глазами. Я всё же думаю, что правильно поступают те, кто решается сесть на велосипед и отправиться в путь. Денег хватит, уверяю вас, а взамен вы получите нечто большее. Может быть, это хотя бы поможет отпустить нить каких-то условностей и почувствовать значение слова «свобода»? Сентябрь — лучшее время. В путь.

Владимир КОЧЕТКОВ