Печать
Просмотров: 886

Беседа с психологом

Детский мир

2017 12 raush

Вратарь сборной России по футболу Игорь Акинфеев со своим сыном

По статистике, лишь один из нескольких сотен детей, занимающихся спортом, способен достичь в своем деле серьезных успехов. Причинами столь значительного «отсева» зачастую становятся не только недостаток таланта или полученная травма, но и многочисленные проблемы психологического характера, сопровождающие формирование юного атлета. Доктор медицинских наук, заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН, известный психолог Вадим ГУЩИН в интервью «ФиС» рассказал о том, как правильно мотивировать ребенка на успех. И о наиболее типичных ошибках, которые совершают родители и тренеры юных спортсменов.

— Последние годы в современном спорте активно проявляется тенденция, которую называют «синдромом раннего выгорания». Целый ряд совсем еще юных атлетов, только начинающих набирать высоту, вдруг теряют мотивацию и завершают карьеру. Последний пример такого рода — Юлия Липницкая, которая ушла из фигурного катания в 19 лет. Почему так происходит?

— Обычно это явление касается видов спорта, которыми начинают заниматься в очень раннем детстве, — фигурное катание, гимнастика, теннис. Чем моложе спортсмен, тем меньше его вес, больше гибкость. Соответственно, ему легче выполнять элементы, да и риск получить травму гораздо ниже. Идет форсирование подготовки, благодаря чему расцвет в этих видах спорта наступает очень рано. Работа на взрослом уровне начинается совсем в юном возрасте. В результате психика ребенка просто не выдерживает огромного давления и нагрузок. Это же дети, а с ними обращаются как с солдатами в казарме. Унтер-офицер может закалить тело, но при этом убивает душу.

Кроме того, к 18—20 годам у них накапливается такое количество травм, какое в других видах спорта набирается только к концу карьеры. Но и это не всё: сюда еще надо добавить такую вещь, как успех. Вы можете удивиться, ведь победы, медали — это же так здорово! На самом же деле успех — страшная штука. Что может быть выше олимпийского «золота»? Спортсмену, достигшему этой отметки, очень сложно продолжить работу на грани изнеможения. У Юрия Нагибина есть потрясающий рассказ про человека, который изобрел лекарство от рака, а потом покончил жизнь самоубийством. Потому что двигаться дальше ему было уже некуда.

— Часто приходится слышать о негативном влиянии родителей, которые мечтают сделать из своих детей звезд мирового спорта и оказывают на них огромное давление.

— У этих людей часто срабатывает такой мотив: из меня чемпиона не получилось, но я возьму у судьбы реванш и сделаю рекордсменом своего сына или дочь. Между тем давление родителей еще страшнее, чем давление тренера. От него дети не защищены: по умолчанию подразумевается, что папа с мамой любят тебя и желают добра. Соответственно, ребенок просто обязан делать всё, что они говорят. Тренеру еще можно сопротивляться, но сопротивляться родителям невозможно.

— В вашей практике были случаи, когда авторитарный родитель вредил ребенку?

— Сплошь и рядом. Вот типичный пример: богатый папа, который искренне верит в то, что его сын — талантливый теннисист. Мальчик чувствует это и очень старается. На определенном этапе у него получается, и он начинает играть на вполне приличном уровне. Но природу и гены не обманешь. В спорте, в отличие от многих других сфер нашей жизни, еще сохраняются принципы честной конкуренции. Помните диалог из фильма «О чем говорят мужчины»: «Что же он хотел сказать этими своими 9,5 секундами?» — «Что ты черта с два так пробежишь, только и всего». Так вот, парень тот получил место в сборной, но серьезного успеха так и не добился. В итоге закончил карьеру с горьким осадком в душе: столько работал, и всё ради чего?

— Случается, родители отдают свое чадо в спорт в надежде на будущие огромные гонорары.

— В таком случае возможная победа становится не целью, а средством. Вот только деньги являются плохой мотивацией. Можно купить постель, но не сон, еду — но не аппетит. Это промежуточная цель, однако если она становится целью конечной, дальнейшее движение вперед оказывается невозможным.

— Какая мотивация в спорте будет правильной?

— Она и в жизни, и в спорте одна и та же. Самое главное — это саморазвитие, о котором говорил еще великий психолог Абрахам Маслоу. Он создал теорию пяти уровней потребности, самым высоким из которых является необходимость самореализации. Каждый человек родился для какой-то конкретной цели, и в течение своей жизни должен реализовать себя. Только тогда он будет счастлив.

Всё остальное, по Маслоу, это низшие уровни мотивации. Первый — витальные потребности: еда, вода, возможность размножения. Второй — обеспечение безопасности. Третий — признание, в том числе и общественное.

Деньги позволяют обеспечить низшие уровни: можно купить еду, безопасность, даже признание. Но помочь в самореализации они не в силах. Человека нужно научить правильно формулировать свои цели, тогда он будет счастлив. В противном случае он останется неудачником, сколько бы денег или машин у него ни было.

— Но ведь история знает массу примеров, когда именно стремление вырваться из нищеты помогало людям стать мировыми звездами. И тогда спорт выполнял функцию социального лифта.

— В этих случаях всё равно присутствовало стремление к социальному признанию, которое шло, как минимум, фоном. То есть вы сначала становитесь звездой, а потом вам за это платят деньги. Не зря же говорят: в каждом человеке есть частичка Бога. Нужно только найти ее в себе. Тогда ты научишься уважать себя, свою жизнь — а вместе с этим начнешь ценить окружающий мир и остальных людей. Если не любить самого себя, как можно уважать других? В таком случае рождается другая идеология: можно обманывать и грабить, потому что все вокруг—– негодяи. Но это тупиковый путь.

— Тот или иной вид спорта ребенку, как правило, подбирают родители, которые зачастую заставляют его ходить на тренировки. Всегда ли это плохо?

— Можно угадать со спортивным выбором. Или помочь ребенку найти нужную мотивацию для достижения успеха. К примеру, дети всегда хотят понравиться своим родителям. Если их похвалили, они будут продолжать занятия. Однако такой подход работает только на ранних стадиях. Со временем заниматься спортом, чтобы заслужить одобрение папы и мамы, становится неинтересно. И если успех не приходит, ребенок может взбунтоваться, обвинить родителей в том, что его лишили других возможностей, и бросить тренировки.

Поэтому самые продвинутые родители оставляют право выбора за ребенком. Водят его в разные секции, а потом останавливаются на том, что понравилось больше всего. Тогда человеком будет двигать стремление к самосовершенствованию: вчера он, скажем, прыгнул на два метра, сегодня постарается преодолеть большую высоту. Ориентиры, выстроенные ребенком самостоятельно, всегда будут сильнее метода кнута и пряника, который обычно применяют взрослые.

— Тем не менее многие известные спортсмены признавались: поначалу тренировки не приносили им удовольствия и занимались они исключительно по желанию родителей.

— Это специфика нашей области. Очень часто путь в спорте начинается не с игры, а с беготни по кругу. Дети с самого начала вынуждены разучивать отдельные элементы или движения. К сожалению, так у нас построена система обучения. Хороший тренер постарается минимизировать эту часть: у него дети и работают, и играют. Только одной игры быть не может, иначе не развивается воля. Но если присутствует только работа, ребенка можно сломать. В итоге успех празднуют те, кто способен найти удовольствие в обеих составляющих.

— Допустим, юный спортсмен достиг 14—16 лет и уже добился первых успехов. Какие подводные камни могут встретиться на его пути?

— Излишняя ответственность. От человека ждут успехов, и любое отклонение от движения по вертикали может быть воспринято им в качестве неудачи. Поэтому ребенку ни в коем случае нельзя внушать, что он — будущий олимпийский чемпион, и всё ближайшее окружение надеется на него. Говорить, что он обязательно станет первым, просто преступно. Посыл должен быть следующим: ты — способный ребенок. Если будешь работать, из тебя может выйти толк.

— Доводилось слышать мнение, что мальчиков нужно чаще хвалить. Говорят, это повышает их самооценку и уверенность в себе.

— Хвалить, как и ругать, надо за дело. Любая похвала работает только тогда, когда она подкреплена фактами. Позитивное мышление, когда родители или тренер при любом раскладе говорят ребенку, какой он хороший, — это вранье. А в этом вопросе врать нельзя. Рано или поздно человек узнает правду. И тогда он решит, что верить никому нельзя, потому что все врут. Еще нельзя хвалить за старание, троечник ведь тоже старался. Хвалить надо за то, что человек хорошо себя проявил: чему-то научился, чего-то добился.

Что касается вашего вопроса... Объем похвалы зависит не от пола, а от личности и темперамента. В дополнительном поощрении нуждаются те, кто не до конца в себе уверен. Кроме того, человека нужно хвалить в трудные моменты жизни, когда он готов потерять себя и сдаться. Но если ребенок излишне самоуверен, его надо обязательно ставить на место. Иначе он может посчитать, что уже всего добился, и утратить мотивацию.

— В сборной страны вы работаете с 19-летним Андреем Рублевым, который считается едва ли не самым талантливым российским теннисистом нового поколения. С чем связан его взлет, произошедший в нынешнем году?

— Андрей растет и развивается. Это уже не тот мальчик, с которым я познакомился несколько лет назад. Он перестал считать себя номером один. И уже не ведет себя на корте, как австралиец Ник Киргиос, прославившийся своей скандальностью. Если человек умный, он рано или поздно должен повзрослеть. Тем более в спорте, который постоянно предлагает испытания, способствующие этому. Я считаю, что Рублев сделал большой шаг вперед. Не только в своей игре, но и в своем личностном росте. В том числе и поэтому он сейчас активно поднимается в мировом рейтинге. Только не надо считать, что всё — дело сделано. Андрею предстоит еще долгий путь в этом направлении. Он может стать гораздо более глубоким и интересным человеком.

— Резкий прогресс другого «золотого мальчика» отечественного спорта, футболиста Александра Кокорина — из этой же серии? Еще год назад он был ярким примером того, как можно разбазарить свой талант.

— Это как раз то, о чем я только что говорил. Талантливый парень, которого в юношеские годы просто захвалили. В результате стремление к саморазвитию у него исчезло. Зачем напрягаться, когда к 18 годам ты уже получил то, к чему остальные стремятся всю свою жизнь — высокую зарплату, шикарную машину, общественное признание?! Мы сами лишили человека ориентира, мотива для дальнейшего развития. К сожалению, в нашем футболе такие ситуации далеко не редкость.

Сейчас Саша повзрослел и понял, что завоеванный статус нужно подтверждать каждый день. Он переборол свой инфантилизм, когда кажется, что жизнь будет вечным праздником. Вот его игра и изменилась. Помните, как в фильме «Я шагаю по Москве»: «Почему у вас нет Робертино Лоретти?» — «Он вырос».

Владимир РАУШ