Печать
Просмотров: 816

2016 5 usin2

В мае 2017 года нашему журналу исполнится 95 лет. В преддверии этой даты мы решили перелистать подшивки журнала, вспомнить наших старых авторов, наших друзей-читателей. Сегодня мы представляем спортивного публициста Анатолия Юсина, чье сердце принадлежало двум спортивным дисциплинам — велоспорту и скоростному бегу на коньках. Он был убежден, что мы недооцениваем велосипед как средство оздоровления, и твердо верил, что настанет время, когда велотуризмом у нас будут заниматься миллионы.

И такое время настало. Москва переживает настоящий велосипедный бум. Появилось множество велодорожек. Купить велосипед или взять его на прокат — никаких проблем. А вот научно обоснованных рекомендаций на тему, как самостоятельно тренироваться, как наращивать нагрузки, днем с огнем не найти. И мы решили обратиться к творческому наследию Анатолия Юсина, опубликовав его карманный самоучитель для желающих проводить свой досуг на велосипеде. А в роли редактора цикла этих материалов мы предложили выступить известного советского велогонщика-шоссейника, заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Александра Михайловича Гусятникова.

Нам скоро 95!

Здравствуй, старина-велосипед!

«Бесшумным махом птицы»

Идет весна! Всё чаще видим мы людей, едущих на двух колесах. И хочется сказать: «Здравствуй, старина-велосипед, здравствуй! С возвращением тебя на большие дороги!»

Секрет всеобщей любви к велосипеду объясняется, наверное, тем, что он не только средство передвижения, не только забава и спутник на отдыхе, не только спортивный инвентарь, помогающий выявить самого быстрого, сильного и терпеливого. Велосипед — это часть нас самих, каждого из тех, кто садится в седло, потому что в движение велосипед приводится человеком, а главным двигателем всегда были и остаются человеческие мышцы, человеческое сердце.

За последние годы о велосипеде написано столько, сколько было, пожалуй, высказано за вереницу предыдущих десятилетий, начиная с 1801 года, когда, согласно упорной легенде, уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов собрал в Верхотурье первый на планете велосипед. Ныне велосипедный спорт стал разумным увлечением людей всех возрастов. Поклонников быстрой езды насчитывается в мире чуть ли не миллиард, а в нашей стране каждый год обладателями новых машин со сверкающими спицами становятся пять миллионов человек...

Велосипед! Его можно воспринимать поэтически, как в начале XX века Иван Бунин: «Промелькнет велосипед бесшумным махом птицы». Это он о поколении Сергея Уточкина сказал, о первых русских гонщиках-виртуозах.

«Как мальчики, мечтая о победах, умчались в неизвестные края два ангела на двух велосипедах — любовь моя и молодость моя», — а это много лет спустя написал Михаил Светлов.

К велосипеду можно и с научной точки зрения подойти, подсчитать все «за» и «против» и убедиться, что, как утверждает французский социолог Шарль Феру, велосипед обладает коэффициентом полезного действия равным 99 процентам, что он является самой совершенной из созданных человеком машин, что собрать современный гоночный велосипед гораздо сложнее, чем автомобиль самой последней марки.

А нужно ли говорить о том, что велосипед помогает стать выносливым, терпеливым, смелым, быстрым, находчивым, развивает ловкость, умение ориентироваться, закаляет организм, воспитывает чувство коллективизма. Катаясь на велосипеде, ребенок с ранних лет соприкасается с техникой, он как бы проходит обязательный урок труда, открывает азбуку механики.

Известный российский физиолог Григорий Иванович Косицкий отмечал, что «население Москвы в целом тратит для поездки на работу и домой ежедневно около шести миллионов часов. А ведь общественный транспорт в столице разнообразен и развит хорошо. И тем не менее средняя скорость передвижения сравнительно небольшая — от 12 до 16 километров в час. Почти такая же, как у велосипеда. Таким образом, самый обычный велосипед, приводимый в движение мышцами ног, сегодня — реальный конкурент любому другому виду городского транспорта. При этом он обладает еще тем огромным преимуществом, что дает возможность горожанину, не тратя специального времени, попутно заниматься интенсивной тренировкой».

Статистика показывает, что в тех странах, где больше велосипедистов, сердечных заболеваний меньше, а там, где больше машин, и «сердечников» больше. И дело не только в загрязненности воздуха в городах. В деревнях, куда всё больше проникают блага цивилизации, сердечные заболевания тоже учащаются, потому что и здесь техника, бытовые удобства избавляют сельского жителя от физических нагрузок.

Быстрые ноги

2016 5 usinВ буквальном переводе «велосипед» означает «быстроног», от латинского «velox» — быстрые, «pedes» — ноги. Идея создания двухколесного экипажа для одного человека, машины, в которой в качестве двигателя использовались бы мускульная сила и энергия седока, возникла еще в древности. Однако реализация ее в приемлемом виде относится к дням более поздним.

Давно уже расхожей стала фраза: «Опять велосипед изобретаешь!» — мол, работаешь, напрасно тратя время, трудишься над созданием чего-то известного, давным-давно изобретенного. Однако находились и находятся люди, продолжающие изобретать велосипеды и добивающиеся успехов. В мире зарегистрировано свыше пятнадцати с половиной тысяч патентов, так или иначе связанных с велосипедом.

Клоун из Цюриха Рейно Фрицкнехт многие годы занимался усовершенствованием велосипеда. Клоуну нужно было сконструировать и построить такую машину, которая умещалась бы в кармане пиджака. Упорство и находчивость помогли Рейно: однажды он проехал по городу на велосипеде, длина которого меньше ладони — всего 14 сантиметров.

А вот самый длинный велосипед построен датчанами: на машине одновременно могут ехать 35 человек.

В олимпийском 1980 году на улицах Харькова жители увидели необычный велосипед, в котором движение обеспечивалось не только ногами, но и руками. Мчалась такая машина быстрее обычной, и к тому же она была устойчивее. Модель спроектировал и построил старший научный сотрудник Харьковского университета Л. Дутов. Он отважился в классическую схему велосипеда внести коренные изменения. В машине Дутова обычный руль заменен педалями. Работая руками и ногами, велосипедист давал мышцам равномерную нагрузку, одновременно увеличивая «мощность велоагрегата» в полтора раза. При пользовании таким велосипедом сердце работало равномернее, дыхание становилось глубже. Можно было не уставая проехать большое расстояние не только по ровной местности, но и по крутым склонам и подъемам. В Крыму, например, создатель машины сравнительно легко поднялся на высшую точку южного берега полуострова — гору Ай-Петри.

Чем больше знакомишься с патентами пытливых искателей, тем больше убеждаешься: нет, человек исчерпал не все еще возможности для совершенствования окружающих нас вещей! Он не слуга этих предметов, он — их хозяин!

Их пример — нам всем наука

Москвич В. Куликов, один из ветеранов увлечения педалетерапией, накопил ценный опыт.

— Десять лет езжу на работу на велосипеде, — рассказывает он. — Частота пульса раньше была у меня 76—80 ударов, а теперь — 62. Уж не помню, когда болел. Меньше бюллетеней, а значит, меньше и моральных страданий, меньше материальных потерь для общества.

Шестикилометровый путь до института проходит вдоль парка, так что безопасность движения мне обеспечена. Работаю с восьми часов утра, выезжаю из дома в семь: подстраховываюсь на случай возможных технических погрешностей, неисправностей, например порыва цепи или прокола камеры. Возвращаюсь домой не спеша, выбираю, как правило, более длинный путь. Любуюсь природой, наслаждаюсь тишиной, обретая покой и душевное равновесие. Дома велосипед храню на балконе, а в институте оставляю на платной стоянке для машин, накрыв седло целлофановым мешком от пыли, дождя или снега.

Езжу на велосипеде круглый год. Некоторые считают, что я зря катаюсь зимой. Но, честное слово, когда выпадет снег, для меня большая радость. Становится светлее, мороз скует землю, снег сравняет ухабы, а пешеходы его утрамбуют. Ехать по такой дороге одно удовольствие! Никаких пробуксовываний или скольжений на поворотах, как думают многие. Одеваюсь чуть теплее, чем, например, собираясь на лыжную прогулку.

Труднее всего велосипедисту ездить поздней осенью, в конце октября и в ноябре. Утром еще темно, временами льет холодный дождь, иногда со снегом. Порывистый ветер буквально валит с колес. Дорога скользкая. Но и она интересна. Хотя бы своей трудностью.

Александр ГУСЯТНИКОВ: «Я знаю многих людей, которые любовь к велосипеду пронесли через всю свою жизнь. Хочу рассказать об одном из таких (в лучшем понимании этого слова) фанатов. Это Юрий Александрович Жуков, в прошлом начальник Главспортпрома Спорткомитета СССР. Он является одним из немногих спортивных руководителей, кто отказался от полагавшегося ему персонального автомобиля и на работу ездил на велосипеде. А поскольку всё лето, а так же часть весны и осени он жил на даче в 36 километрах от Москвы, то стартовал с дачи в 7 часов утра, раньше других сотрудников приезжал на работу, принимал душ, переодевался. И к началу рабочего дня он уже был готов на все сто процентов. И так же на велосипеде после рабочего дня ехал по Минскому шоссе к себе на дачу.

Как рассказывал мне Юрий Александрович, он прикипел сердцем к велосипеду в первые послевоенные годы, еще учась в школе. Трофейный велосипед, который привез из Германии его отец, сослужил Юрию добрую службу. А через несколько лет он стал мастером спорта по велогонкам на шоссе, чемпионом Москвы среди юниоров. И до сих пор 83-летний Юрий Александрович продолжает тренировки. Его дневная норма — 25 километров!»

Уверен, что стремление людей сохранить свое здоровье постепенно вызовет больше симпатий к велосипеду, чем, скажем, в 90-е годы. А это, хочется надеяться, повлечет за собой создание велодорожек, стоянок у театров, магазинов, метро, расширение сети ремонтных мастерских и прокатных пунктов — словом, полного сервиса для велосипедистов.

Продолжение следует