Мудрость восточных методик

2017 10 krukovЭтим летом мы познакомились с очень интересным человеком — Владимиром Вениаминовичем Крюковым. Живет он в поселке Излучинск Нижневартовского района Тюменской области. Всю свою трудовую жизнь, окончив в 1973 году Томский политехнический институт по специальности «электроника и автоматика» и получив квалификацию инженера-физика, проработал на крупных промышленных предприятиях, в проектно-конструкторских институтах и бюро, а также в строительстве.

Увлечения Владимира Крюкова: электродинамика, термодинамика, квантовая механика, а еще у-шу, история, философия и поэзия. У-шу, на наш взгляд, занимает особое место в этом списке увлечений. Ведь 25 лет Владимир Вениаминович на любительских началах (по 3 раза в неделю после работы) занимается преподаванием этой восточной системы, тренируя взрослых и детей. А еще является автором системы рукопашного боя под названием «Тотальная система боя» (ТСБ), чему посвятил две книги, изданные в 1996 и 2001 годах. Провел даже шесть семинаров по ТСБ в Новочеркасске…

Находясь проездом в Москве в июне этого года, Владимир Вениаминович зашел к нам в редакцию. Разговорились и поняли, что нашли для журнала нового замечательного автора, обладающего поистине энциклопедическими знаниями и уникальными навыками, почерпнутыми из восточных методик. И теперь рады предложить вам серию его статей об у-шу, о традициях Востока, о китайской, и не только, истории и философии, а так же о многом другом, что подтолкнет к размышлениям, расширит кругозор, а еще укрепит здоровье, физические и духовные силы.

Однако пора уже, пожалуй, передать слово Владимиру Крюкову, что мы с удовольствием и делаем.  

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток — им вместе не сойтись,

Пока не станет Страшный Суд мешать с землею высь.

Но отступили силы зла, когда сошлись достойно

Лицом к лицу их сыновья — два сильных духом воина!

Из «Баллады о Востоке и Западе» Д. Р. Киплинга.

(Перевод Антона Ротова, Вячеслава Чистякова).

Пророчество Киплинга

Мне затруднительно определить, к какой тематике, а также жанру следует отнести материал, который я предлагаю для прочтения читателям такого специализированного журнала, каким является «Физкультура и спорт». Возможно, кому-то покажется, что в материале странным образом переплетены вопросы физической культуры, восточных единоборств, истории, сравнение ряда традиций и философских воззрений Востока и Запада, проблемы научно-технического плана и даже попытка заглянуть в завтрашний день человечества. Но я надеюсь, что у человека, прочитавшего материал, эта пестрая мозаика сложится в ясную и понятную картину, в которой всё логично взаимоувязано. У меня также есть надежда, что именно читатели «ФиС» воспримут предлагаемый мною материал с особым вниманием и интересом.

Полезные традиции Востока: как просыпаются китайцы?

О том, что китайцы, утром проснувшись, не сразу вскакивают с постели, а делают так называемую гимнастику до-ин, которая предполагает мягкое включение всех систем организма в суету будней, я узнал еще в начале 80-х годов со страниц нашего уважаемого журнала «ФиС».

А через несколько лет после этого, уже перебравшись на Тюменский Север, мне довелось узнать еще много интересных моментов, касающихся китайских традиций, от моего друга Юрия. Он тоже работал здесь, на Тюменском Севере, но, в отличие от меня, вахтовым методом, а дома, на Большой Земле, ему довелось в детстве жить на окраине города по соседству с китайской общиной. И когда Юре исполнилось примерно 6 лет, его отец попросил соседа-китайца дядю Ваню взять на обучение их семейному стилю кунг-фу (или у-шу, что то же самое) своего сына, тем более дядя Ваня как раз приступил к данному обучению двух своих сыновей, Юриных сверстников. Обучение Юры у дяди Вани длилось 7—8 лет, пока соседи-китайцы не уехали на свою историческую родину — в Китай.

Мое общение с Юрой, которое продолжалось чуть более двух лет (пока он не перестал работать вахтовым методом), оказалось для меня решающим — я начал осваивать кунг-фу. Сначала мои занятия проходили под его руководством, затем я стал заниматься самостоятельно, перенимая иногда опыт других мастеров, практикующих стили у-шу, близкие к тому стилю, который практиковал и я.

Так и получилось, что для меня (инженера, всю жизнь проработавшего на крупных промышленных предприятиях, занимаясь вопросами автоматизации, а также в серьезных проектно-конструкторских институтах и бюро, а последние 10 лет — в строительстве) у-шу стало основополагающим аспектом моего миропонимания, касающегося практически всех тем, которые определяют мой кругозор.

Однажды мы с Юрой коснулись и темы пробуждения человека ото сна. В процессе разговора Юра подтвердил мои знания, почерпнутые из журнала «ФиС», о том, что первая процедура, которую следует, проснувшись, выполнять, — это поводить языком по деснам: 18 раз — по часовой стрелке и 18 раз — против нее. Далее всё делается для того, чтобы сначала пробудить мозг, обеспечив хороший к нему кровоток, такими действиями, как сжимание зубов, надувание щек, массаж глаз, ушей и волосяного покрова головы. А затем следует мягкое пробуждение и всего тела.

Более детально, пошагово, мы эти процедуры разберем в заключительном разделе данной статьи, посвященном гимнастике. А пока хочу отметить, что тема гимнастики (в китайской традиции) неотрывна от темы цигун, которая, в свою очередь, увязана с китайской философией, где человек рассматривается как неотъемлемая составная часть Вселенной, своими действиями и мыслями напрямую (а не только посредством техники и технологий) влияющая на все процессы, происходящие в ней.

Как это происходит, как это всё взаимосвязано — гимнастика, медицина, боевые искусства, философия и вопросы научно-технического плана — и станет основной темой серии публикаций, которые я хочу предложить вашему вниманию, уважаемые читатели «ФиС». Кроме того, я хочу предложить вам комплексы несложных упражнений, чтобы вы могли взять их на вооружение, включив в состав своих утренних зарядок, вечернего тренинга или разминочных телодвижений, выполняемых в течение дня.

Данные упражнения взяты из арсенала восточных единоборств, но отобраны мною как несложные, но при этом имеющие определенную оздоровительную нагрузку. Еще одна их особенность — отсутствие необходимости при их выполнении использовать какие-либо специальные помещения, спортивные снаряды или тренажеры. В домашних условиях достаточно иметь 3—4 м2 площади, а в парке или на улице — свободную от прохожих дорожку, длиной 50—100 м, и жесткую скамейку. К тому же эти упражнения не имеют определенных ограничений, связанные с возрастом, полом, физической кондицией, — они универсальны. Некоторые из этих упражнений, в основном связанных с перемещениями, могут иметь как оздоровительную, так и оборонительную трактовку.

Наследие Желтого императора: мифы и реальность

Важной особенностью истории Китая является тот факт, что хронологическая последовательность, а также описание всех исторических событий страны сохранились до наших дней в письменном виде. Ведь еще с незапамятных времен вопрос описания собственной истории в Китае решался на государственном уровне. Так, например, еще в I веке до нашей эры в процессе реформирования календаря верховная власть поручила китайским ученым датировать времена правления Желтого императора Хуан-Ди, от которого, согласно традиции, велся отсчет китайской истории.

У ученых получилось две даты: одна, «научно обоснованная», — около «6000 лет назад», а другая, более правдоподобная, — «3629 лет назад». При дворе решили остановиться на более «точной» и не такой древней дате.

Таким образом, если придерживаться этой версии китайской историографии, то легендарный китайский правитель Хуан-Ди оказывается на тысячу лет старше другого легендарного правителя древности — героя Месопотамии Гильгамеша. И хотя современная историография относит время правления Хуан-Ди к 2697 году до нашей эры, самые последние археологические исследования позволяют «углубить» исторический период его правления еще на несколько тысяч лет, делая неправдоподобную, но «научно обоснованную» в I веке до нашей эры древними китайскими историками дату — «6000 лет назад» — вполне допустимой.

Исключительность Хуан-Ди в традиционной китайской истории определяется тем, что он стал не просто первым императором Китая, а явился родоначальником китайской цивилизации. Хуан-Ди изменил сам образ жизни древних китайцев, научив их строить дома, разводить скот и выращивать сельскохозяйственные культуры. Во времена его правления появилось множество изобретений: лодки, повозки, колесницы, гончарные изделия, письменность, компас, календарь и многое другое. В ряде легенд он предстает совсем уж сказочным образом и в сказочном облике: родился от вспышки молнии и имел очень странный лик. Финальным актом его правления стало сооружение огромного медного треножника, на который сразу же, после его установления в горах, с Неба опустился Желтый дракон. Хуан-Ди в сопровождении нескольких десятков своих чиновников взошел на Желтого дракона и, так вот, среди бела дня, поднялся на Небо. Тысячи человек, его подданных, были свидетелями этой захватывающей сцены…

Сегодня на том месте, где в древности якобы происходили эти исторические события, в деревне Хуанлин (провинция Шэньси), что в 180 км на север от города Сианя (важного центра культуры, образования и промышленности Китая), находится не мифический, а реальный мавзолей Хуан-Ди.

Реальностью является и существование книги «Трактат Желтого императора о внутреннем». Вот что пишет в своем предисловии к этой книге переводчик с древнекитайского языка Б. Б. Виноградский: «Этот трактат представляет собой самый древний, сохранившийся на настоящий момент, классический труд по вопросам китайской медицины и организмики, заложивший теоретическую основу для дальнейшего развития традиционной китайской медицины».

Далее Б. Б. Виноградский высказывает, распространенное в Китае, предположение, что «Хуан-Ди никакого отношения к авторству текста не имел, а его имя было использовано авторами и компиляторами текста для придания большего авторитета своей работе». А также, что «основные концепции, изложенные в трактате, могли существовать в то время [когда правил Желтый император]. Мог существовать и сам текст, в варианте, который передавался изустно и был записан во времена Борющихся царств [период с 475 до 221 гг. до н. э.]».

Как бы ни выглядела картина прошлого на самом деле (в версиях трактовок, гипотез, догадок о том, что является плодом воображения, а что — историческим фактом), но бесспорным является то, что с образом Желтого императора напрямую связаны традиции китайцев в почитании предков, что отразилось в их, конфуцианского толка, системах ценностей и верованиях. Знания, которые изложены в трактате от его, Желтого императора, имени, явились основой традиционной китайской медицины с ее теорией инь-ян, системой энергетических каналов, оздоровительной практикой цигун и концепцией пяти первоэлементов у-син, в рамках которой рассматривается строение человеческого тела и его физиология.

Гимнастика: технология пробуждения

Теперь ознакомимся, подробно, с комплексом упражнений, относящихся к гимнастике до-ин. Он способствует мягкому пробуждению организма, когда человек, еще лежа в постели, только проснулся и пока даже не открыл глаза. Особенностью данного комплекса является то, что он весьма прост, а также то, что на его выполнение потребуется совсем немного времени — всего 5—6 минут.

Примечание. Немного о терминах. Просьба не путать слово «до-ин» со словом «дао-инь». Дао-инь — это другое, более древнее, название системы цигун (наряду с еще одним древним названием цигун — аньцяо), которая включала в себя и до-ин, с его специфической технологией массажа и относительно ограниченным гимнастическим комплексом. Цигун наряду с этим включает в себя и системы дыхания, а также более расширенный, чем в   комплекс телодвижений и ряд других присущих ему техник.

Итак, вы только что проснулись. Лучше всего, если это будет происходить всегда в одно и то же время, желательно без будильника. Этому можно научиться постепенно, сначала пользуясь будильником, а затем (по мере того как у вас это станет получаться без его помощи) отказавшись от «пробуждающего звонка» окончательно. Вам следует лечь на спину (если спали на боку), глаза пока еще закрыты.

Теперь можно приступить к выполнению следующих несложных упражнений:

1. Выполните 18 вращательных движений кончиком языка по внутренним сторонам десен (рот при этом должен быть не очень плотно закрыт): сначала по часовой стрелке, а затем — против нее.

2. Неплотно сжав рот, сделайте несколько не очень сильных сжимающих действий зубами, а затем слегка постучите (поклацайте) ими.

3. Надуйте энергично несколько раз щеки.

4. Потрите пальцами уши в направлении от мочек ушей — вверх, а затем в обратном направлении — вниз к мочкам.

5. Прижмите указательные пальцы снаружи (слева и справа) к крыльям носа. Зафиксировав таким образом пальцы, произведите ими массаж нижней части носа, синхронно выполняя пальцами вращательные движения, сначала в одну сторону, а затем в другую.

6. Прижмите обе ладони самыми мясистыми их частями, прилегающими к большим пальцам, к закрытым глазам и помассируйте их. После этого всеми пальцами рук, которые лежат у вас на лбу (мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы каждой руки находятся на лбу — у основания волосяного покрова головы, а большие пальцы расположены чуть выше ушей), начинайте не спеша массировать, перебирая пальцами, поверхность головы ото лба по направлению к затылку. Дойдя таким образом пальцами рук до подзатылочной впадины (на средней линии головы под затылочным бугром, там, где сходятся голова и шея), нажмите, сосчитав до трех, отпустите. Повторите 3 раза (наименование точки — фэн-фу).

7. Сохраняя ровное положение тела, освободите ноги (стопы и голени) от одеяла (если вы им укрыты) и произведите 15—20 вращательных движений стопами, вращая ими сначала в одну сторону, а затем в другую сторону. После этого выполните несколько, тоже 15—20, движений стопами: сначала потяните носки на себя, вытягивая пятки вперед, а затем потяните носки от себя, вытягивая их вперед и напрягая.

ног на себя, вытягивая пятки вперед, а носки на себя, а затем — от себя, вытягивая и напрягая носки вперед.

8. Потрите подошвой левой ноги, а затем ее пяткой и ахиллесовым сухожилием, подъем стопы и голень правой ноги. Выполните то же самое правой ногой, массируя подъем стопы и голень левой ноги.

9. Перевернитесь на бок, лицом в ту сторону, откуда вы будете вставать с постели.

10. Сядьте на кровать, опустите ноги на пол, положите предплечья на бедра и колени, приняв емного наклоненное вперед положение. Посидите несколько секунд спокойно, готовясь встать.

11. Положите ладони рук на колени и, опираясь на них, встаньте прямо.

Комплекс до-ин выполнен. Постойте несколько секунд спокойно. Ничего не болит, голова не кружится, вы окончательно проснулись и можете приступать к выполнению утренней гимнастики. Но об этом мы поговорим уже в следующем номере журнала.

Владимир КРЮКОВ

Продолжение следует