«Хотелось бы, чтобы все мы стали более спортивными»
Солистка балета Большого театра Анастасия Меськова о месте спорта в ее жизни
Ее путь в большое искусство, словно вехами, обозначен престижными наградами, которые она начала получать с самого раннего детства. В семь лет Настя Меськова победила в телевизионном конкурсе «Утренняя звезда», в 12 — завоевала Большую золотую медаль московского Международного фестиваля детских и юношеских фильмов 1997 года и премию «Золотой Овен-98» за лучшую детскую роль (в картине Владимира Грамматикова «Маленькая принцесса»), в 15 — стала обладательницей золотой медали Международного конкурса классического танца «Фуэте Артека», в 16 — выиграла Гран-при Международного конкурса артистов балета в Вене.
В 2002 году выпускницу Государственной академии балета Анастасию Меськову приняли в балетную труппу Большого театра, и уже через год она станцевала партию Джульетты в балете «Ромео и Джульетта».
Неудивительно, что перед встречей с Анастасией Меськовой, которую мне нужно было расспросить о том, какое место занимает в ее жизни спорт, я опасался, что не смогу найти нужный тон в беседе с представительницей высокого искусства балета. Однако Настя сразу же лишила наш разговор всякой патетики, едва я спросил, правда ли, что ее родители — преподаватели МГУ...
— Всё верно, — с улыбкой сказала она, — я действительно профессорская дочка. Мой папа преподавал на философском факультете МГУ математическую логику, а мама читала курс эстетики.
— Но и вы, насколько мне известно, тоже имеете кое-какое отношение к МГУ...
— Именно там, в главном здании, состоялся мой первый выход на сцену. В четыре года я выступила на университетском конкурсе художественной самодеятельности.
— И как к этому отнеслись ваши родители?
— Они вначале восприняли это как детскую блажь: ну, танцует ребеночек, и хорошо. А танцевать я начала еще раньше. Мне, кажется, было тогда два года; помню, что под музыку из «Кармен» я танцевала на ковре, на котором — по кругу — шел узор...
Никто никогда не заставлял меня заниматься танцами. Я сама к этому рвалась. Папа, конечно, хотел бы, чтобы я проявила себя на научном поприще. И для этого, с его точки зрения, были все предпосылки: в школу я пошла в пять лет и училась хорошо. Но меня всегда манил, прельщал и привязывал к себе мир творчества. И в итоге мои родители с этим смирились.
— Ну а интерес к спорту? Когда он в вас пробудился? Тогда же, когда вы танцевали на ковре?
— Чуть позже, в четыре года. Я занялась художественной гимнастикой, участвовала в каких-то соревнованиях и даже успела занять где-то первое место. И обучалась еще фигурному катанию, правда, совсем недолго, не больше года.
Родители старались, чтобы мое развитие было всесторонним, и потому отдали меня и в музыкальную школу, и в спорт, и в танцы. Но так как танцы быстро заняли главное место в моей жизни, то со спортом пришлось завязать.
— Художественная гимнастика, с которой вы познакомились в детстве, близка к балету. А как вы сегодня относитесь к этой спортивной родственнице классического танца?
— Она оказывает большое влияние на пластику и на эластичность мышц, поскольку в художественной гимнастике запредельные растяжки. Балет, как я считаю, за последние двадцать лет очень сблизился с художественной гимнастикой. То, что раньше выполняли только гимнастки, мы сейчас делаем на сцене.
— В современном балете?
— И в классическом тоже. Раньше считалось совершенно неприемлемым и даже неприличным, если танцовщица в балетной пачке слишком высоко поднимала ногу. Сейчас же это необходимо делать.
И всё же, хотя спорт и искусство имеют некие точки соприкосновения, различия между ними весьма существенны.
— Об этом, кстати сказать, когда-то говорил великий танцовщик, народный артист СССР Михаил Лавровский. Вот цитата из интервью, которое он когда-то дал мне: «Главным в балете должно оставаться искусство хореографии. Да, мы должны искать новые формы и использовать, если это необходимо, спортивные находки. Однако прямые цитаты из гимнастики или акробатики будут здесь выглядеть убого с точки зрения спорта и нелепо, если оценивать их с позиций искусства».
— В балете всё определяют внутренняя сущность артиста, его душа, его нутро, если хотите. В этом и состоит его главное отличие от спорта, хотя и в художественной гимнастике, и в синхронном плавании есть какой-то перформанс. Думаю, что во всех или почти во всех видах спорта есть некое эмоциональное наполнение, однако в балете — это одна из важнейших, необходимейших составляющих. Твое внутреннее состояние меняет пластику твоего тела.
— Сегодня в нашей стране немало делается для развития и популяризации спорта...
— Хотелось бы, чтобы все мы стали более спортивными. Пока же культура спорта в России довольно своеобразна. У нас есть спортсмены, которые очень серьезно занимаются спортом, есть поклонники модного сегодня фитнеса, и слишком мало таких любителей физкультуры и спорта, которые бегают, плавают, катаются на велосипедах, что называется, для себя.
В Европе же в вечерние часы парки просто кишат людьми, совершающими пробежки. Да, у нас сейчас наблюдаются кое-какие сдвиги в этом отношении. Мы видим иногда, как люди бегают или катаются на велосипедах, но это скорее исключение, чем правило.
Я предпочитаю заниматься спортом на свежем воздухе, а не в фитнес-клубе. Мне не нравится это времяпрепровождение. А вот бегаю я с удовольствием. Не засекаю время, а просто делаю большой круг по своему парку. И когда заканчиваю пробежку, чувствую, что для меня это в самый раз. Однажды я даже бегала со своим маленьким сыном. Это было так здорово...
Во время бега вырабатывается большое количество гормонов счастья — эндорфинов, поэтому в стрессовых ситуациях мне помогает бег. Если чувствую себя злой или раздраженной, иду в парк и после того, как побегаю, прихожу домой тихая и умиротворенная.
— Слышал, что вы любите горные лыжи. Но разве это не опасно для балерины?
— Наверное, опасно, но я нарушаю «незыблемые правила», запрещающие балеринам заниматься столь рискованным видом спорта, и делаю это с удовольствием.
— А когда и где вы катаетесь? Ведь зимнего отпуска у артистов Большого театра нет...
— В Подмосковье есть очень хорошие парки. Там, конечно, не настоящие горы, но почувствовать себя горнолыжницей можно и на тех трассах. А училась кататься я на Эльбрусе, и у меня с тех времен остались незабываемые впечатления.
Когда начинаешь съезжать по склону, возникает непередаваемое ощущение свободы, красоты, единения с природой... Ты несешься по снегу, ветер и снег бьют тебе в лицо, а ты чувствуешь, что ты сильнее и ветра, и снега и можешь с ними совладать... Это, наверное, и обманчивое, и опасное чувство, но оно заряжает тебя невероятными эмоциями.
— А как к вашим спортивным увлечениям относится ваш педагог, знаменитая балерина Людмила Семеняка?
— Не думаю, что ей это нравится. Она всё время говорит: «Ой, Настька, ты, у меня экстремалка... Всё время идешь по грани допустимого...»
— А летом что вы делаете? Полеживаете на солнышке?
— Нет. Занимаюсь аквааэробикой, плаваю, хожу вместе с ребенком стрелять из лука...
Я пробовала разные виды спорта, даже каталась на карте, однако основные мои спортивные пристрастия — лыжи и бег. Бегаю раза два в неделю, когда же работы очень много, то хотя бы один раз.
— Но у вас, кроме всего прочего, есть еще и каждодневная балетная гимнастика, так называемый класс...
— К сожалению, он длится всего лишь час. Мне бы хотелось заниматься подольше. Идеальное время — это, на мой взгляд, полтора часа.
— Михаил Лавровский говорил: «Как бы я ни уставал, вечером еще минут 15 занимался дома, делая упражнения на растяжку...»
— К сожалению, не могу последовать его примеру. Когда прихожу домой, то всё свое время посвящаю сыну, поэтому у меня, как говорится, забот полон рот. При этом еще хочется что-то почитать, послушать. К тому же до недавнего времени я была студенткой, значит, нужно было находить время для учебы.
— И какой же вуз вы окончили?
— Государственный университет гуманитарных наук, я дипломированный культуролог.
— Какие из ваших балетных партий требуют самого большого физического напряжения?
— Не вижу между ними большой разницы в этом отношении. У меня всё на пределе.
— А станете ли вы смотреть какие-то соревнования? Что в спорте интересно вам как зрелище?
— Всегда с удовольствием смотрела соревнования по бальным танцам, могу посмотреть синхронное плавание, фигурное катание, теннис, а вот футбол, как мне казалось, я не терплю. Но однажды во время чемпионата Европы 2008 года мои друзья, можно сказать, силой затащили меня в спорт-бар посмотреть встречу Россия — Голландия. И меня тогда поразила атмосфера, возникшая в спорт-баре: все болели за нашу команду, эмоции самых разных людей множились и передавались друг другу, и мне настолько всё это понравилось, что с того дня я стала по-другому относиться к футболу.
— А ваш сын будет заниматься спортом?
— Я бы отдала его в какую-нибудь секцию, где он смог бы овладеть приемами самозащиты. Но мне хотелось, чтобы тренер не только научил его драться, но и преподал уроки мудрости: чтобы мой сын мог не только ответить ударом на удар, но и умел так строить взаимоотношения с людьми, чтобы не приходилось разрешать конфликты с помощью кулаков.
— Спортивные занятия, хотя бы на отдыхе, наверняка дарят вам крепкий сон. А вот после спектакля, наверное, невозможно уснуть...
— Чаще всего после спектакля мы отправляемся куда-нибудь еще потанцевать, погулять... Однажды я, правда, решила немедленно отправиться домой, но сразу же утратила ощущение праздника, а каждый спектакль — это праздник. Если же ты после спектакля едешь домой, то всё становится совершенно обыденным, как будто ты всего лишь сходил в магазин за картошкой...
Нужно все-таки немножко выделять этот день из других. День, когда ты танцуешь спектакль, — не такой, как все. Он особенный.
Записал Андрей БАТАШЕВ