«Тулуп» с психологией

2015 12 hodorНачиная с 1997 года автор этих заметок пропустил всего один чемпионат Европы по фигурному катанию. Работал на многих чемпионатах мира и четырех зимних Олимпиадах. Сменилось уже три поколения чемпионов, но неизменным атрибутом крупнейших соревнований фигуристов остаются фразы, объясняющие неудачи психологическими проблемами, а победы — особым настроем.

Перед Играми в Сочи Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) обнародовала критерии отбора в олимпийскую сборную. Наряду со спортивными результатами, показанными в течение сезона, сложностью соревновательных программ, уровнем специальной технической, физической и хореографической подготовки там значилась психологическая устойчивость. Как ее определяли, никто из руководителей ФФККР толком объяснить не мог, но огромное психологическое давление, связанное с домашней Олимпиадой, все российские фигуристы выдержали с честью. Никто не дрогнул в командных соревнованиях, Аделина Сотникова и Татьяна Волосожар с Максимом Траньковым своей уверенностью буквально подавили потенциальных претендентов на сочинское «золото», и после ванкуверского провала вновь заговорили о возрождении победных традиций отечественной школы фигурного катания.

В учебнике для студентов «Фигурное катание на коньках» под редакцией профессора Алексея Мишина психологической подготовке фигуристов посвящена специальная глава. Хотя сам Алексей Николаевич долгое время не скрывал достаточно скептического отношения к психологам. Возможно, Профессор изменил свою точку зрения после того как Геннадий Горбунов, которому была посвящена статья в № 9 нашего журнала за 2015 г., занялся психологическим сопровождением работы с Елизаветой Туктамышевой. У нее были проблемы, связанные с переходным возрастом, и преодолеть их удалось с помощью высококлассного профессионального спортивного психолога.

Сам Мишин в своей научной работе акцентировал внимание на двух вопросах: психологических основах технической подготовки и психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Ученики питерского тренера всегда выделялись своей технической базой. На мастер-классы к Мишину приезжали и продолжают приезжать фигуристы из многих стран мира. Принцип психологических основ технической подготовки Профессор сформулировал одной фразой: «Совершенствование процессов, которые обеспечивают регуляцию движений».

Любой ученик Мишина не просто механически выполняет заученные на тренировках прыжки и вращения, а делает это осознанно, управляя мышечно-двигательными ощущениями. Еще один мэтр, славящийся умением поставить технику, Виктор Кудрявцев, отмечал, что до 80-х годов психологии в фигурном катании вообще внимание не уделяли. Затем увеличилась конкуренция, спортсмены стали исполнять сложные элементы, требующие состояния уверенности и устойчивого характера. Вот тогда и пришли в спорт психологи, хотя многие ведущие тренеры продолжали брать на себя функции профессионалов в этой области.

Психологические основы технической подготовки фигуристов остаются уделом профессионалов, а вот о подготовке к соревнованиям берутся рассуждать и многочисленные фанаты фигурного катания, и журналисты, и особенно люди из ближнего круга великих спортсменов. Умение настраиваться на главные старты сезона как раз и отличает великих чемпионов от «чемпионов мира по тренировкам».

Кудрявцев в качестве примера всегда приводил Елену Соколову. На тренировках она демонстрировала фантастические прокаты, но на соревнованиях не могла стабильно исполнить свои по-настоящему чемпионские программы. Карьера талантливой фигуристки завершилась отнюдь не на победной ноте. Не помог и переезд в Санкт-Петербург к Мишину, а затем возвращение в группу Кудрявцева.

Хотя смена тренера очень часто служила сильнейшим психологическим толчком для многих фигуристов. Особенно если они переходили с хорошим техническим багажом от своего прежнего наставника к Татьяне Тарасовой. Тот же Кудрявцев не держит зла на Илью Кулика, который ушел от него в олимпийском сезоне и выиграл «золото» на Игрх-1998 в Нагано.

«Илья, выходя на лед, знал: он борется за хорошие деньги, — отметил в одном из интервью Кудрявцев. — Для него это была колоссальная мотивация. Переходя к Тарасовой в конце 90-х, Кулик четко понимал: в Америке, где она тогда работала, намного лучше обстояли дела и со льдом, и с условиями жизни, и с возможностью достойно подготовиться к Олимпиаде. Илья рвался в Америку и осуществил свою мечту».

Психолог, работающий со спортивными или танцевальными парами, зачастую сталкивается еще и с проблемой создания необходимой атмосферы внутри мини-коллектива. Ведь житейские конфликты могут серьезно отразиться на тренировках и соревнованиях. Ну а если в сборной возникают любовные треугольники, тут уж приходится включать самые неожиданные психологические приемы.

Накануне Олимпиады-1972 в Саппоро вся сборная СССР обсуждала роман Алексея Уланова и Людмилы Смирновой. Напомним, что Уланов катался с Ириной Родниной и был нашей главной олимпийской надеждой, а Смирнова вместе с Андреем Сурайкиным в олимпийском сезоне под руководством Кудрявцева подготовили прекрасные программы и на равных конкурировали с признанными лидерами (несколько судей в Японии поставили их даже выше чемпионов мира и Европы). Личная жизнь спортсменов стала головной болью для руководителей олимпийской сборной. Штатного психолога в ее составе тогда не было, и помогать Сурайкину в этой ситуации вызвался врач команды Виктор Аниканов. Он сумел внушить ленинградскому фигуристу, что Смирнова его партнерша на льду, а уж затем — несостоявшаяся невеста, ответившая на ухаживания другого. Две советские пары поднялись на высшие ступени олимпийского пьедестала почета в Саппоро. После окончания Игр они, правда, распались, но это уже совсем другая история.

Еще несколько особенностей работы психолога в фигурном катании обозначил во время нашей встречи Геннадий Горбунов. Он как психолог долгие годы востребован в фигурном катании, и сейчас его «горбунарий» находится в Академии фигурного катания имени Панина-Коломенкина в Санкт-Петербурге. Многие известные мастера даже общаются с опекающим их психологом по скайпу перед выходом на лед в другой точке мира. «Идет короткая беседа, затем собеседник ложится, видео выключается, и спортсмен слушает меня, — раскрыл некоторые секреты своей работы известный психолог. — Безразлично, лежит он на кушетке у меня дома или за тысячу километров от родной страны. Человек должен уйти в свой мир, а после этого ему достаточно услышать мой голос, чтобы получить нужный настрой».

Естественно, такая методика применяется при работе со спортсменами, которые полностью доверяют специалисту. Горбунов даже привел такой пример. Перед выходом на лед на одном из чемпионатов мира ему позвонила фигуристка, психологическим сопровождением которой он занимался несколько лет. «Скажите что-нибудь!» — взмолилась она.

«Ты в тренера веришь? В себя веришь? В свою подготовку веришь? В фортуну веришь? В меня веришь?» — не давая опомниться спортсменке, выдал телефонную тираду Горбунов. В ответ прозвучало уверенное: «Да». Как признался Горбунов, после этого ему ничего не оставалось, как сказать: «Так зачем же звонишь?» — и повесить трубку. В этом диалоге важны были даже не вопросы и ответы, а интонации, с которыми он проходил. Как справедливо отметил психолог, это была та самая капля, которую нужно было добавить в коктейль успеха. По просьбе Горбунова не называю ни фамилии фигуристки, ни турнир, во время которого проходил этот психологический сеанс. Отмечу только, что на нем спортсменка добилась наивысшего достижения в своей карьере.

Постоянно на связи с психологом Еленой Дерябиной во время Олимпиады в Турине (2006 г.) были ее триумфаторы в соревнованиях спортивных пар Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Поддержка специалиста требовалась прежде всего партнеру. В октябре 2004 года на турнире серии Гран-при «Скейт Америка» Максим во время исполнения поддержки уронил Татьяну на лед. «Татьяна просто не помнила этот момент и не осознавала, что произошло, — вспоминал тренер олимпийских чемпионов Олег Васильев. — Максим переживал страшно и не мог избавиться от комплекса вины. Пришлось обратиться за помощью к психологу, работавшему с артистами балета в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко».

Вклад психолога Дерябиной в олимпийскую победу и сами чемпионы, и их тренер оценивают очень высоко. Ну а Максиму встреча с этим специалистом помогла еще встретить свою любовь. Именно Дерябина познакомила олимпийского чемпиона с еще одной своей подопечной, балериной Натальей Сомовой. Ей также нужно было преодолевать чувство страха после полученной на репетиции травмы. У балетно-спортивной пары, которую можно было наблюдать на сцене в интереснейшем телевизионном проекте Ильи Авербуха, сейчас двое детей.

Дерябина как истинный профессионал никогда не раскрывала подробностей работы со своими подопечными. Ни в балете, ни в фигурном катании. Хотя известно, что некоторое время она оказывала психологическую поддержку Евгению Плющенко. После поражения на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 г.) от Алексея Ягудина, в команде которого работал «черный маг» Рудольф Загайнов, ученик Алексея Мишина, похоже, поверил в магическую силу психологии.

Московский психолог Андрей Прокудин, анализируя выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи, отмечал: «Сложно предложить что-то в качестве инструмента психологической поддержки для Евгения Плющенко. На его примере можно читать лекции о психологии победителя в любом университете. Он может сформировать в себе уверенность путем постоянного контроля собственных психических процессов».

В одном из своих немногочисленных интервью это же отмечала и Дерябина. «Плющенко обладает несомненными экстрасенсорными способностями, — подчеркнула специалист. — Они даны далеко не каждому спортсмену. Правда, чтобы проявить их в полной мере, нужен еще и тончайший подход со стороны тренера».

В связке «Мишин — Плющенко» с этим проблем нет. Они работают вместе уже более двух десятков лет, а Профессор, напомним, еще и главу о психологической подготовке в учебник по фигурному катанию написал.

В психологической поддержке нуждаются не только чемпионы, но и те, кто делает первые шаги на льду. Пожалуй, лучше всего рекомендации по внедрению спортивной психологии в процесс обучения юных фигуристов сформулировали руководители московской «Школы позитивного фигурного катания». Представьте, есть в столице и такая, куда принимают независимо от возраста и физических данных.

Приведем эти шесть правил без комментариев.

1. Станьте для ученика другом, интересуйтесь, как проходит его жизнь вне льда.

2. На каждом занятии подогревайте мотивацию спортсмена, будь то желание стать олимпийским чемпионом или разучить новые элементы.

3. Используйте во время занятий юмор, забавные сравнения и аллегории, чтобы обучение было легким и непринужденным.

4. В любых ситуациях будьте спокойны и уравновешенны, никогда не кричите и не повышайте голос.

5. Чаще хвалите ученика, но делайте это искренне и только тогда, когда он этого заслуживает.

6. Избегайте рутины на тренировках, делайте занятия креативными, яркими и разнообразными.

Эти правила вполне подходят и для тех, кто работает с мастерами высокого класса. И не только в фигурном катании.

Борис ХОДОРОВСКИЙ