Наши дети
Лыжи многое могут
Зима. Мороз за щеки кусает, снег под лыжами хрустит. Эй, болезни, где вы? Пока мы на лыжах стоим, мы вас не боимся! Лишь бы мама на лыжах отпустила, лишь бы в горячке снег ртом не хватануть, дыхания бы хватило и снег бы не растаял! Что еще? Скорее бы весна. Но и зима хорошо, если с толком ее использовать, если радоваться и снегу, и скупому солнышку, если не считать дни.
Лыжи многое могут. Они ведь не только силу, не только здоровье подарят. Они ведь и в воспитании характера участие примут. Вот, скажем, не так давно обратился ко мне за помощью один мой ученик-старшеклассник. Очень хорошо подготовленный физически: легкоатлет, турист с многолетним стажем. За пять лет он со мной не только район — половину страны на велосипеде исколесил. Так вот, посетовал он на младшего братишку-второклассника, непоседу, озорника, вечно попадающего в неприятные истории.
— Хочу, — говорит, — лыжами его нрав утихомирить. Всё же лыжи любят спокойствие, а уж энергию расходуют будь здоров как! Может быть, и озорство его подлечат.
Непоседливость и бесшабашность вряд ли куда спрячешь. Это уж характер такой. Но помочь можно. Только этой непоседливости нужно противопоставить терпение. С маленькими людьми так — глаз да глаз за ними. И нос нужно вовремя вытереть, и чайку глоток дать, и на лыжне помочь: вот здесь так, мол, надо толкнуться, а вот тут удержаться, проскользить, не упасть!
А еще лыжню нужно специально подготовить: хорошая она должна быть, настоящая — глубокая и ровная, не разбитая. И чтобы под палочками упор был крепкий, набитый. И чтобы равнинки поменьше — легеньких бы горушек, да деревьев побольше, чтобы не виден был весь круг, чтобы не боялись детские глазенки расстояний.
Начал я ему объяснять и понял, что вопрос этот не просто сам по себе появился. Есть ведь и другие старшие братья, также желающие помочь своим младшим, есть и родители, готовые не только тренера искать, но желающие встать на лыжи вместе с детьми. Да и для детей это очень важно, когда не чужой дядя, а родной человек рядом встанет.
Со мной отец выходил на лыжах один-единственный раз — я тогда в классе третьем учился. Помню всю ту тренировку. Помню, как снег под его лыжами хрустел, помню, как я изо всех сил старался не отстать, помню его слова поддержки, помню, как долго еще его советы «спорили» с советами тренеров, с которыми мне пришлось общаться за спортивную жизнь.
Слово близкого человека. В определенном возрасте обладает оно невероятной силой, оно самое важное, самое правильное. Это потом, в седьмом-восьмом классе, появляются другие кумиры, потом может произойти какая-то ломка характера, неподвластная ни ученым, ни психологам, ни воспитателям. Но одно несомненно — главный стержень человека формируется, закладывается здесь, когда маленький человек идет нога в ногу со своим самым близким на земле человеком. Когда слышит ободряющее слово, когда понимает, что в любой момент вот она — теплая ладонь помощи, вот оно — не насмешливое слово или самый правильный совет.
Так что все мои предложения сейчас для людей взрослых: для родителей, для старшеклассников, которые решили со своими младшими братишками и сестренками позаниматься.
Итак, первое и самое главное — терпение наставника. Не так важен инвентарь и даже не техника передвижений, это дело наживное. А вот терпением нужно запасаться.
Второе — не спешить! Это второе пожелание поспорит с первым по значимости! Перегибать палку ни в коем случае нельзя. Иначе вместо удовольствия ребенок получит стойкое отвращение к занятиям.
Вообще, лыжи для младших школьников должны начинаться, как и для взрослых спортсменов, чуть раньше — в ноябре. Зачем, почему? Тренировать координацию проще всего по «чернотропу»: больше устойчивости, внимание концентрируется именно на согласованной работе рук и ног, а не на необходимости удерживать расползающиеся в стороны лыжи. Ведь что является главным камнем преткновения для маленьких лыжников? Координация. Координация в самом простом элементарном базовом движении — передвижении вперед при помощи палок. Чтобы не сбиваться с ритма: левая рука — правая нога. Толкнулся, проскользил, не упал, опять палкой движение подхватил.
Это как учеба в школе. Программа усложняется, вводятся всё новые стандарты образования, планка требований всё более и более поднимается вверх, а дети читать не умеют, смысла прочитанного не улавливают. Слишком уж укорочено время на освоение базовых умений — умению читать и писать. Слишком уж быстро программа спешит завалить их объемами. У меня складывается впечатление, что составители программ считают, что ребенок уже рождается с умением читать, писать и бегать на лыжах. На уроках физкультуры та же беда. Наступила третья четверть — выдали лыжи и вперед — зачёты сдавать. В итоге и лыжи человек не освоит, и к физкультуре отвращение получит.
Технику показать — одно. Это не спортуголок, где достаточно руку протянуть и подстраховать. На лыжне с будущим лыжником нужно рядом находиться, и не один урок. Подсказывать, хвалить, опять подсказывать, поправлять. Еще экипировка подводит. У нас до сих пор обучение в младших классах осуществляется на простейших креплениях — на ремешках. Валенки, ремешки, теплые куртки. В такой экипировке разве что по следу зайца ходить. Какая уж тут лыжная подготовка! Потому-то вся надежда на родителей.
Лыжная подготовка начинается в ноябре, пока нет снега. Нужно выбрать время, нужно надеть спортивную форму, взять в руки лыжные палки и идти с ребенком в парк или лес. Пусть таких выходов будет немного — два-три, но они обязательно должны быть. Вот здесь можно не спеша показать, как выносить вперед руку, как согласовывать движения рук и ног. В подъемчик чуть-чуть прибавить, на равнинке — поиграть, попробовать разные игры.
Например, передвигаться прыжками. Прыжок с места в длину, отталкиваясь двумя руками, вооруженными палками. Десять раз подряд, двадцать. Еще серию, еще. Если детей несколько, можно поиграть в обычные догонялки, передвигаясь именно таким образом. Это тоже срабатывает. Заодно укрепляется плечевой пояс, и когда выпадает снег, устойчивость на лыжне возрастет. Легче обучить технике. И еще. Бегать не надо, лучше походить. Быстро, ходко, но именно походить.
Если упустили осень (именно так чаще всего и выходит), всё равно лыжный сезон лучше всего начать именно с ходьбы с лыжными палками. Не сразу же снег ложится сугробами — даст возможность.
По снегу на лыжах предлагаю для малышей следующие упражнения. Выполнять их желательно опять же в форме игры и после некоторой предварительной подготовки. Скажем, получается у малыша пройти на лыжах круг в 300 метров, не задыхаясь и не падая, значит, к предлагаемым упражнениям готов. Если не получается, то стоит покататься еще денек-другой — наработать выносливость.
Итак. Отсчитывается фиксированная, не очень длинная дистанция, например 50 метров. Ее нужно пройти на лыжах так, чтобы толчков руками было минимальное количество. При этом запрещается нести палки на весу, уменьшение толчков происходит только за счет скольжения.
Конечно, дети будут хитрить: будут протаскивать палки, стараясь проскользить как можно дальше без толчка, будут еще что-то «применять», чтобы получился результат в их пользу. Это ничего. Такова уж детская психология, ее не надо ломать. Главное, цель будет достигаться — и скольжение отработаем, и интерес к занятиям поддержим.
Еще упражнение. Нужно отсчитать короткую дистанцию, скажем 30 метров. Дистанция должна идти под очень легкий уклон. Главное условие, чтобы лыжи сами не катились. По сигналу, толкаясь только руками, начать движение. Можно подсчитывать количество толчков палками или время прохождения дистанции. Упражнение можно усложнить: поставить палки по одной линии, чтобы пройти дистанцию «змейкой». Это поможет не только отработать сам толчок руками, но и поучит поворачивать переступанием, потренирует устойчивость в лыжной стойке.
Еще упражнение. Дистанция та же — 30—50 метров. Толкаясь двумя руками, скользить на одной ноге, другую ногу чуть-чуть приподнять. Чем меньше количество касаний приподнятой ноги, тем лучше.
Чем такие упражнения подкупают маленьких лыжников? Во-первых, это всё же игра. Во-вторых, протяженность дистанции. 30—50 метров — это немного, любой осилит. Ребенок видит: вот он, финиш, доберусь! Это и важно, чтобы он сказал сам себе с гордостью: «Я могу!»
В конце каждой тренировки обязательно должна быть горка. Пусть катание с горы займет немного времени, пусть двадцать минут. Но горка — это не только радость, это великая помощница. На горках дети быстрее получат и нагрузку, которая исподволь поможет им подтянуть физические качества, и научатся крепче стоять на лыжах, держать равновесие.
Помните, как о горках говорил Владимир Сергеевич Преображенский? «Одна, две, три тренировки на горке — и вам станет уже многое доступно, и вы сможете тренироваться на «пересеченке» по разнообразным трассам, спускаться с не очень крутых, но длинных горок. Ведь там, на горке, нужно суметь и повернуть, переступая лыжами, и присесть перед ямкой, и, выпрямляясь при выезде с крутого места, выдвинуть чуть-чуть вперед одну лыжу для переднее-задней устойчивости, а руки с палками чуть развести в стороны — для подстраховки от боковой потери равновесия. Вот сколько пользы дарит горка, вот чему научить может!» Одним словом, горка — это и продолжение игры, и возможность повысить тренировочную нагрузку малышам.
И еще. В декабре-январе не надо устраивать тесты на время, на спортивный результат. Это месяцы наработки навыков, месяцы накопления формы. Время, когда главным тестом должен стать тест на технику движений, а главной оценкой «правильно—неправильно». Причем это «неправильно» должно говориться не категорически, надо щадить детскую психику. Сколько потом за жизнь человеку придется выслушать подобных высказываний и характеристик, скольких детей эти категоричные «неправильно» и «плохо» отрубают от физкультуры. Лучше применить оценку: «Молодец, теперь попробуем сделать так…» Это поможет сохранить желание заниматься.
Я написал последнее предложение и выглянул в окно. Снег идет. Пушистый, снежинка к снежинке. Красота. Ну что, ребята, свистать всех наверх!
Владимир КОЧЕТКОВ, учитель географии и физкультуры,
пос. Сурское, Ульяновская обл.