Печать
Просмотров: 896

Консультируют специалисты «ФиС»

Опять Д’Адамо

Уважаемый Виктор Конышев! В книге серии «ФиС: Золотая Библиотека Здоровья» «Молодая кровь» вы прокомментировали советы Д’Адамо о питании по группам крови. Но недавно я узнал о том, что Д’Адамо выдвинул новую концепцию — питания по генотипу. Не могли бы вы рассказать о ней?

Олег Петрович ПЛЕШАКОВ, Санкт-Петербург

Еще 10 лет назад советы Д’Адамо о питании по группам крови были достаточно популярны. Но постепенно они стали забываться и вытесняться другими модными увлечениями. И вот Д’Адамо предложил новую концепцию питания — диету шести генотипов. Группы крови в ней сохранились, но теперь уже им не отведено первостепенного внимания. Д’Адамо предлагает наборы продуктов не по группам крови, а для шести генотипов, возникших в разные периоды становления человечества. Это генотипы охотник, собиратель, учитель, возникшие 50—70 тысяч лет назад, генотип исследователь (появился 20—30 тысяч лет назад), генотип воин (появился 11 тысяч лет назад) и совсем молодой генотип кочевник. Распознать свой генотип человек может по строению тела, наличию в слюне групповых веществ крови, по резус-фактору, реакции организма на кофеин, заболеваниям родственников, по отпечаткам пальцев, особенностям зубов, способности воспринимать горький вкус. Обладателю каждого генотипа Д’Адамо предлагает наиболее подходящее для него питание. Например, охотнику, как он считает, полезно красное мясо.
Рекомендации Д’Адамо отражают в некоторой степени представления научной медицины о питании, защищающем от болезней, но в концепции шести генотипов нет ни научного доказательства периода появления названных генотипов, ни доказательного обоснования рекомендаций по питанию каждого генотипа.
Д’Адамо выдвинул важную проблему индивидуализации питания человека, но предлагаемое им решение этой проблемы не основано на методах доказательной медицины. Он справедливо отмечает, что имеется 7,5 миллиарда вариаций выделенных им шести генотипов, но это обстоятельство создает значительный риск ошибок при питании по своему генотипу. Так, рекомендованное Д’Адамо обилие пуринов в пище охотников и собирателей может нанести вред людям, страдающим подагрой. А акцент на важности потребления обладателями этих генотипов красного мяса опасен в аспекте развития некоторых видов рака, в том числе рака кишечника у предрасположенных к нему людей. Возникает также сомнение в возможности сведения генетического многообразия людей к шести группам. Гены, предрасполагающие к болезням и защищающие от них, могут комбинироваться в весьма разнообразных сочетаниях, которые просто невозможно втиснуть в шесть генотипов Д’Адамо.
Кто же такой Д’Адамо? Это американский натуропат, возглавивший Институт индивидуальности человека (The Institute for Human Individuality). Институт не только обещает проводить обширные исследования по индивидуализации питания, но является коммерческим проектом, направленным на получение прибыли от обучения населения своему новому подходу к питанию (питание по группам крови, вероятно, приелось и перестало быть прибыльным). Борьба названного института за прибыль может привести к агрессивному продвижению рекомендаций Д’Адамо среди доверчивых людей, поэтому нужна осторожность в использовании советов этой натуропатической школы.

Не верьте рекламе микрогидрина
Уважаемый Виктор Александрович! В № 9, 10 журнала «ФиС» за прошлый год напечатана ваша статья «Антиоксиданты: что о них следует знать». Спасибо за нее, я внимательно с ней ознакомилась и почерпнула много полезного для себя. Но меня интересует еще антиоксидант микрогидрин, о котором в вашей статье не упоминается. Хотелось бы знать: как его употреблять, если, конечно, стоит, и насколько он эффективен? Очень надеюсь на вашу рекомендацию.
Тамара Ивановна ФЕДЮШКИНА, г. Саранск, Республика Мордовия

Реклама рассказывает много хорошего о биодобавке микрогидрин, о том, что она является мощнейшим антиоксидантом, о ее способности структурировать воду в организме и о многом другом. Оглушенный рассуждениями рекламщиков о наночастицах, электронах водорода, микрокластерах Фланаганов, поверхностном натяжении воды и о многом другом в этой биодобавке, потребитель готов увидеть в ней замечательное достижение науки. К тому же реклама чудесных способностей микрогидрина этим не ограничивается. Судя по ней, он «действует общеукрепляюще на весь организм, повышает тонус и иммунитет, способствует лучшему усвоению пищи, стимулирует выработку собственной энергии в организме, активизирует умственную деятельность, тормозит процессы старения, предотвращает многие хронические заболевания, устраняя вредные последствия воздействия свободных радикалов кислорода». Но, к сожалению, реклама умалчивает, где и каким образом были выявлены эти чудесные свойства.
Чтобы прояснить ситуацию, приходится обратиться к Федеральному реестру разрешенных биологически активных добавок (БАД). Из него узнаем, что эта добавка зарегистрирована в России под номером 77.99.23.3.У.55.1.05 от 11.01.2005, на основании экспертного заключения ГУ НИИ питания РАМН, а изготовлена «Royal BodyCare, Inc.» 2301 Crow Court, Irving, Texas, 75038 (США). Микрогидрин разрешен «в качестве биологически активной добавки к пище — дополнительного источника витамина С, магния, кремния». Другие чудесные свойства добавки в разрешении на нее не обозначены. Да и о каких-то выдающихся антиоксидантных свойствах этой добавки в разрешении не говорится. Правда, общеизвестно, что витамин С является антиоксидантом.
В Интернете можно найти любопытные отзывы о микрогидрине и методах по распространению. Оказывается, существует Coral Club — коммерческая организация, торгующая биодобавками, где проводят диагностику и сообщают обратившемуся в этот клуб человеку, что его кровь существенно изменена или даже заражена какими-то ужасными паразитами. Чтобы спасти свое здоровье и жизнь, нужно покупать микрогидрин и другие весьма дорогие биодобавки, распространяемые клубом, и лечиться ими. А ведь по существующему законодательству БАД не являются лекарствами (это производители обязаны указывать на их упаковках, но не делают этого) и не должны распространяться в качестве лекарств.
Таким образом, реклама микрогидрина является примером ситуации, когда фирма, получив разрешение на БАД как на дополнительный источник каких-то пищевых веществ (например, витаминов или минералов), развертывает агрессивную рекламную кампанию, основанную на рассказах о свойствах препарата, вовсе не заявленных при получении разрешения на его применение и не обозначенных в разрешении. Микрогидрин на основании имеющегося свидетельства можно считать всего лишь дополнительным источником витамина С, кремния, магния и не более того.

На письма отвечал Виктор КОНЫШЕВ, доктор медицинских наук