Печать
Просмотров: 858

Олимпийские виды

Приятно ощущать себя пророком

2011 6 skorДавно это было… В середине 70-х годов прошлого века по фигурно-катающейся Москве пошел слух: «В ЦСКА появилась гениальная девочка-танцорша из Ленинграда». Помню, мы ходили на нее смотреть. Она каталась тогда без партнера. «Да, гениальная», — подумала я. В чем это проявлялось? Сложно объяснить, это надо было лицезреть воочию: девочка каталась так, будто кроме фигурного катания ничего в мире нет, будто это высшее счастье на планете — кататься на коньках. Глядя на нее, поднималось настроение, возникало ощущение восторга. Именно такое волшебное впечатление производила Марина Зуева на заре своей спортивной карьеры.
Потом в паре с Андреем Витманом она появилась у нас, в группе Елены Чайковской.
Она выглядела как девчонка, но была старше меня на 6 лет. В то время это был большой возрастной разрыв. Мне 14 — ей 20. Андрей Витман вообще приближался к 30-ти. По возрасту они стали конкурентами Линичук—Карпоносова. Причем, на мой субъективный взгляд, катались не хуже. Во всяком случае, на тренировках не уступали им по классу катания, а по задору даже выигрывали. Но в танцах существует субординация. Правила тогда были совсем мутные. Кто лучше катается, кто хуже — понять невозможно… К тому же у пары Линичук—Карпоносов существовало одно неоспоримое достоинство: они никогда не падали и не спотыкались на соревнованиях. Они стояли насмерть. И побеждали.
Я не знаю, почему не сложилась спортивная карьера Зуевой—Витмана. И никто сейчас уже внятно этого не объяснит. В 1977-м они стали третьими в стране, потом пятыми на «Европе» и «мире». Но следующий, 1978 год дал им уже 6-е место на чемпионате Европы и 7-е на «мире». Это был регресс. Спорткомитет такого не прощает. Очередь в сборную плотная, все прут как танки, второй попытки никто не предоставит. Шанс дается один раз. К тому же Витман — почти «пенсионер». Наверняка в ту ситуацию вмешались эмоции… Думаю, всё было именно так. Сейчас уже никто ничего не помнит. «А почему ты решила, что их карьера не удалась?» — ответил мне вопросом на вопрос судья международной категории Игорь Долгушин. — «Они были в сборной, выступали на «Европе», «мире»… Некоторые сходили с дистанции и раньше».
И все-таки успешной спортивную карьеру Марины Зуевой я не назову. У нее был потенциал чемпионки. Но не сложилось. Зато на тренерском поприще ее талант раскрылся, наконец, в полной мере. Сейчас уже очевидно то, что Марина Зуева вошла в историю мирового фигурного катания как выдающийся тренер-хореограф. Увы, всё это случилось уже не в России.
А когда-то она жила здесь и искала работу… После окончания спортивной карьеры и института физкультуры Марина получила еще и образование балетмейстера, закончила ГИТИС. Хорошо,что второе образование у нас тогда еще было бесплатным. Ее дипломной работой стала постановка танца Елене Водорезовой. Марина принесла всё сразу: идею, музыку, эскиз костюма, ведь она одарена разносторонне. Станислав Алексеевич Жук оценил тот труд по достоинству. Марину взяли на работу в ЦСКА.
А потом был конфликт с Жуком. Не берусь судить ту историю: кто был прав, кто виноват? Но если бы пара Гордеева—Гриньков осталась без попечительства Марины Зуевой, она многое потеряла бы. Скорее всего, превратилась бы в типичную (а ля Роднина—Зайцев) пару Жука. Завораживающая красота их дуэта — заслуга Зуевой. Все спортсмены, к которым «прикасалась» рука Марины, преображались, как под воздействием волшебной палочки. Вспомните коренастого прыгуна Александра Фадеева. После работы с Мариной Зуевой он стал тонко чувствующим музыку танцором, артистом, передающим характер персонажа.
Но никто в Спорткомитете тогда этого не заметил и не понял, как высока цена тренера-балетмейстера Марины Олеговны Зуевой. А за границей это поняли. И предложили контракт. И Спорткомитет не возражал, тогда всё еще делалось через его посредничество. А потом времена изменились, и зарубежные контракты с Мариной уже стали заключаться напрямую. Она получила канадское гражданство… И потеряли мы Марину Олеговну на долгие годы.
Нынешний чемпионат мира в Москве стал настоящим триумфом тренерского дуэта Зуева—Шпильбанд. Весь пьедестал почета в танцах на льду заняли их ученики. Я сидела на трибуне, и меня не покидало чувство, что все (абсолютно все) пары Марины Зуевой при их внешнем различии тем не менее схожи каким-то внутренним азартом. И все они отдаленно напоминали мне ту девочку, которая в середине 70-х годов прошлого века появилась в ЦСКА, и, глядя на катание которой, поднималось настроение.
Я не знаю, каким образом Зуевой и Шпильбанду удается разруливать своих учеников-конкурентов, не сталкивая их лбами. Для меня подобная ситуация запредельна, когда в одной спортивной группе тренируются сильнейшие фигуристы мира. Марина говорит, что настраивает всех на индивидуальную победу и любит каждого в отдельности. Сколько же надо иметь любви в такой ситуации и как равномерно распределять ее потоки? 12 пар, 12 индивидуальных подходов.
Теперь в той же группе тренируется и российская «олимпийская надежда»: новоиспеченная пара Хохлова—Андреев. И, если честно, прогнозы наших специалистов насчет этой пары очень скептические. Слишком мало времени осталось, слишком неподготовленный партнер, который к тому же, по меркам прошлого века, тоже уже почти «пенсионер». Федор Андреев — 1982 года рождения (сын Марины Зуевой, кстати), а Яна Хохлова — 1985 года рождения. В советское время они стали бы кандидатами на выбывание из сборной. Хорошо, что взгляды нынешнего века более лояльны к возрасту спортсменов. Но уровень мировых танцев на льду нынче крайне высок, в частности благодаря многолетней деятельности на этом поприще самой Марины Зуевой. Кто, как не Марина, поднял планку в этом виде спорта на ту высоту, которую придется теперь преодолевать ее сыну. С ее помощью.
Но и российская сборная тоже вся забита талантами. И юниоры подпирают. Тренерский дуэт Жук—Свинин после распада пары Хохлова—Новицкий подготовил целую плеяду танцоров, которые выигрывают сейчас юниорские состязания целыми пьедесталами. А их первая пара Степанова—Букин (сын Андрея Букина) по уровню катания уже сегодня может включаться в борьбу за взрослые медали.
И при всей моей любви к Саше Свинину и Ире Жук и вере в их неминуемый тренерский триумф, я абсолютно убеждена в том, что Зуева и Шпильбанд сумеют превратить Хохлову—Андреева в новый бренд. Я верю в волшебство тренерского прикосновения Марины Олеговны и жду с нетерпением результата.
И еще я очень хочу увидеть наконец кричащую от радости Зуеву на фоне победы нашей российской пары. Все-таки спорт для меня это по-прежнему патриотическое мероприятие. Хотя Марина Зуева так не считает. «Какой патриотизм, какая ностальгия по Родине, Лена? Я живу в стране фигурного катания и абсолютно этим счастлива», — сказала мне она на прощание. Но я-то осталась при своем понимании…
* Несмотря на то что последний чемпионат мира не принес нам «золота», он тем не менее признан удачным для России. Во-первых, мы лихо его подготовили. За три недели мобилизовали Москву и провели на высочайшем уровне такое грандиозное зрелище. Я была горда за Отчизну, хотя охрана Дворца Спорта на Ходынке постоянно останавливала меня и не пускала туда, куда я хотела идти, а отсылала на определенную трибуну, где я только и могла находиться со своей аккредитацией. Охраны было не намного меньше, чем зрителей. Очень всё выглядело внушительно.
Только вот организаторы самого ледового действа были явно далеки от фигурного катания. Основная глупость заключалась в том, что спортсмены выходили на старт из одного места катка, а уходили со льда в другой бортик. Поэтому их тренеры, досмотрев программу до конца, сломя голову должны были нестись по закулисному пространству (все проходы у бортиков были заняты), чтобы воссоединиться с фигуристами и, главное, передать им чехлы от коньков. Ведь без чехлов фигуристы не могли выйти со льда и дойти до диванчика перед телекамерой. Такая непродуманность сильно бросалась в глаза профессионалам. Удивительно, что такие ляпсусы встречаются на чемпионатах подобного уровня. Но обычно все к этому тихо приспосабливаются. Спортсмены — народ не капризный. А радость побед сглаживает организационные просчеты.
Главное, что последний чемпионат мира подарил нам веру в будущее, потому что все подступы к пьедесталам оккупировали наши российские спортсмены. А также возникли две приятные незапланированные медали: «серебро» новоиспеченной пары Волосожар—Траньков, и «бронза» Артура Гачинского.
Четыре года назад я написала в журнале «ФиС» о многообещающей перспективе Артура, и не ошиблась. Даже его тренер Алексей Николаевич Мишин припомнил теперь мне ту статью. Приятно ощущать себя пророком. Хотя спорт столь непредсказуем, что любое пророчество похоже на рулетку. Но Артур Гачинский действительно порадовал. Он вырос, возмужал и не потерял главного: своей индивидуальности. Раздражало только то, что все вокруг так и норовили обозвать его вторым Плющенко. И мне всё время хотелось завопить на весь Дворец Спорта: «При чем тут второй Плющенко? Вы что не видите, это же первый Гачинский, господа!»

Елена СКОРОХОДОВА