Семь навыков как слагаемые успеха

2011 5 utkНачинается 90-й год существования «ФиС». Это серьезная дата, повод для подведения итогов и поиска новых путей к успеху — новых идей, тем, авторов, читателей, с учетом стремительно меняющихся реалий нашей жизни, ни на минуту не останавливающейся в своем развитии.
Так что такое успех, в чем его измерить и как оценить? Дожить человеку до 90 лет — это успех? В нашей стране, с учетом всех обстоятельств, — несомненно. А журналу, с учетом тех же самых обстоятельств, издаваться 90 лет — это успех? Думаю, что да.
Я сама знакома с «ФиС» много лет и, судя по публикующимся в нем письмам, большинство читателей — его верные друзья, подписчики с большим стажем. Это значит, что, во-первых, журнал пользуется у них успехом, и, во-вторых, сами они с его помощью добились успеха, в первую очередь на пути к здоровью — своему собственному или своих родных.
Думаю, что обрести или сохранить здоровье, одолев серьезную болезнь, стать физически здоровее, выносливее — очень важная составляющая успеха, но не единственная. Просто стать здоровым — замечательно, но вряд ли этого достаточно, чтобы чувствовать себя успешным.
Успех, в его современной интерпретации, зачастую подразумевает в первую очередь достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, причем желательно с соответствующим денежным эквивалентом… Очень часто такой успех достигается не только за счет здоровья самого человека, но и за счет благополучия близких ему людей, и в этом случае речь не идет ни о здоровом теле, ни о здоровом духе вопреки известному изречению.
Уверена, что читатели «ФиС» в большинстве своем ориентированы на «успех с человеческим лицом» — на единство телесного и духовного, физического и душевного здоровья. И приближающееся 90-летие журнала позволяет говорить о его успехе в этом направлении, которого, по-моему, «ФиС» стоит придерживаться и впредь.
В «ФиС» № 9 за 2010 г., я, рассказывая об австрийском психиатре Викторе Франкле, упомянула книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных личностей», обещав позже рассказать и о ней. Предвижу вопрос читателей: какое отношение имеют навыки высокоэффективных людей к журналу «ФиС»? Убеждена: самое непосредственное, как и система флай леди, с которой я знакомлю читателей уже больше года. Читая на страницах «ФиС» о том, каких успехов добиваются самые разные люди, от выдающихся спортсменов до бывших больных, я всегда вижу у них некие общие качества, без которых успех был бы невозможен. Я вижу также, какие изменения происходят в сознании людей в процессе их пути к успеху.
Эти качества универсальны и присущи многим, добившимся успеха в самых разных сферах деятельности, далеко за пределами спорта и физической культуры. Стивену Кови удалось их обобщить и классифицировать.
Прежде чем излагать концепцию Кови, познакомлю читателей с некоторыми фактами его биографии.
Стивен Кови — американский экономист и педагог. У него девять детей и сорок три внука. В 2003 г. он был удостоен престижной Премии за отцовство, присуждаемой в рамках Национальной программы отцовства. Сам Кови считает ее самой важной из всех своих наград.
Более 30 лет Стивен Кови обучает людей из многих стран мира универсальным принципам, позволяющим достичь успеха в самых разных сферах жизни — от физического здоровья и взаимоотношений в семье до профессиональной деятельности. Среди его книг наиболее известная — «Семь навыков высокоэффективных людей». По результатам опроса читателей она названа «самой влиятельной книгой по бизнесу XX века».
Итак, начинаем знакомство с навыками высокоэффективных людей. Первые три — нацелены на «личную победу» — совершенствование личных качеств отдельного человека, вне его связи с другими. Следующие три навыка помогают достичь «общественной победы» — успеха в общении и совместной деятельности с другими — родными, друзьями, учениками, коллегами, партнерами. Седьмой навык — всеобъемлющий, необходимый и для собственного развития, и для успешного взаимодействия с другими.
1. Будьте проактивными. Слово «проактивный» было впервые введено Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах (подробнее см. «ФиС» № 9, 2010 г.). Стивен Кови, вслед за Франклом, разделяет людей на «реактивных» и «проактивных» в зависимости от их отношения к себе и обстоятельствам своей жизни.
Действия «реактивных» людей продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства, а их эмоции в основном зависят от погоды, настроения родных или коллег, обстановки на работе или дома и так далее. Такие люди пассивны: надеются, что важные события, способные изменить их жизнь, произойдут сами собой, и ждут, что кто-то другой сумеет сделать их здоровее, успешнее и счастливее. В большинстве случаев они ссылаются на невозможность выполнения чего-либо в виде отрицательных предложений типа «У меня нет для этого данных», «Я этого никогда не сумею сделать».
«Проактивные» люди преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие, ставят перед собой цели и достигают их, уверенно опираясь на принципы, составляющие основу их характера. Они активны; решают проблемы, а не говорят о них, ищут решения, а не оправдания, проявляют инициативу и делают всё необходимое для выполнения задачи, задавая себе вопрос: «А какие действия я смогу предпринять?»
Кови убежден, что проактивность — неотъемлемый признак успешного человека, сфокусированного на своей способности изменить действительность. В проактивность входят два слагаемых: активность и ответственность, то есть активная деятельность в направлении поставленных целей и осознание ответственности за те последствия, к которым ведут эти самые действия.
Наверное, читатели и без меня поймут, но все-таки напишу: примеры такой проактивности — в каждом номере «ФиС»: например, письма людей, сумевших добиться успехов в упорной борьбе с болезнями или травмами.
И система флай леди — еще один пример проактивности: готовность принять на себя ответственность за то, что происходит в доме, задав себе вопросы, что можно сделать для улучшения ситуации. В обоих случаях полезным окажется второй навык.
2. Начинайте, представляя конечную цель. Еще одно необходимое условие успешности — ясное понимание конечной цели. Можно быть сверхзанятым и при этом неэффективным, если, как образно выразился Стивен Кови, «вы с энтузиазмом карабкаетесь вверх по лестнице успеха и внезапно обнаруживаете, что она приставлена «не к той стене»: каждый шаг по ее ступеням будет приближать вас совсем не туда, куда вы стремитесь». Достаточно определить два-три важнейших результата, которых вы хотели бы достичь, чтобы продвинуться вперед, — и уже этот простой акт откроет перед вами общую перспективу вашей жизни и укажет направление развития.
И снова вернусь к тематике «ФиС»: каждый, приняв решение взять на себя ответственность за свое здоровье, наверняка представляет, чего он хочет достичь. Одни хотят стать выносливее, другие — стройнее, третьи — улучшить работу сердца, четвертые — избавиться от частых простуд и так далее. Запись на бумаге четко сформулированных целей с путями их достижения — очень полезное действие и в этом случае.
Система флай леди советует всё записывать в своем контрольном журнале, а Кови своим ученикам советует написать «миссию», или «личное послание», или «личную конституцию», чтобы лучше разобраться в своих жизненных ценностях и сформулировать самые важные для себя цели.
Миссия — весьма пафосное слово. Но мне представляется, что оно настраивает того, кто пишет свою собственную миссию, на самое серьезное, возвышенное отношение и к себе, и к своим целям, и к жизни в целом.  
Миссия не есть раз и навсегда написанное послание самому себе. Основополагающая ее часть, скорее всего, останется неизменной. Но более детальные разделы могут и должны меняться по мере достижения намеченных целей, личностного роста ее автора.
В качестве примера процитирую миссию одной ученицы Стивена Кови: она — прямо-таки квинтэссенция системы флай леди:
  «Я стану распределять усилия поровну между карьерой и семьей, потому что они мне одинаково дороги. Мой дом будет местом, где члены моей семьи, друзья и знакомые обретут радость, покой и счастье. Но я не собираюсь зацикливаться на чистоте и порядке: главное — дом должен быть обжитым, уютным. Я надеюсь проявить мудрость в выборе еды, чтения и развлечений. Мне особенно хочется научить детей любить, учиться и радоваться жизни — и, конечно, трудиться, проявлять свои уникальные дарования.
Я ценю права человека, свободу и чувство ответственности, дарованные нам демократическим обществом. Я стану добросовестным, высокообразованным гражданином, буду принимать участие в политической жизни, чтобы мой голос был услышан и с моим мнением считались.
Я стану самостоятельной личностью, которая всегда начинает с себя и проявляет инициативу в достижении целей. Буду стараться овладеть ситуацией, а не быть объектом действия; избавиться от вредных, разрушительных привычек; орести навыки, которые помогут мне освободиться от стереотипов и штампов, развить способности и увеличить свободу выбора.
Деньги должны служить мне, а не я — им. Я постараюсь со временем добиться материальной независимости. Буду соизмерять свои желания с насущными потребностями и возможностями. Постараюсь тратить меньше, чем зарабатывать, и регулярно откладывать или инвестировать часть своих доходов. Более того, мне хотелось бы так распределять свои средства и использовать возможности, чтобы скрасить существование других людей».
Когда цели обозначены, приоритеты проставлены, полезно на выбранном пути руководствоваться еще одним навыком.
3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала. При овладении третьим навыком Стивен Кови советует своим ученикам решить, каковы их наивысшие приоритеты, и иметь мужество, не оправдываясь, сказать «нет» всему остальному. Многие совершают ошибку, направляя усилия на самое срочное, а следует концентрироваться на самом важном, стараясь поддерживать равновесие между ростом своей результативности и развитием своих ресурсов и средств.
Эффективный человек мыслит не проблемами, а возможностями, подчеркивает автор: «Эффективные люди подпитывают возможности и морят голодом проблемы. Они мыслят упреждающе. Такие люди поддерживают баланс между результатами и ресурсами и средствами, вложенными для их достижения».
Рассказывая о Яне Франк, ее системе контроля времени и борьбе с тяжелой болезнью («ФиС» № 6, 7, 2010 г.), я вспоминала ее слова, что пришлось выбирать то, что для нее было наиболее важным, и отказаться от всего остального. Ее успех в борьбе с тяжелейшей болезнью в сочетании с напряженной работой — яркий пример действия этого навыка.
О других навыках поговорим в следующем номере.

Ирина УТКИНА
Продолжение следует