Летающие леди. О творчестве, что нам заменит волшебство

В предыдущем номере я упомянула книгу Кена Робинсона «Призвание». Узнав, что Яна Франк участвовала в ней как художник и автор предисловия, я решила, что ее стоит прочитать, и не ошиблась. И мне снова захотелось ненадолго отойти в сторону от системы флай леди, чтобы поговорить об идеях этой книги, показавшихся очень важными.

Герои книги — кто-то с раннего детства, кто-то намного позже — нашли свое призвание, или, как пишет Робинсон, «нашли свою стихию — сферу, в которой то, что мы любим делать, и то, что у нас хорошо получается, сливаются воедино», и добились успеха в науке, бизнесе, спорте, кинематографе, литературе, музыке, хореографии, изобразительном искусстве, кулинарии, парикмахерском деле и так далее.

Читая про истории успеха очень разных людей, я неизменно чувствовала за ними незаурядную личность автора. Мне захотелось узнать о нем побольше, и я отыскала сайт Робинсона, содержащий видеозаписи его публичных выступлений и фотографии. Увидела не очень молодого человека, опирающегося на палку, но с молодо сияющими глазами, подтянутого, со спортивной фигурой (про палку напишу подробнее ниже). Узнала, что Робинсон — британец, позже переселившийся в США. Его родина — Ливерпуль, и он не раз на страницах книги упоминает Пола Маккартни и Джорджа Харрисона из группы «Битлз», с которыми знаком с детства.

В настоящее время Кен Робинсон — авторитетный специалист международного уровня, принимавший участие в крупных образовательных и инновационных проектах в разных частях света. За вклад в развитие современной национальной образовательной программы королева Великобритании удостоила его титула сэра.

Но вернемся к понятиям призвания и своей стихии. Обычно при слове «стихия» на ум приходят страшные, разрушительные природные процессы, неподвластные человеку: наводнения, землетрясения, смерчи, лавины, лесные пожары и многое другое…

А «своя стихия» — это совсем иное. По-моему, это такое состояние, когда все внутри тебя и вокруг тебя взаимосвязано и гармонизировано. Ты словно плывешь на волнах какого-то волшебного потока именно туда, куда тебе надо, и все вокруг происходит так, как тебе и надо. И ты находишься в таком состоянии, про которое замечательно сказал Иван Сергеевич Тургенев: «Счастье — как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть».

Может показаться, что «своя стихия» по Робинсону — это то же самое, что и понятие «поток», часто встречающееся на страницах оздоровительной литературы с той или иной степенью мистики. То есть будто бы наши судьбы предопределены свыше, мы плывем по реке жизни, влекомые ее волнами, словно щепки. А если повезет, то с нами произойдут какие-то волшебные события, без всякого нашего участия.

Но это очень обманчивое впечатление. Робинсон рассказывает на примере многих людей, что путь к своей стихии может быть очень трудным, с преодолением препятствий на самых разных уровнях — от внутренних, личностных проблем самого человека до сопротивления извне, начиная с семьи и кончая культурной средой в целом. Я бы сюда добавила еще и сопротивление государственной системы, что в нашей стране особенно актуально.

Робинсон уверен, что многие так и живут, не отыскав своего призвания, своей стихии, и это проблема не только отдельной личности, но и общества в целом: «Каждому из нас крайне важно найти свое призвание как для собственного благополучия и успеха, так и для процветания своей страны, для эффективности всей образовательной системы».

Думаю, что это особенно видно на примере сегодняшней российской реальности: резкое повышение общего уровня агрессивности, рост алкоголизма, наркомании и многих других неприглядных явлений берут истоки там, где люди либо ничем не заняты, либо заняты совсем не тем, что им нравится и к чему у них есть способности. Мне кажется, что человек, находящийся в своей стихии, не может быть злым, завистливым, намеренно причиняющим боль другим, как бы драматично ни складывалась его судьба.

И еще одно. Мне кажется, что если человек находится в своей стихии, то он делает то, что ему нравится, по-настоящему, а не имитирует. Поэтому чем больше людей найдут свое призвание, тем меньше будет имитации деятельности в целом. Ведь, по-моему, имитация — наше главное сегодняшнее зло, проявляющееся на самых разных уровнях: не забота, а имитация заботы, не работа, а имитация работы, не модернизация, а ее имитация, и так далее.

Но Кен Робинсон пишет и о том, что если кому-то посчастливилось рано найти свое призвание, это не означает, что у него всю жизнь всё будет складываться замечательно, будто по мановению волшебной палочки: «Хорошее и плохое случается с каждым из нас. Не то, что с нами происходит, играет в конечном счете основную роль в нашей жизни. Что действительно важно — это наше отношение к происходящему. Понятие удачи — это яркая иллюстрация ценности нашего изначального отношения к жизни при поиске своей стихии».

И вот тут я вспомню про палку, на которую опирается Кен Робинсон. Он кратко рассказал собственный путь к своей стихии, начавшийся с несчастья.

Как и многие британские мальчишки, Робинсон любил играть в футбол, в семье даже поговаривали о его будущем профессионального спортсмена. Но все планы нарушила внезапная болезнь: не вовремя распознанный полиомиелит, долгое лежание в больнице, полностью парализованная правая нога. Юный футболист, подававший надежды, из больницы выехал в инвалидной коляске. Он был помещен в специальную школу для детей-инвалидов, его будущее представлялось печальным. Но благодаря собственному упорству и любви к знаниям, правильной позиции родителей и его наставников, сумевших выявить его склонности и в конечном итоге помочь найти призвание, Кен получил хорошее образование и стал одним из самых уважаемых в мире специалистов в сфере образования и инноваций.

Размышляя о роли везения и невезения, Робинсон написал: «Не знаю, каким бы футболистом я стал. Однако знаю точно, что полиомиелит открыл передо мной гораздо больше дверей, чем та единственная, которая была для меня самой очевидной, но оказалась наглухо закрытой».

Читая рассказ Робинсона про его болезнь, я тут же вспомнила своего отца, который во время войны потерял пальцы на левой руке, будучи деревенским подростком. В день своего 70-летия он, выдающийся ученый-энциклопедист, публично заявил, что считает свое увечье везением: оно заставило его работать над собой и думать, как выбраться из деревни, где он, не потеряв пальцы, скорее всего, стал бы постепенно спивающимся сельским механизатором.

Вот это — искать ростки удачи в собственных неудачах и даже несчастьях — то, что отличает людей творческих, настроенных на успех, от тех, кто пассивно ожидает чуда, волшебницу с палочкой, доброго чиновника или кого-то еще, кто обеспечит нам везение.

Не имея возможности пересказать даже в сжатом виде все основные положения книги Робинсона, отмечу его слова о том, что воображение — это то, что присуще исключительно человеку, что ярче всего выделяет людей среди остальных живых существ, позволяя мыслить творчески. Об этом же писал и Виктор Франкл, о котором я рассказывала в № 9 «ФиС» за 2010 г.

Далее Робинсон пишет, что творчество — следующий шаг после воображения: «Воображение может быть сугубо личным делом. Вы можете воображать весь день напролет — и никто этого не заметит. Но человек творческий — это всегда человек деятельный. Его воображение работает для создания чего-то нового, для решения наболевших проблем, для действенной помощи миру».

Вот тут вернемся к системе флай леди: на примере многих писем я увидела, как она высвободила творческий потенциал своих последовательниц, распространившийся не только на домашнюю работу, но и намного дальше. Произошло «расхламление» мозгов, о котором очень многие написали как о самом неожиданном и самом важном результате, а многие благодаря этому нашли свою стихию. Вот и стали с ними происходить многие неожиданные и приятные события, кажущиеся на первый взгляд волшебными: одни нашли работу, которую давно искали, другие — такую, о которой даже и мечтать не смели. Третьи наконец-то сумели решить какие-то сложные, давно не поддававшиеся проблемы: продать или, наоборот, купить квартиру, начать ремонт и еще многое другое. Но за всеми, казалось бы, волшебными изменениями стоит творческое и упорное движение к цели.

Но разве только система флай леди побуждает к творчеству? Конечно, нет. В частности, любая история успеха в борьбе с болезнями — пример творческого подхода к решению наболевшей в прямом и переносном смысле проблемы. И об этом мы читаем в каждом номере «ФиС». Например, выращивание цветов — очень творческий процесс, своя стихия для Георгия Ивановича Щербины. А «Алгоритм счастья» Игоря Блатова — еще один яркий пример творческого подхода к обретению здоровья.

В № 9 «ФиС» есть очень интересная для меня статья «Работа с подсознанием» Сергея Словцова, тоже человека в своей стихии. В ней перечислено несколько отечественных и иностранных авторов книг об аутогенной тренировке и работе с подсознанием. Упоминается и Карл Симонтон, директор центра по лечению рака в США. Так ведь это другое написание фамилии (в оригинале Simonton) одного и того же человека: именно по методу доктора Саймонтона рисовала Яна Франк свою победу над раком и выжила (см. «ФиС», 2010, № 6)!

Круг замкнулся, поэтому вернемся к книге «Призвание» и предисловию к ней, написанному Яной, в котором есть такие слова: «Найти свое призвание — это только половина дела. Робинсон пишет о том, как отстоять его, сделать центром своей вселенной, как повернуть свою жизнь так, чтобы всё в ней крутилось вокруг любимого дела. И объясняет, почему это необходимо для того, чтобы быть счастливым».

Яна пишет о своем скептическом отношении к ранее прочитанным книгам, учащим, как добыть счастье: «Это работает только в книжках. На самом деле жизнь цинична и прямолинейна. С какого-то момента начинать всё сначала поздно. Чтобы реализовать свои мечты, нужно иметь возможности. Взять и начать вдруг заботиться о душе, плюнув на суровую действительность, — это может закончиться только проблемами».

Но ниже следуют такие слова: «Однако мой опыт показывает, что эта магия, описанная в книге, существует и работает. Стоит только откопать то самое, чего нам не хватало для счастья, как оно начинает притягивать нас со страшной силой».

Вот и в письмах флай леди про размусоривание о том же: «Мне кажется, размусоривание учит нас “глобально” видеть. Ты уже перестаешь зацикливаться на мелочах, не позволяешь хламу занимать твои мысли и твое личное пространство. И вот так, начиная с малого, с тряпок и бумажек, мы учимся делать серьезные шаги в нашей жизни, а не топтаться на месте».

Яна завершает предисловие так: «Для каждого, кто научился жить своим призванием, всё вокруг сразу приобретает смысл и наполняется радостью. Некоторым нужно на это решиться, другим — выбрать правильный путь к уже найденной цели. Третьим — может быть, понять, что они давно там. Ведь осознание своего счастья тоже может неожиданно сделать счастливым».

Вот почему я желаю всем в наступающем году в наступающем году найти свое призвание, чтобы оказаться в своей стихии, а там будут и смысл, и радость, и здоровье, и счастье… А если всё это будет, то вряд ли мы будем нуждаться в волшебстве.

Ирина УТКИНА