Спорт и личность
Константин Барулин: «Я не лирик. Не люблю дождь и пасмурную погоду...»
На хоккейном чемпионате мира 2011 г. в Братиславе Константин Барулин дебютировал в матче со Словакией. (Ему тогда пришлось «сыграть с листа», после того как на 33-й минуте наш основной вратарь Евгений Набоков пропустил третий гол и тренеры решили его заменить.) Намертво закрыв наши ворота, Барулин воодушевил тем самым своих партнеров: уверившись в сверхнадежности вратаря, они усилили атаку и в итоге сумели вырвать победу со счетом 4:3.
Тем не менее руководители нашей команды по-прежнему продолжали делать ставку на Набокова. В игре с датчанами почти у всех наших звезд, и в частности у Набокова, многое не получалось. Ну а самой драматичной оказалась 48-я минута матча, когда в ворота Евгения влетела третья шайба, а сам он получил травму. И Барулину, при зыбком счете 4:3 в нашу пользу, вновь пришлось действовать с места в карьер, отражая бесчисленные атаки датчан. «Пробить» его они не смогли...
Так как же Константину удалось, дважды «сыграв с листа», без потерь пройти сквозь невероятные эмоциональные перегрузки и, не допустив ни одной заметной ошибки, отстоять в этих матчах так, будто им управлял компьютер?
«Если отъезжал от ворот, то потом с трудом возвращался назад...»
Но почему он стал вратарем? Что и когда определило его выбор?
«В семь лет, — сказал однажды Костя в беседе с журналистами, — я катался слабее ровесников и потому занял место в воротах». Эти его слова вызвали во мне воспоминание о моей давней встрече с режиссером-мультипликатором Федором Хитруком. «Сейчас я седой, а на самом-то деле — рыжий», — сказал Хитрук. — Из-за этого и стал художником... Когда меня принимались дразнить, я доставал листочек бумаги, отходил в сторону и брался за карандаш...»
— Так, может быть, и вас к вашему игровому амплуа подтолкнуло чувство некоей ущербности? — спросил я Костю.
— Можно, наверное, сказать и так, — ответил он. — Когда я пришел в хоккейную секцию, ребята там катались уже год или полтора, я же впервые встал на коньки. И если отъезжал от ворот, то потом с трудом возвращался назад. И мой отец (он был вратарем) сказал мне: «Может, попробуешь сыграть в воротах?» Однако это не значит, что вратари плохо катаются. У многих это отлично получается. Да и я сегодня доволен своим катанием.
— Ваш путь в хоккее вовсе не был гладким и безболезненным. Не возникала ли у вас порой мысль заняться чем-то другим?
— Я задумался об этом в 2004 году, во время молодежного чемпионата мира. Мы тогда со счетом 3:4 проиграли в четвертьфинале финнам, пропустив четвертую шайбу за 13 секунд до конца. И тренер сказал мне, что именно я проиграл тот матч, хотя это, как мне кажется, было не так... Вот тогда я мог надломиться и расстаться с хоккеем... Но я переборол себя и продолжал работать, стараясь в свободные часы чаще общаться с друзьями, рядом с которыми забывал о своих печалях.
— А что вы вспоминаете после игры? Точат ли вас мысли об ошибках?
— Я живу положительными эмоциями. Люблю, когда вокруг радостно и весело. Я не лирик. Не люблю дождь и пасмурную погоду. Стараюсь поскорее забыть всё плохое.
— Даже если кто-то сделает вам пакость?
— Надолго это в моей памяти не осядет. Что-то доказывать или мстить я не буду.
«Бабочка» весом 92 килограмма...
Барулин играет в стиле баттерфляй (бабочка), при котором голкипер, стремясь отразить бросок, «садится», сдвинув колени, на щитки, перекрывая ими всю нижнюю часть ворот. Щитки же при этом выглядят как крылья бабочки...
— В такой манере сейчас играют большинство вратарей, — говорит Константин. — Мне тоже близок этот стиль.
Внушая всем уважение своими габаритами (рост — 186 см, вес — 92 кг), хоккейная «бабочка» по имени Константин Барулин успевает за доли секунды переместиться, встать, упасть на колени и сомкнуть щитки...
— Но чего стоят вам эти стремительные «перелеты»? Что ощущаете после тяжелого матча, в котором вам пришлось отразить множество бросков?
— Порой кажется, что ноги поднять невозможно, поэтому каждый шаг дается с трудом. Когда побеждаешь, то тебя может поддержать чувство победы, но если проигрываешь, то сил уже не остается. Добравшись до дома, просто падаешь на пороге. Ложишься спать, но не можешь уснуть: тебя бьет дрожь...
— Читал, что тренер вратарей финн Юсси Парккила, который работал в «Атланте», заставил вас здорово похудеть...
— Никто меня не заставлял. Я сам поставил перед собой такую задачу. Правда, Юсси однажды сказал мне: «Моими подопечными всегда были худенькие вратари. Ты же весишь 100 килограммов. Впервые вижу такого парня... Так, может быть, похудеешь?» После этого я и начал за собою следить.
— Вы сбросили 8 килограммов. Это, наверное, было нелегко?
— Похудеть не так уж и трудно. Гораздо труднее удержать уменьшившийся вес.
— И как же вы этого достигли?
— Исключил из своего рациона соусы и гарниры и сократил объем пищи. А после тренировки шел в тренажерный зал и 45 минут крутил педали «велосипеда».
— Но теперь-то вы, наверное, вполне удовлетворены собой?
— Иногда мне кажется, что я быстро двигаюсь. Но когда вижу себя на видео, это ощущение пропадает, потому что я, оказывается, ползаю, как черепаха. Нужно, наверное, все же быть побыстрее...
— Что вам нравится во вратаре Константине Барулине?
— То, что в форме я действительно большой. Для того, кто играет в стиле баттерфляй, это плюс. Мой отец и мои тренеры не раз говорили мне, что меня ноги кормят. Руками я, может быть, и в самом деле не так хорошо работаю, как ногами. Значит, за руками надо последить...
— А какие замечания делали вам тренеры?
— Парккила мне всё время напоминал, что надо сохранять свою позицию и что клюшку нужно держать внизу, а не на весу. «Но самое главное, — говорил он, — ты должен читать игру, должен видеть не только хоккеиста с шайбой, а всех пятерых игроков соперника. Как только кто-то из них подобрал шайбу и начал двигаться, ты обязан догадаться, отдаст ли он ее или нет, а если отдаст, то кому... В хоккее, так же как и в шахматах, надо читать игру на ход вперед».
«Мне комфортно там, где моя семья...»
— Насколько мне известно, в прежние времена вы разрисовывали свой шлем. Видимо, рисунок на шлеме влиял на характер ваших движений...
— Мне, во всяком случае, так казалось. Когда еще играл в «Спартаке», на моем шлеме был нарисован череп. Потом, перейдя в «Химик», я продолжал выступать в том же шлеме, однако игра у меня не шла. И однажды моя жена сказала, что этот череп, видимо, несет какую-то отрицательную энергию. У меня тоже возникло такое ощущение, и тогда я перекрасил свой шлем.
— И что же вы нарисовали?
— Символом «Химика» было изображение алабая, среднеазиатской овчарки, которая считается потомком тибетского дога. Алабай — умелый боец, на которого всегда можно положиться: он будет биться до последнего. Когда на моем шлеме появился алабай, у меня всё стало получаться гораздо лучше...
— Видимо, слова вашей жены очень много значат для вас. А как вы впервые с ней встретились?
— Я тогда играл в СКА Санкт-Петербург, и наш клуб проводил конкурс «Мисс СКА». Я сидел в жюри, а Наташа была участницей конкурса. Она заняла третье место, и, когда всё закончилось, мы познакомились и начали общаться.
— Выходит, вы как член жюри конкурса воспользовались своим положением...
— Ну что здесь поделаешь. ...Спустя какое-то время ее попросили провести следующий конкурс, а сегодня она работает в «Атланте»: руководит группой поддержки.
— Вы в 13 лет уехали из вашей родной Караганды в Тюмень, чтобы поступить в спортинтернат. Наверное, трудно было переносить разлуку с родителями?
— Но я же не один такой был... Там училось много приезжих — кто из Екатеринбурга, кто из Сургута, кто из Тюменской области. К ним, правда, родители время от времени приезжали, да и сами они могли иногда съездить домой, поскольку ехать им было недалеко. Мне же навестить родных удавалось только на Новый год и летом, когда заканчивался сезон.
— Наверное, этим объясняется то, что вы женились в 21 год. Видимо, вам очень хотелось, чтобы рядом был кто-то близкий...
— Может быть. Нужно было найти своего человека. И я его нашел.
— Вашей жене, наверное, не все нравится в хоккее...
— Когда начинается чемпионат, я хожу весь в синяках, и Наташе это очень не нравится. «Кто это так постарался? — гневно вопрошает она. — Скажи мне... Уж я с ним поговорю... ». Что я могу на это ответить? Не знаю, мол...
— За последние годы вы сменили несколько клубов и потому, наверное, не смогли пока обзавестись собственным жильем...
— Так получилось, что мы уже пять лет кочуем по съемным квартирам. Сейчас снимаем дом в Подмосковье. Мне там нравится: с ребенком удобно гулять.
— А у вас есть на это время?
— Да. В те дни, когда у нас одна тренировка, вывожу из дома коляску и гуляю с сыном. Ему уже одиннадцать месяцев... Ну а мне комфортно там, где моя семья.
«Хоккей — это то, что во мне, в моей душе...»
— Вы как-то сказали, что, надевая хоккейную форму, внутренне концентрируетесь, забывая обо всем постороннем. Наверное, и тогда, когда приходите домой, хоккей долго не отпускает вас...
— Потому что для меня это не хобби. Это образ жизни. Хоккей — это то, что во мне, в моей душе.
— В романе Владимира Набокова «Защита Лужина» главный герой, гениальный шахматист, постоянно живет в двух мирах — реальном и шахматном, теряя порой ощущение того, где же на самом деле он находится. Вот одна характерная цитата: «Лужин начал тихими ходами, смысл которых он чувствовал очень смутно, своеобразное объяснение в любви. “Ну, расскажите что-нибудь еще”, — повторила она, несмотря на то, что заметила, как хмуро и скучно он замолчал.
Он сидел, опираясь на трость, и думал о том, что этой липой, стоящей на озаренном скате, можно, ходом коня, взять вон тот телеграфный столб, и одновременно старался вспомнить, о чем именно он сейчас говорил»...
— Хоккей поглощает меня, но всё же не до такой степени. Когда я разговариваю женой, то не думаю об игре и не слежу мысленно за шайбами: вот эту я здесь бы поймал, а вон ту — там...
— Говорят, что некоторые голкиперы беседуют с шайбой...
— Я не раз видел, как вратарь, поймав шайбу, разговаривает с ней и прежде, чем отдать судье, произносит какие-то заклинания. Я с шайбой не разговариваю. Но чувствую, что к ней надо относиться с душой, чтобы она не обижала тебя.
— Ваш коллега Александр Еременко уверял меня, что шайба может сыграть злую шутку с вратарем: «Мне как-то раз бросили шайбу то ли от красной, то ли от синей линии, — рассказывал он, — я уже приготовился ее поймать, а она вдруг нырнула...»
— Когда бросают с дальней дистанции, шайба в какой-то момент может утратить скорость и юркнуть куда-то. Иногда такое бывает, хотя вряд ли кто-то сможет специально совершить подобный бросок; отработать его невозможно.
— А может ли полет шайбы изменить для вас скорость течения времени?
— Да. Бывает так: тебе забивают гол, а ты никак не можешь понять, как же это произошло. «Она ведь вроде бы не так уж и быстро летела, — говоришь ты себе. — Всё было, как в замедленной съемке. Так почему же ты ее не взял?»
— Вратарь постоянно находится на льду, в то время как другие игроки действуют посменно: вышли, отработали, пошли отдыхать...
— Я могу руководить своими партнерами, потому что с первой и до последней минуты матча наблюдаю за соперниками, подмечая и фиксируя всё важное, как будто в голове у меня записная книжка: вот это звено, скажем, у них сегодня играет лучше, чем другие, а вон тот игрок бежит быстрее, чем его партнеры...
— А что слышит вратарь во время игры? Или же он настолько сконцентрирован на происходящем, что пребывает в абсолютной тишине?
— Какие-то звуки все равно слышишь, и это тебе и помощь, и подсказка. Вот, например, ты на секунду потерял хоккеиста, который уже занял позицию у твоей дальней штанги. И вдруг в тот момент, когда ты забыл о нем, он делает какое-то движение, стучит, скажем, клюшкой о лед, давая сигнал партнеру: я, мол, здесь. И это мгновенно пробуждает твою память: теперь уж ты про него не забудешь... Я всегда слышу, как хоккеист, набирая скорость, режет коньками лед. Это очень приятный звук...
— А вам хочется самому выйти вперед и забить гол?
— Конечно, хочется. И я забиваю постоянно. Во сне.
Слушая свой внутренний голос...
— В прессе не раз писали, что от Барулина исходит спокойствие, которое передается его партнерам. А вот Игорь Захаркин, который до недавнего времени был помощником Быкова, однажды заявил, что игроки нашей главной команды больше доверяют Евгению Набокову, нежели Константину Барулину. Как вы считаете, была ли в словах Захаркина доля истины?
— Думаю, нет. Мне почему-то кажется, что в нем говорила какая-то обида. Но каковы ее причины, мне неизвестно...
Не знает об этом и Владимир Мышкин.
— Да разве можно не доверять Косте, — говорит он, — если даже «с листа» он может сыграть на пределе возможного? А как он действовал и в матче с Канадой? Тогда при счете 0:1 Барулин блестяще сыграл в нескольких моментах, которые могли стать решающими. Не знаю, смогли бы наши отыграться, если бы канадцам удалось тогда довести счет до 2:0...
— Но потом мы потерпели поражения от финнов и от чехов...
— Это было стечение обстоятельств: как бы ни выручал вратарь, поймать все шайбы он был не в состоянии. А голы нам забивали такие, что обезопасить свои ворота можно было только чудом...
Я хорошо помню, как Константин Барулин держался в матче с Чехией. Даже после пропущенных шайб он не сник, не опустил руки. В тех голах не было его вины, он бился за каждую шайбу, и вот это, по-моему, в нем самое главное.
— Потому-то, критикуя нашу сборную, болельщики не ставят эти поражения в вину Барулину...
— Его не в чем винить. За свою игру он заслуживает не упреков, а уважения...
В прошлом сезоне Константин Барулин был признан лучшим голкипером Континентальной хоккейной лиги и самым ценным игроком плей-офф. Ну а в этом сезоне он должен работать еще больше и вдумчивее, нацеливая себя на Игры в Сочи, до которых осталось менее двух лет.
...«Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично».
Эти слова принадлежат не хоккейному тренеру и не спортивному психологу. Их произнес знаменитый американский бизнесмен Стив Джобс, до недавнего времени занимавший пост исполнительного директора компании «Apple». Константин Барулин не знаком с этим высказыванием, однако действует он именно так, как советует Джобс, — следует велениям своего сердца и своей интуиции, не позволяя шуму чужих мнений заглушить его внутренний голос.
Андрей БАТАШЕВ