Печать
Просмотров: 1299
«ФиС»-86
Плавать раньше, чем ходить

Здравствуйте, уважаемые сотрудники журнала! В 70-х годах прошлого века «ФиС» публиковал замечательные статьи З. Фирсова о том, как научить новорожденных плавать в домашних условиях. Мы по этой удивительной методике занимались со своими детьми. А потом журналы «ФиС» со статьями я передала на время племяннице, но назад мне ничего не вернулось.

И вот недавно возникла такая проблема. Моя коллега по работе решилась с новым мужем родить ребенка (в 44 года!), но малыш очень проблемный. Невропатологи настойчиво советуют домашнее плавание. Сейчас существует масса предложений со стороны разных фирм, предоставляющих услуги тренера на дому. Но это, во-первых, рискованно (никаких гарантий, не известна квалификация тренера и т.д.), во-вторых, очень хлопотно в смысле согласования графика посещений, в-третьих, очень затратно. Для семьи моей коллеги такие траты нереальны. Вот я и решила обратиться к вам за помощью. Если вы сочтете возможным снабдить новоиспеченную мамочку методичкой, то здорово выручите и ее, и, уверена, ее ребеночка. В любом случае, спасибо вам за то, что вы до сих пор есть, печатаете интереснейшие материалы.

Галина БЕЛОВА, г. Новосибирск

 

 

Меня зовут Александр, я живу в Иерусалиме с 1991 года. В 1978 году, когда моя семья жила в Запорожье, мы с женой научили нашего новорожденного сына Максима плавать, руководствуясь статьями «Плавать раньше, чем ходить» Захария Фирсова, опубликованными в «ФиС».

Сейчас уже сам Максим хочет учить своего сына, которому пошел 2-й месяц. И тут мы столкнулись с неожиданной проблемой: не можем добыть статьи с методикой Фирсова из вашего журнала. А время идет! Нужно начать как можно раньше — это я знаю по опыту. Моя просьба: если вас не затруднит, мне бы очень помогла оперативная пересылка хотя бы первых двух-трех статей из вашего журнала, чтобы мы могли выиграть время и начать выполнение обучающих процедур.

Александр ГРАБАРНИК, г. Иерусалим, Израиль

 

Мы уже отправили Галине Беловой и Александру Грабарнику методику Захария Фирсова, и с этого номера журнала начинаем знакомить с ней наших новых читателей — счастливых родителей новорожденных малышей, их бабушек и дедушек... За окном теплый солнечный июль. Наилучшее время для первого в жизни «заплыва»!

 

 Ребенок попадает в водную среду еще до своего рождения, находясь в чреве матери. В первые недели жизни в нем очень силен плавательный рефлекс. Если лицо спокойного ребенка опустить в воду, он непроизвольно задерживает дыхание и воду не глотает. Его тельце в воде рефлекторно движется из стороны в сторону, подобно телу плывущей рыбы. Ручки и ножки шлепают по воде отнюдь не хаотически, они позволяют ребенку удерживаться на поверхности. К четырем месяцам эти способности, если их не развивать, исчезают. Ребенок глотает воду, пугается при погружении в ванночку. Однако рефлекторные способности можно развить.

Как раз на этих взглядах и основаны методики раннего обучения плаванию. Одну из них разработал еще в 70-х годах прошлого века Захарий Фирсов, в то время президент Медицинского комитета ФИНА, председатель Федерации плавания СССР. Его методика до сих пор считается лучшей.

 

Раннее обучение плаванию улучшает обмен веществ, укрепляет иммунную, нервную, костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Практика показала, что почти все малыши, прошедшие курс обучения, не пасуют перед простудными заболеваниями, развиваются быстрее своих сверстников, выглядят более активными, подвижными и смелыми.

Когда начинать? Только не впервый месяц жизни малыша! Новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни, и дополнительные нагрузки могут нарушить процесс адаптации. А после 4 месяцев рефлекторные способности малыша к плаванию, заложенные природой, начинают угасать, обучение значительно затрудняется. Так что, лучше всего начинать уроки в 2—3-месячном возрасте.

С чего начинать? Прежде всего, посоветуйтесь с врачом-педиатром по поводу предполагаемого «курса обучения плаванию». У ребенка могут быть некоторые заболевания (нарушение обмена веществ, диатез, выраженное малокровие и др.), при которых плавание противопоказано или возможно, но с определенными ограничениями по продолжительности каждого урока.

Выберите среди членов семьи главного «инструктора», который возьмет на себя постоянную заботу о «водных процедурах». «Инструктор» должен твердо верить в целебные свойства плавания, быть терпеливым и настойчивым, иметь время для регулярных занятий.

Где плавать? Для начального периода обучения подойдет обычная квартирная ванна, а если ее нет, то переносная детская ванночка или резиновый резервуар (надувной бассейн). В теплые летние дни можно учить ребенка плавать на свежем воздухе, вынося ёмкости с водой на балкон, во двор, в сад. А если вашему малышу уже стукнул годик, и он прошел «курс плавания» в ванной, то в погожую жаркую погоду ему не возбраняется поплавать в чистом открытом водоеме вместе с родителями.

* Уроки плавания проводят или ежедневно, или 4—5 раз в неделю, причем в одни и те же часы (желательно перед последним кормлением).

* Не начинайте занятия сразу после еды, нужен перерыв не менее часа.

* Перед каждым уроком хорошо проветривайте ванную комнату (она должна быть ярко освещена) и постоянно следите за температурой воды в ванне, чтобы она не падала ниже нужного уровня, вызывая у малыша озноб.

* Если малыш устал, плохо спал и пребывает в плохом настроении, урок сократите в два-три раза. Закончив урок, разотрите «пловца» полотенцем, дайте отдохнуть в тепле. Кормите спустя 30 минут после занятия.

Поплыли!

В методике начального обучения выделены 3 периода: «термообработка», обучение плавательным движениям на поверхности воды и обучение погружениям под воду. Эти периоды рассчитаны на детей грудного возраста, еще не умеющих говорить и ходить.

Первый период. Его продолжительность — 2—3 недели. За это время родители должны сделать всё, чтобы привить своему малышу любовь к купанию. Каждая минута пребывания в воде должна приносить ему наслаждение. Поэтому первым шагом на пути к обучению плаванию будет обычное ежедневное купание, в ходе которого родители лишь наблюдают за поведением ребенка в воде, постепенно, изо дня в день, увеличивая продолжительность купания от 2—3 до 15—20 минут.

В течение первой недели температура воды — 36 °, в течение второй и третьей недель — 35 °. Теплая вода расслабляет мышцы, снимает постоянные тонические сокращения, чему способствует состояние относительной невесомости, и младенец начинает выполнять ручками и ножками движения, внешне сходные с плавательными. К слову, практика показала, что для начинающих «пловцов» температура воды 28—29 ° слишком низка, и большинство малышей не справляются с такой «термозакалкой» и заболевают.

Со второй недели ребенок находится в ванне уже по 7—8 минут, а в течение третьей недели, когда его организм уже привык к 35-градусной воде, каждый день прибавляется по 1—2 минуты. В первую неделю вода наливается в ванну на 30— 35 см, а в последующем глубина увеличивается на 10—15 см.

Всячески поощряйте двигательную активность ребенка в воде. Характер движений пусть подбирает он сам. Но поскольку обучение плаванию начинается у малышей в положении лежа на спине, то помогайте «пловцу» побольше находиться в этом положении, обращая его внимание на подвешенные над водой погремушки. При этом слегка поддерживайте малыша за головку и спинку, помогая ему найти наиболее выгодное «плавучее» положение. Поддерживая, слегка проволакивайте тельце по поверхности воды.

Ваш ученик легко переносит 15—20-минутную ванну в 35-градусной воде? Значит, первый период обучения закончился.

Второй период. Он длится 3 недели. Главными упражнениями становятся: поддержка ребенка под головку и спинку (чуть позднее только под головку) плюс медленное проволакивание в положении на спине по поверхности воды от одного конца ванны к другому. Проводите его с перерывами: 2—3 проволакивания — минутный отдых в воде, во время которого малыш резвится, как хочет; повторить комбинацию еще и еще раз, вплоть до конца 20-минутного занятия. От занятия к занятию уменьшайте степень поддержки, а моментами совсем прекращайте помощь. В эти минуты ребенок будет лежать на воде самостоятельно.

Если он не сможет плыть без вашей помощи, попробуйте воспользоваться надувной игрушкой, удерживающей тельце малыша на воде. Но в этом случае всячески приучайте ребенка к попеременным или толкающим движениям ножками и ручками. Помогите освоить эти движения: возьмите в свои руки его стопы и неторопливо (в темпе 25—30 движений в минуту) попеременно подвигайте ими, имитируя «шаги по воде». Чрезмерно увлекаться надувной игрушкой и специально приучать к ней ребенка не нужно. В середине урока отвлеките внимание малыша и отнимите у него резиновую игрушку. Некоторое время поддерживайте его под головку. Но опять-таки недолго. Дайте ему возможность снова поплавать самостоятельно.

Повторите все эти приемы на следующем уроке. Если безрезультатно пройдут еще 3—4 урока, попробуйте проделать еще одно упражнение. Обвяжите широким полотенцем туловище малыша, к полотенцу прикрепите веревку, держась за концы которой вы сможете удерживать тело ребенка на поверхности воды. В таком положении продвигайте малыша из одного конца ванны в другой (это упражнение называется «удочка»). Все эти упражнения ребенок может выполнять с соской во рту.

Не забудьте постепенно усложнять условия: в ванну наливайте больше воды; ее температуру снижайте до 34—33,5 °; продолжительность урока доводите до 25—30 минут.

При аккуратном выполнении этих методических советов и достаточной терпеливости к концу второго периода обучения ваш малыш научится держаться на воде без вашей помощи. После этого нужно будет приучить его самостоятельно передвигаться из одного конца ванны к другому. Тут можно воспользоваться разумными «приманками» с учетом того, какая из них больше всего нравится малышу (игрушка, погремушка и др.).

Третий период. Он длится 2—3 недели. Цель занятий: наряду с совершенствованием навыков плавания на спине, нужно заставить малыша перевернуться на грудь и поплыть. Вначале можно (но только на нескольких уроках!) воспользоваться одним из перечисленных выше трех приемов (поддержка, надувная игрушка и «удочка») или поочередно каждым из них.

В один из таких моментов нужно любимую игрушку (можно также мандарин, яблочко) малыша бросить на дно и натолкнуть его на мысль погрузиться под воду с открытыми глазами и достать игрушку. Вначале ныряния происходят на глубине 30—35 см. На последующих уроках глубина увеличивается.

Ребенок не захлебнется, но подстраховывать его нужно. Можно помогать ребенку окунаться, слегка придерживая его руками.

Когда ребенок освоит первые погружения под воду, бросайте на дно ванны 2—3 игрушки (они должны быть яркие, блестящие). Пусть их соберет. Ученые доказали, что ребенок может безболезненно находиться под водой до 25—30 секунд, но лучше допускать за один урок 3—4 погружения под воду, каждое продолжительностью 5—10 секунд. Таким образом, до того как малышу исполнится годик, он уже будет уметь плавать, еще не начав ходить.

Подготовил Всеволод ФЕДОРОВ

Продолжение следует