Печать
Просмотров: 995
Целебные танцы

Уважаемые читатели журнала и, особенно, последователи моей системы «Гимнастика леди Ровены»! Сегодня я решила рассказать о новом лечебно-оздоровительном направлении, которое изучаю и практикую последние годы.

Дело в том, что, разрабатывая с середины 90-х годов свою первую систему — «Гибкость, сила, грация», с которой вы имели возможность познакомиться на страницах журнала и в альманахе «ФиС: Золотая Библиотека Здоровья», я ставила перед собой цель помочь женщинам стать более развитыми в физическом плане, побороть нездоровые привычки, развить в себе новые качества. Задача (с моей стороны) была в определенной степени выполнена, и многим действительно удалось помочь, о чем свидетельствуют и мои личные наблюдения, и письма читателей, на которые я с удовольствием отвечаю через наш журнал.

 

Жизнь, как известно, не стоит на месте, и мы развиваемся вместе с ней. Вот и моя система постоянно дорабатывалась, в первую очередь в направлении более индивидуального подхода, ведь важно не только развивать в себе такие прекрасные качества, как гибкость, сила, грация, но и бороться с недостатками фигуры. Я решила не спорить с природой, а призвать ее на помощь: использовать индивидуальные гормональные отличия себе во благо, с главной оговоркой — не навредить.

Как стать стройнее, имея гинекоидный тип фигуры? Как увеличить бедра тем, у кого от природы слишком узкий таз? Какие виды тренировки предпочесть суперстройным женщинам с повышенной активностью щитовидной железы?

Ответы на эти вопросы и о многом другом читатель мог узнать из публикации серии статей «Особенности национального фитнеса» (которые можно считать продолжением цикла «Гимнастика леди Ровены»).

Почему же теперь тренер по фитнесу Елена Пантелеева заговорила о танцах, да еще и обладающих лечебным эффектом? Позвольте, расскажу. И начну с истории, грустной и откровенной...

В 2000 году я внезапно заболела, как говорится, переработала. Мой рабочий день начинался в 9 утра и заканчивался не ранее 9 вечера, включая в себя по 5—6 полноценных занятий плюс консультации в промежутках. При такой бурной жизни организм уже не раз выражал протесты в виде головной боли, хронической усталости, тошноты в конце дня и дрожания рук по утрам, но меня гнало вперед ощущение успеха, востребованности, чувство ответственности...

И вот однажды прямо на занятии у меня закружилась голова, потемнело в глазах, руки и ноги перестали слушаться, хотя я находилась в сознании. Меня отвезли домой, и с этого дня я себя «потеряла». Врачи называли это состояние по-разному, кто-то — перетренированностью, кто-то — серьезным заболеванием вестибулярного аппарата. Много было диагнозов и мало толку от лечения. Головокружения периодически повторялись, даже в покое и в положении лежа. Появилось чувство страха: одной выходить из дому или надолго оставаться в одиночестве. Невозможно стало ездить в транспорте, развилась клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства). Тяжело было даже гулять!

Несколько месяцев я активно лечилась, но потом и это принесло разочарование. Поддерживали родные и мои ученицы, которые разошлись по другим группам, но постоянно звонили мне и интересовались, когда я вернусь на работу. Это служило дополнительным стимулом скорее выздороветь. Настал наконец момент, когда я поняла, что болезнь болезнью, а без работы больше не могу. Просто нужна новая программа, которая исключала бы прыжки, резкие движения (то есть то, что я не могу выполнять) и при этом эффективно тренировала бы все группы мышц, сердечно-сосудистую систему, развивала пластику и понравилась бы людям. Задача, надо сказать, не из легких...

Решение нашлось неожиданно. В разговоре с подругой — хореографом по образованию — я поделилась своими мыслями, а закончила такой фразой: «Вот бы создать программу, где ты все время стоишь на месте и при этом тренируешь все тело!» «А чего изобретать велосипед, — услышала я в ответ. Выбери танец живота, к тому же он очень моден в этом сезоне. Хочешь, покажу движения? За месяц освоишь — и вперед!»

До этого момента лично я не находила в этом танце особой эстетики, считала довольно примитивным и просто не была склонна к нему по своему телосложению. Но выхода другого не видела. Через месяц в клубе висело объявление: «Представляем новую программу — восточные танцы для тела и души». Первое время я еще ощущала себя больной, но после уроков танцев во мне словно разжималась пружина, состояние напряжения проходило, страх отпускал, тело постепенно, раз за разом, слушалось все лучше, а состояние слабости перестало быть привычным. Признаюсь, выздоравливала я медленно, но если бы не танцы, не желание работать, могла бы уйти в свою болезнь надолго.

Вот так танцы вошли в мою жизнь. И с тех пор помогают мне и многим другим, с кем я занимаюсь, бороться с недугами, делая жизнь лучше. Со временем я изучила фламенко, и даже выступаю сольно в клубах, на вечеринках и концертах. Это моя любовь и страсть, спасшая от депрессии и невроза.

Но танцы интересуют меня не только как развлечение, а в первую очередь как лечебная гимнастика, способная помочь при различных заболеваниях. Первый мой опыт лечения больного с помощью танца был таким. Меня попросили составить комплекс упражнений для мужчины среднего возраста, страдающего болезнью сердца. Ему жизненно необходимо было двигаться, но стащить с дивана не было никакой возможности. После длительных уговоров я поинтересовалась, чем он увлекался в детстве, и получила неожиданный ответ: «Бальными танцами, я и сейчас бы танцевал, но нет партнерши, и здоровье подвело». Так мы затанцевали, причем с пользой для здоровья, подобрав движения спокойные, плавные, медленные. В дальнейшем стала чаще рекомендовать своим ученикам вместо утренней гимнастики — утренний танец. Сейчас это уже проверенная практика.

Лечебный танец можно использовать не только вместо утренней зарядки, но и просто в любое удобное время. 2—3 минуты, что он длится, не смогут утомить даже серьезно больного человека, а польза и энергозатраты будут ощутимыми, ведь человек подсознательно отдается любимой музыке, с упоением идет за ней, не экономит силы, как на гимнастике, например, зато время экономится. Конечно, для достижения значительного и устойчивого результата движения нужно оттачивать, но это несравненно приятнее и увлекательнее, чем выполнять обычные физические упражнения.

То, что танец дает в эмоциональном плане, каждый испытывал на себе не раз: восторженное настроение, состояние открытости, на время танца мир воспринимается по-другому, спина выпрямляется и возникает ощущение полета. Выплескивается плохая энергетика, уходит весь негатив, сублимируясь в радостный, творческий настрой, возникает некий акт созидания, рождения маленького произведения искусства, сотканного тобой здесь и сейчас, волшебная импровизация...

Конечно, использование танца в лечебных целях — это не мое изобретение. Разные народы издавна пользовались лечебными свойствами танца. Мы просто привыкли воспринимать танец как забаву, отдых, развлечение, и мало кто знает, что он положен в основу многих оздоровительных методик, пришедших к нам из глубины веков.

В Древней Греции существовали, например, танцевальные пеаны (ритуальные действия в честь бога Пеана — покровителя медицины), являющиеся, по существу, магическими врачующими танцами. Греки верили, что упорядоченные телодвижения помогают улучшить душевное состояние и избавиться от неизлечимых болезней. Лечебные танцы в Греции были развиты настолько, что разделялись на подгруппы: для пищеварения; для хорошей осанки; для регулирования сердечных ритмов; для похудения; от нервных болезней; для аппетита.

Известно высказывание самого Сократа, подтверждающее, что он пробовал этот метод на себе: «Вы смеетесь надо мной. Не потому ли, что я совершаю эти странные движения? Глупцы, вы смеетесь над тем, что я хочу укрепить здоровье, что хочу иметь лучший аппетит и лучший сон!» Вот вам пример для подражания — серьезный человек, а не боялся выглядеть смешным в глазах окружающих. Кстати, танцы — лучшее лекарство еще и от застенчивости, и от многих других комплексов.

Древние восточные танцы требуют вообще отдельного разговора. Но сейчас я могу лишь назвать некоторые. О танце живота я уже упоминала. А вспомните неповторимые индийские танцы. По сути, это динамическая йога. Человек не просто танцует, он замыкает мудры (положения рук), пропуская через себя определенные потоки энергии и таким образом излечивая себя.

Или взять древние китайские танцы тай-чи, грациозные и строгие, основанные на специальных упражнениях, подобных плавному танцу, с помощью которых можно было оздоровиться и преуспеть в военном искусстве.

В Европе и Америке танцевальная терапия давно признана официальной медициной, есть даже такая профессия — танцевальные терапевты. Они уверены, что нет человека и болезни, которые не лечилась бы с помощью танцев, и работают даже с теми, кто способен лишь двигать глазами, выполнять несложные жесты. Можно бесконечно говорить о пользе танцев и об использовании их для лечения различных заболеваний. Но у меня есть другое предложение — перейти от слов к практике, что мы и сделаем уже в следующем номере нашего журнала.

В рамках этого нового журнального проекта вы познакомитесь с различными танцевальными направлениями и стилями, чтобы применять движения танцев на пользу своему здоровью.

Мы изучим фламенко — для профилактики и лечения остеохондроза, артроза, улучшения осанки и укрепления суставов. Ирландский танец — для профилактики варикоза. Танец живота — для решения некоторых гинекологических проблемы Латиноамериканские танцы, поднимающие настроение и тонус, — для лечения гипотонии. Китайский танец дракона, способный укрепить костную систему и оказать другие благотворные воздействия, — для пожилых людей. И как сюрприз — парный танец в стиле аргентинского танго, который доставит вам удовольствие, а возможно, поможет обновить чувства.

Если занятия целебными танцами вам понравятся, в дальнейшем мы обязательно расширим наш репертуар.

И последнее. Призываю мужчин отнестись к новому сериалу с вниманием. Фламенко и танец живота, конечно, для женщин. А вот ирландский и китайский танцы, латиноамериканские танцевальные движения помогут решить свои проблемы со здоровьем и представителям сильного пола.

Елена ПАНТЕЛЕЕВА

Продолжение следует