Печать
2007 г.
№ 1
Просмотров: 755
Победила Россия

В этом номере журнала «ФиС», в ущерб другим видам спорта, первую обложку и еще 4 (стр. 2, 3, 6, 31) полосы мы отдаем фигурному катанию на коньках. И не освещению соревнований, а впечатлениям от телевизионных представлений. Потому что, по нашим наблюдениям, под занавес прошлого года не чемпионаты Европы и мира, а именно эти представления пользовались наибольшей популярностью у россиян.

Личное мнение

«Весь мир — театр, и люди в нем — актеры» — так в XVII веке сказал Вильям Шекспир.

Но реалии века нынешнего выдвигают иную формулировку: «Весь мир — спортивная арена, и люди здесь — спортсмены». Дух состязания пронизывает всю структуру нашего современного бытия. Гонка за первенством идет во всех сферах. И наше телевидение в беспощадной борьбе каналов за привлечение зрителя ведет себя вполне актуально.

Телевидение принято ругать. За рекламу, пошлость и «мыльное» однообразие. За одни и те же лица, избитые сюжеты и плоские шуточки. Но два недавних телевизионных проекта, вернее, один проект в двух лицах все же заслуживают громогласных аплодисментов. Это было высокое искусство: «Танцы со звездами» на РТР и «Звезды на льду» на Первом канале! Браво, Останкино!

Я неспроста назвала в первую очередь программу РТР, потому что их проект возник раньше. Первый канал, как говорят, о нем тайно разведал и «умыкнул» идею. Хотя идея изначально была чужой, покупной — заграничной. Поэтому разговор о плагиате здесь неуместен. Увы, мы не придумали такого сами. К нашему глубочайшему национальному сожалению. Хотя мне сложно представить, как столь революционная идея и не малобюджетная перспектива ее реализации были приняты нашим чиновничьим аппаратом. У нас такое не проходит — зарубили бы на корню. Россия — страна контрастов. Самые талантливые самородки рождаются у нас, и самые вопиющие бездарности, имеющие большое влияние, кажется, тоже здесь прописались. «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом» — так комментировал эту проблему еще А.С. Пушкин. Поэтому хорошо, что идея ледового танцевального шоу со звездами уже была апробирована на Западе. Шекспир, кстати, тоже свои сюжеты частенько заимствовал. Но его гениальное воплощение в итоге одерживало верх над первоисточником.

Наше российское воплощение данной заморской идеи превзошло все ожидания. Определить, какой канал справился с задачей лучше, сложно. Потому что обе программы были великолепны. Лично мне ближе РТРовский вариант. Он, на мой взгляд, более разнообразный, неожиданный, с занятными комментариями, забавными экспромтами… Ведущие Первого канала Слуцкая и Плющенко хорошо работали для фигуристов. Но РТРовские Заворотнюк и Николаев работали блистательно без всяких оговорок. Танцы на РТР ставились под руководством Бестемьяновой—Букина, а на Первом канале постановками руководил Илья Авербух. И танцы были хороши все без исключения. В данной ситуации можно говорить лишь о превосходстве российской школы фигурного катания. Однако Бестемьянову и Букина пригласили на английское телевидение для постановок танцев в его аналогичном проекте. А Авербуха не пригласили. Во всяком случае, на момент написания данной статьи.

А еще мне ближе версия РТР потому, что именно там, в жюри, председательствовала сама родоначальница российской школы фигурного танца несравненная Елена Анатольевна Чайковская — мой любимый тренер. Кстати, Татьяна Анатольевна Тарасова, возглавлявшая жюри на конкурирующем Первом канале, тоже бывшая ее ученица.

Интригу обостряло то, что все перемешалось в этом двухканальном состязании. Основные ученики Тарасовой Бестемьянова и Букин оказались в данном проекте в связке с Чайковской. Пара Грищук и Платов, завоевавшая вторую олимпийскую медаль под тренерской консультацией той же Тарасовой, также оказалась здесь рядом с Еленой Анатольевной (которая, кстати, даже консультировала эту пару перед играми в Нагано). Мы можем только догадываться, какие за всем этим кипели страсти: перекупка и переманивание участников, разведка танцевальных идей… Зрелищное великолепие имело воинственную изнанку — настоящее Ледовое побоище.

Но праздник все-таки состоялся, и мир временами торжествовал на этом скользком и неустойчивом основании. Например, после всех публичных склок, обид и разногласий на наших глазах Оксана Грищук и Евгений Платов воссоединились в едином танце и показали класс катания, достойный третьей олимпийской медали. Это была подлинная победа танцев звезд по версии РТР.

Не оставили равнодушными и такие их сюрпризы, как внезапный танец нынешней домохозяйки Моисеевой и бизнесмена Миненкова (двукратных в прошлом чемпионов мира), выдержавших 24-летнюю паузу в тренировках.

А выход на лед несравненной Чайковской и великолепно исполненный ею танец вообще поверг публику в шок своей непредсказуемостью. Это был не «провоз тела» вдоль бортика на двух ногах, а достойная альтернатива долгоиграющему творчеству Майи Михайловны Плисецкой.

Народу показали даже катающегося собственной персоной мистера Кононыхина, язвительнейшего комментатора, с чьим закадровым голосом долгие годы ассоциировался данный вид спорта.

Но суть обоих проектов все же составляло соревнование между полупрофессиональными парами. «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»… Что такое пара, состоящая из чемпиона-профессионала и не умеющего кататься дилетанта-звезды? Гремучая смесь. Конфликт жизненных постулатов. И все это, конечно, мутило, кипятило, волновало, но зато питало зрелищность. А нам ведь кроме хлеба только того и надо.

Судейство было субъективным, как и водится в фигурном катании. На Первом канале это было особенно очевидным. По непонятным мне причинам малопластичная, с деревянным верхом, Дапкунайте пользовалась невероятной любовью судей. А неповторимую Навку они все время «пощипывали». Танец двух пьяных сожителей в исполнении Дапкунайте и Жулина я не назвала бы стильным. Зал тоже был в недоумении. Зато явившийся Навке во сне Элвис Пресли в исполнении Башарова был прекрасен не только по замыслу, но и по исполнению. Зал стоял. Но Тарасова рассудила иначе. Вообще, на Первом канале все решала Тарасова. Остальные шли за ней. Очень самобытный тандем Петрова—Бутман был ею явно недооценен. У судей не хватило чувства юмора для постижения их оригинальных творений. Или была какая-то спортивная предыстория негативного отношения к Петровой. Но зрительской любовью они пользовались невероятной. Мы открыли для себя многогранность таланта саксофониста, его юмор и артистизм. Когда Петрова и Бутман втроем с Тихоновым исполняли танец «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих», зал ревел от смеха и восторга. Но судьи этого не поняли.

Судейство на РТР было более справедливым. Чайковская не давила своим авторитетом и предоставляла свободу другим участникам судейской бригады, которые были профессиональны, компетентны и в меру предвзяты. Вообще, на РТР царил мир в большей степени, чем на Первом канале. Может быть, это происходило из-за того, что в проекте РТР среди спортсменов было больше «бывших». На Первом же канале в пару со звездой в основном вставали «нынешние», еще не отошедшие от недавней олимпиады спортсмены. Это создавало разницу атмосфер двух проектов, воплощавших одну идею.

Но Лазарев—Гребенкина все же незаслуженно проиграли на РТР. Впрочем, их сместило с первого места не судейство, а пресловутое sмs-голосование. Но как-то оно мутно прошло — результаты не вызвали доверия. Хотя фактов нет. Лазарев заворожил всех настолько, что было странно видеть его на втором месте. Зал недоуменно безмолвствовал. Грищук—Красилов были хороши, но лазаревского обаяния им недоставало.

Зато Марату Башарову я бы посоветовала на время покинуть кино и погрузиться в ледовые тренировки. Мне кажется, с таким феноменальным прогрессом в катании от него в паре с Навкой можно ожидать следующего российского олимпийского золота.

Какой же канал победил? Определить невозможно. Мы все смотрели оба, смотрели в оба. Спасибо, что хоть время показа было разное. Одно можно констатировать твердо: в результате всех этих телетрансляций российский народ опять заразился бациллой фигурного катания.

Когда-то фигурное катание было в нашей стране сверхпопулярно. То было доброе советское время. Говорят, что супруга нашего генсека обожала фигурное катание, и поэтому оно освещалось тогда средствами массовой информации с государственным размахом. Эпоха Ельцина вовлекла Россию в перипетии тенниса. Путин попробовал заинтересовать наш народ восточными единоборствами. Но объективно фигурное катание все же интереснее: музыка, динамика, танец… Никакой другой вид спорта не способен производить такое громадное впечатление и вызывать такой эмоциональный отклик. Недаром на Западе сейчас бум.

У нас теперь тоже бум. Фигурные коньки вмиг исчезли с прилавков спортивных магазинов под воздействием «Танцев со звездами» на РТР и «Звезд на льду» на Первом канале, этого единого шоу в двух лицах.

Так кто же все-таки победил? Думаю, что победила Россия. И не канал, а Родина наша. «Российские танцы со звездами на льду»!

P.S. Недавно очередное соревнование каналов вовлекло нас в соревнование киноверсий «Тихого Дона». Кинофильм Бондарчука явно проиграл старому фильму Герасимова. Однако никто не отметил позитивного момента данного проигрыша. Мы все, российские зрители, наглядно увидели, что у иностранных актеров не хватает душевного диапазона для того, чтобы полноценно сыграть наших героев. И дело не в национальности или сексуальной ориентации, а в принадлежности к земле, истории и культуре. Мы глубже, шире, емче. Элина Быстрицкая ведь тоже не казачка, но она стопроцентно — наша актриса.

Повезло же нам все-таки родиться в России, господа!

Елена СКОРОХОДОВА