Мне продолжают задавать вопросы об организации путешествий. «Вы проехали весь мир на велосипеде, расскажите, как строится, как проходит день путешественника, какое снаряжение используете, как составляете маршрут. Это важно и интересно». Сегодня я попробую ответить хотя бы на некоторую часть подобных вопросов.

2021 9 koch 1

Через марлевый вход палатки пробивался рассвет. Было слышно, как туман оседает на стенки походного домика. Интересно, подумалось мне, раньше, до всех этих походов, я не чувствовал вот так явно природных тонкостей. Неожиданно вспомнились сенокосы, с их туманами, переговорами в глухой утренней тишине, металлическим свистом тонко отточенных кос, застилающим глаза потом и далекими криками просыпающихся петухов. Да, на сенокосах можно было увидеть и почувствовать утро. Мельком, правда, на работе не до того. Поход — другое дело.

Я окончательно проснулся. Тишина. Когда-то, во время самого первого похода, она буквально-таки сразила меня, я влюбился в нее. Тогда, в последнее лето перед службой в армии, мы с братом и его другом Володькой отправились в короткий поход с ночевкой и рыбалкой. Опыта у меня еще не было, но я как-то не переживал особо из-за этого.

Мы отыскали рыболовное снаряжение, уложили рюкзаки, подкачали велосипеды и отправились в путь. Долго крутили по лесной, заросшей травой и лопухами дороге, лишь затем подобрались к заветному речному берегу. Здесь, под толстенной ивой, на самой границе узкого пляжа и высокой кручи, едва сдерживая нетерпение, раскинули палатку, сбросили вещи и разбрелись по сторонам — удить в одиночестве. Клевало в тот вечер плохо — мы с братом выудили лишь по паре пескарей, а у Володьки вообще не клюнуло ни разу, хоть он и сидел на берегу дольше нас.

Нашего улова едва хватило на жидкую уху, но нас это не смутило — хлеба и сахара взяли с запасом. Мы сидели у костра, попивая чай и тихо переговариваясь. Закат держался долго — всё тлел и тлел, никак не желая отпускать еще один летний день. Вода медленно темнела вместе с небом. Отражения деревьев сменились отражением звезд, а затем уже казалось, что в воде тонут и внезапно наступившая тишина, и неслышно бегущие минуты.

Наконец ночь пересилила — теперь вместо деревьев, окружающих наш скромный лагерь, были видны лишь неясные очертания, над которыми блестели яркие, словно разноцветные камешки, звезды. Мальчишки давно спали в палатке, а я всё сидел и сидел, не смея нарушить тишину. Костер давным-давно потух. Далеко-далеко, то ли у коряги, то ли на перекате едва слышно всхлипывала вода. Большая Медведица завершала свой полукруг над головой, а я всё сидел, почти не дыша, физически ощущая стремительный бег времени. Невесть откуда взялся туман. Он бесшумно прикрыл тишину, ложась на воду, на листья, усиливая и без того терпкий запах мать-и-мачехи. Сквозь туман смутно проступили кроны сосен, стоящих на противоположном берегу реки. Звезды над ними внезапно поблекли, а небо слегка изменило свой цвет, посерело, и было ясно, что ночь уже позади.

Да, тишина... Иногда ради того, чтобы услышать подобную тишину, и отправляешься в путь. Я выбрался из палатки. До чего же густой туман — даже здесь, среди деревьев, он густой и какой-то всепроникающий.

Раньше, когда я пользовался костром в походе, дрова заготавливал накануне и вместе с растопкой, спасая от утреннего тумана, прятал под полиэтиленовой пленкой. Сейчас пользуюсь горелкой. Удобно, а удобство в походе — вещь всё же первостатейная. Вообще, когда дома сейчас отбираю вещи для похода, главным критерием является необходимость этой вещи в пути и ее практическое применение. Вот и горелка — одна из тех вещей снаряжения, которые обеспечивают комфорт и облегчают жизнь в походе. Но горелка хороша для одного, двух путешественников. Когда еду с детьми, то есть группой, костер неизбежен. Так что, полиэтиленовая пленка пока остается важным атрибутом в групповых поездках.

Я поставил на горелку небольшую литровую кастрюльку из нержавейки. Кстати, эмалированную посуду нежелательно использовать. Эмаль легко бьется, металл под ней быстро ржавеет — неприятно. А алюминиевая (или как у меня — из нержавейки) посуда — самое то.

Налил воды (запас ее везу в пластиковых бутылках), почистил пару картофелин, морковку и лук, бросил горсть еще дома промытой и тщательно просушенной крупы. Затем расстелил коврик и начал зарядку. Пока варится мой скромный завтрак, успею сделать гимнастику.

Еда в походе — очень важный момент. В самый первый свой тренировочный 140-километровый вояж я взял какую-то массу из орехов, сухофруктов и меда, считая, что вот такой «сверхкалорийный набор» будет наиболее правильным во время пути. Вместо воды взял газировку, опять же считая, что она и жажду утолит, и, коль она сладкая, чая уже не потребуется.

Наивный человек! Во-первых, газировка жажду не утоляет, а, наоборот, усиливает. Орехи хороши скорее как дополнение к пищевому рациону путешественника, не более. Мед — тоже. Этот продукт далеко не каждому человеку подойдет, да и не в любое время суток его можно есть. Тогда я это и понял, вернее, именно тогда до меня дошла простая истина о том, что еда должна быть привычной, без экзотики и каких-то там причуд.

День был очень жаркий, на очередном подъеме, километров через сто пути, у меня наступило обезвоживание (спасибо газировке), меня накрыло тепловым ударом: в течение полутора часов я отлеживался в посадке в тени. Меня мутило, тошнило непривычными в обычной пище орехами и курагой, к которым я после этого на некоторое время получил стойкое отвращение.

Кстати, месяц спустя, уже в настоящем первом походе я повторил ошибку. Правда, газировки у меня с собой не было, но вместо «кишмиша» я набрал каких-то копченых колбасок с перцем и прочей консервированной ерунды. То есть тех продуктов, которых до этого пробовал, может быть, один-два раза в жизни. Хватило ума безжалостно всё это на второй день пути выбросить и начать варить обычные для моего рациона суп и кашу. Тогда-то я понял эту простую походную истину — в пути нужно есть то, к чему привык дома. Привык к кашам и супам, значит, и здесь нужно готовить то же самое. И никакой газировки, лучше уж простая вода. Хотя сейчас я не представляю себе походной жизни без чая, причем предпочитаю травяной, слава Богу, этого добра пока хватает с избытком.

Закончил зарядку. Солнце взошло. В пути я фактически не пользуюсь часами. Скорее всего, именно так я пытаюсь отключиться от привычного мира. Понятно, что полностью отрешиться не получится, и всё же. Останавливаться на ночлег предпочитаю у водоема. Пользуюсь я в пути обычными бумажными топографическими картами, и проложить маршрут так, чтобы на пути был водоем, удается часто. Но сегодня такого водоема нет. Но я везу с собой достаточный запас воды — есть чем умыться после зарядки.

Завтракаю и начинаю укладывать вещи. Весь свой скарб перевожу в переметных сумках. Две сумки укреплены на багажнике и свисают по одну и другую стороны заднего колеса. Знаю велопутешественников, которые ставят передний багажник и перевозят на нем какие-то вещи. Пробовал, не понравилось. Управление становится затрудненным, плечевой пояс и спина устают вдвое быстрее. Теряется мобильность велосипеда. Предпочитаю меньше нагружаться. На выходе (не беря в расчет продукты и воду) вес багажа у меня не превышает девяти килограммов.

Сумки не квадратные: нижний, ближний к педали край срезан. То есть сумка имеет вид неправильного треугольника. Это обеспечивает спокойное передвижение, помогает не задевать пяткой за края сумки во время вращения педалей. Палатку, спальный мешок и коврик я тщательно пакую и креплю сверху на багажник. Увязываю крепежными резинками — получается очень быстро и надежно. Этими же резинками креплю к стойкам велосипеда нижнюю часть сумок — чем меньше они будут болтаться во время пути, тем проще ехать. Груз не должен создавать трудности во время передвижения...

Ну что, вроде бы готов в путь. Осматриваю место стоянки, убираю, если он был, мусор. Осматриваю не только траву, но и стволы деревьев — иногда во время разбивки лагеря что-то вешаю на сучок дерева, а по невнимательности это «что-то» можно случайно забыть.

Выбираюсь на дорогу. Первые несколько километров не гоню. В походе, во время передвижения, должны действовать те же правила, те же принципы, характерные для любой физической нагрузки и тренировки: постепенность, от простого к сложному. Максимально использую рельеф местности — если есть возможность катить вниз под горку без вращения педалей, то качу без вращения. В крутые подъемы вхожу пешком. Это помогает экономить силы и в конечном итоге увеличивает пройденный за день километраж. Иногда, во время серьезных путешествий, включаю плеер и прослушиваю аудиокниги. Это удовольствие — ехать себе посреди равнин и лесов, слушать интересную книгу, наслаждаться видами и физической нагрузкой. Правда, такое удовольствие позволяю себе на безлюдных дорогах.

Что касается самого маршрута... Разрабатываю его тщательно по топографическим картам. Сейчас есть возможность просмотра некоторых дорог через спутник и через панорамный обзор на гугл-картах. Дома при разработке маршрута использую все возможности. Машин сейчас много и выбор дороги — дело наипервейшее. Стараюсь выбрать что-то наиболее спокойное, предпочитаю проселочные дороги, хотя в непогоду можно попасть на проселке в неприятную ситуацию. Но риск оправдан безопасностью.

Еду я до перекуса часа четыре. Больше нельзя — слишком много энергии съедает передвижение на велосипеде. Спортсмены везут с собой «подкормку» — всякие там финики, сухофрукты и едят на ходу. Я так не люблю. Остановка в пути — часть путешествия. Причем приятная часть. Днем останавливаюсь надолго, часа на полтора. Раскладываю коврик, спальник. Отдыхаю, пишу дневник, читаю карты или взятую из дома книгу. Кстати, я и здесь больше люблю бумажный вариант: переворачивать странички книги — удовольствие. До обеда стараюсь за первые часы пути проехать 50—60 километров. Конечно, если позволяют рельеф и ветер. Встречный ветер — самое сложное препятствие. Но даже при встречном ветре стараюсь свои четыре дообеденных часа отработать полностью.

После обеда всё повторяется вновь: упаковываю вещи, осматриваю место стоянки — и в путь. Вновь качу не менее четырех часов, добавляя до полдника еще полсотни километров. Опять останавливаюсь и готовлю что-то поесть. Но сейчас, вечером, отдыхаю меньше. Перед полдником выполняю несколько упражнений на растяжку. Вот что позволяет очень быстро восстанавливать силы! Затем перекусываю. Чаще всего в этот час пью чай из термоса, съедаю что-то типа бутербродов: вечернее время дорого, можно успеть до заката проехать еще несколько десятков километров.

Еда и растяжка восстанавливают силы быстро: это невероятное состояние какой-то необычайной бодрости на фоне усталости от пройденных километров удивительно и труднообъяснимо. Но всё именно так ощущается. Иногда только ради того, чтобы вновь испытать подобное чувство, я отправляюсь в путь. Это чувство помогает понять возможности и способности организма человека (то есть свои собственные физические способности), помогает перенести это чувство, пусть и ненадолго, в обычную жизнь после возвращения из путешествия.

Вечером еду до самого заката. В наших краях вечерняя заря долгая, успеваешь всё — и палатку раскинуть, и ужин приготовить. Хотя для ужина солнечный свет уже не так необходим — хватает света от горелки. И вновь потихоньку окутывает тишина, словно встает рядом. Звуки леса, или степи, или далекого селения чуть нарушают эту тишину. Здорово... В последнее время я чаще катаюсь не один — с женой. Наше общение — вот так, когда кажется, что сама природа открыта перед нами, дорогого стоит.

Владимир КОЧЕТКОВ,
учитель географии и физкультуры, тренер по оздоровительной и лечебной физкультуре,
пос. Сурское, Ульяновская обл.