Печать
Просмотров: 315

Едва меня призвали в армию, как сразу же начались разного рода проверки физического состояния и физической подготовки. Нас, призывников, уже в первый же день после прибытия в часть «пропустили» через медкомиссию, а затем вывели на стадион, где мы часа три подряд бегали, метали гранаты, преодолевали полосу препятствий, подтягивались и прочее. И всё это под запись, под секундомер и, конечно, на счет. После такой проверки нас развели по взводам, имеющим специфическую направленность: кого-то во взвод охраны, кого-то во взвод водителей или обеспечения.

Каждый из вновь прибывших прошел беседу в политотделе. На эту беседу пригласили и начфиза — офицера, отвечающего за физическую подготовку и спорт в части. Причем он присутствовал только при разговоре со мной: полосу препятствий я пробежал с рекордным для части временем, и начальство хотело подробнее ознакомиться с моим спортивным «прошлым» и дать право специалисту решать, как меня использовать в дальнейшем. А «виной» этому разговору послужил пройденный на полосе препятствий тест.

Спортивное звание, зафиксированное на бумаге, требует подтверждения. То есть имеется у человека спортивный разряд — хорошо, но для армии важнее не разрядная книжка, а реальные способности, показанные, так сказать, здесь и сейчас, в реальном же времени. В группе наших «молодых» бойцов были спортсмены-разрядники, в том числе легкоатлеты, но одно дело бежать в шиповках, другое — в военной форме. И полоса препятствий выставляет иные требования к привыкшим к ровной дорожке. В общем, во время выполнения теста они оказались позади меня.

Так обычный тест оказал существенное влияние на мою армейскую «судьбу». Уже через неделю после прохождения курса молодого бойца я выступал на каких-то корпусных соревнованиях по многоборью, по итогам которых меня включили в сборную части.

Я не просто так называю ту проверку тестом. Ведь, по сути, так оно и было на самом деле. Тест своеобразный и именно, считаю, армейский. И здесь я ставлю плюс тестовой системе проверки физической подготовки. Конечно, нужно учитывать тот факт, что в армию человек призывается в «цветущем» возрасте, и то, что перед призывом каждый проходит медкомиссию, выявляющую отклонения в здоровье молодого человека, запрещающие или разрешающие прохождение того или иного теста по физической подготовке.

С тестовой системой проверки физической подготовки я сталкивался и до этого. Понятно, что главной системой проверки всегда был комплекс ГТО. Вряд ли кто из людей старшего возраста в нашей стране не слышал об этом комплексе. Нормы были разработаны еще в 30-е годы прошлого века, довольно прочно вошли в сознание нескольких поколений.

Насколько я понимаю, значение и роль комплекса ГТО менялись за это время неоднократно, но одно можно сказать наверняка: создан он был исходя из требований к выполнению спортивных разрядов и подразумевал необходимость обязательной спортивной тренировки. То есть служил неким «плацдармом» на пути в спорт. Именно потому-то при каждом предприятии в штате обязательно находился инструктор по спорту, в обязанности которого входили: пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий, подготовка и проведение сдачи норм ГТО.

Другое дело — на этих должностях нередко оказывались люди абсолютно далекие от спорта, не имеющие ни спортивной, ни физкультурной квалификации. Но задумка, как мне кажется, была очень неплохой. По крайней мере, именно инструкторы выставляли команды от предприятий и организаций на различного рода массовые соревнования. И в школах учеников знакомили с комплексом ГТО, и это знакомство тоже было напрямую связано с отношением учителей к работе, с наличием спортивных площадок и сооружений, со спортивными ведомствами. Например, в школе (а я учился в сельской школе) сколько-нибудь серьезно к сдаче норм комплекса ГТО не относились: просто иногда на уроках говорили, что будем сдавать прыжки в длину с места или подтягиваться в актив зачета по комплексу.

Сейчас понимаю, что в сельской местности работало и работает много преподавателей физкультуры, не особо «заморачивающихся» по поводу проведения и соревнований, и сдачи на значок ГТО, так сказать, по правилам, так, как это нужно бы делать. Дистанция кросса меньше или больше заявленной? Не беда, и так сойдет. Стометровку бежим под горку? Тоже ничего особенного, не Олимпийские же игры.

Но мне, школьнику, очень хотелось убедить себя, что моя физическая подготовка соответствует хотя бы какому-то минимальному уровню среднестатистического школьника-горожанина (у которых «всё по делу»). Я покупал брошюрки о комплексе ГТО (они продавались тогда в поселковом книжном магазине) и сам, без чьей-то помощи устраивал для себя испытания на «золотой» значок. Для того чтобы выполнить некоторые из испытаний четко, нужно было специально потренироваться. Но уже тогда я усвоил для себя, что тест — это показатель, так сказать, «сиюминутного» физического состояния, поддержание которого требует постоянной тренировки.

Кстати, о ведомствах. В поселке у нас существовало СПТУ, учащиеся его относились к спортивному ведомству «Трудовые резервы». То ли денег у них было больше, чем в «Урожае», к которому относились наши сельские и школьные спортсмены, то ли подход был более серьезным, но отношение к спорту в училище было на высоте, школьникам и не снившейся. Среди учащихся и выпускников были разрядники и даже мастера спорта. И это у нас, в сельской местности. Интересно было наблюдать за сдачей нормативов в училище — и во время учебы в школе, и после армии я отмечал высокий уровень проведения подготовки и сдачи тестов у них по комплексу ГТО.

В техникуме, куда я поступил после школы, физическая подготовка и спорт были на высоте. Спорт вообще являлся некоей визитной карточкой нашего техникума. Бузулук (а именно там и располагался техникум) считался городом спортивным. В городе, кроме школ, находилось восемь учебных заведений, и спортивные баталии разыгрывались очень непростые. Вот там, скорее всего, благодаря замечательным преподавателям физкультуры, на сдачу норм ГТО обращалось активное внимание. Всё проходило четко, торжественно и не без подготовки — наши уроки физкультуры были больше похожи на мини-тренировки, чем на стандартный урок. Но именно тогда я сделал вывод о том, каким должен быть настоящий урок по физвоспитанию.

Мой преподаватель (он же тренер по легкой атлетике) считал, что главное на уроке — выявление способностей ученика и «подтягивание» его отстающих качеств. При этом (что я считаю очень и очень важным) он использовал это распознавание возможностей ученика не для того, чтобы вести того к вершинам мастерства, а чтобы показать ученику его способности. И для преподавателя не так важно было — станет ученик полноценным спортсменом или нет. Глупо? Кто знает, ведь нередко поверивший в свои силы человек сам захочет пойти дальше по спортивному пути, и вот тогда тренер подхватит его и поведет дальше.

А на уроке он поступал просто. Как известно, что-то, какие-то физические упражнения человек (особенно в юности) выполняет с удовольствием. Скажем, бежит он легко, с радостью, а в гимнастических упражнениях слаб. Преподаватель «цеплялся» именно за то, что нравилось ученику, и на этом базировал для него занятие. «Ничего, — говорил он, — будем развивать беговые качества и дальше, создадим из них основу, а гимнастические упражнения при этом составят небольшую “добавку”, так сказать, для зачета ГТО». Одно упражнение добавит, другое... От простого к сложному ученик осваивал и гимнастические элементы. Через полгода он блестяще сдавал не только бег, но и те самые гимнастические тесты. Так что, комплекс ГТО и тут срабатывал правильно. Кстати, Александр Дмитриевич Назаров (так звали того преподавателя) любил повторять слова о том, что не делает из нас, «калек», спортсменов, а пытается сделать значкистов ГТО.

Разного рода тесты я встречал впоследствии. В журналах «Огонек» и «Здоровье», в газетах и в книгах. Помню аэробику, ставшую на время популярной систему контроля за объемом нагрузки. Это не система тестирования в чистом виде, а система, включающая в себя наборы «очков здоровья», когда за определенные физические действия (бег, ходьбу и т.п.) начислялись очки. Пробежал 3 км за 20 минут, получи 5 очков. Пробежишь быстрее, то очков больше получишь. Набрал 30 очков в неделю — молодец, физическая нагрузка обеспечивает высокий уровень здоровья.

Эта система достаточно хорошо известна. В школах изначально для подготовки к сдаче норм были введены наборы упражнений так называемого домашнего задания. Эти нормы существуют и по сей день. Скажем, каждый школьник должен за неделю набрать определенное количество отжиманий, подтягиваний, прыжков со скакалкой и некоторых других упражнений.

Распределяется это количество (больше-меньше за неделю) в зависимости от возрастной группы. И оценки в выполнении домашнего задания ученик ставит себе сам. Как мне кажется, система «аэробика» — это некая попытка переноса школьной практики в распорядок дня взрослого человека, попытка заставить его числами, секундами и очками следить за уровнем и количеством физической нагрузки.

Лично мне эта система изначально показалась примитивной. Почему? Всё просто — нельзя самочувствие и нагрузку ставить при знаке равенства. Иногда самочувствие позволяет дать ударную нагрузку при полном ощущении радости и комфорта, иногда даже легкая нагрузка вызывает только угнетенное состояние. И не зря одним из элементов самоконтроля является именно самочувствие. Так что, прежде чем гнаться за очками, нужно приучиться тонко контролировать свое состояние по самочувствию.

В настоящее время Интернет просто завален видеопредложениями о различных тестах. Но до сих пор уверен, что искать замену комплексу ГТО, вернее, подменять его какой-то другой тестовой системой, дело неправильное. Да, существуют способы проверки физического состояния армейских спецподразделений или способы оценки космонавтов. Но подводить комплекс, призванный служить для одного некой точкой отсчета, а для другого — промежуточным результатом на пути к совершенству физического состояния, во что-то суперсложное и громоздкое считаю лишним.

Так почему же я начал разговор о тестировании? Дело в том, что в редакцию пришло письмо от Владимира Геннадьевича Липатова из Ивановской области. Он долго проработал детским тренером в одной из деревенек Пучежского района. Причем письмо — не просто письмо, а часть им написанной книги. В присланных главах Владимир Геннадьевич предлагает свою версию проверочных тестов, почти полностью отвергая комплекс ГТО. На первый план он предлагает вывести «паспорт физического развития» и таблицы многоборья для каждого возраста.

Если честно, ничего нового я в этой книге не обнаружил. Фактически Владимир Геннадьевич предлагает назвать по-новому комплекс ГТО и возродить соревнования подобные тем, что когда-то существовали в ЕВСК и назывались просто — многоборье ГТО. Включали в себя эти соревнования пятиборье, состоящее из бега, метаний, плавания и стрельбы. Спортсмены выступали в разных возрастных категориях, и баллы начислялись так же в зависимости от возраста. Я сам некоторое время занимался многоборьем ГТО и считаю, что это интереснейший вид спортивных соревнований, почти не имеющий аналогов в мире. И попытки заменить то, что очень хорошо работало и оправдывало себя, какой-то новой системой считаю напрасной тратой времени. Всё же тест должен выполнять свою функцию — тест не цель, а способ фиксации промежуточного результата тренировок.

Владимир КОЧЕТКОВ, учитель географии и физкультуры,
тренер по оздоровительной и лечебной физкультуре, пос. Сурское, Ульяновская обл.

От редакции. Уважаемые читатели, а что вы думаете по этому поводу? Ждем ваших откликов.