Печать
Просмотров: 618

В прошлом номере журнала я поделился своими размышлениями о подготовке в межсезонье к походу на велосипеде. Основой такой подготовки служат бег, ходьба и гимнастика. Сегодня хотел бы продолжить разговор о самом велосипедном походе, о непосредственной подготовке к походу, о том, чего следует опасаться в пути, к чему нужно быть готовым. Рассчитаны эти советы на людей, привыкших готовить необходимый походный инвентарь своими руками, желающих путешествовать, используя палатку и ночлеги на открытом воздухе. Мои наблюдения показывают, что такие люди остались, они есть и, надеюсь, не исчезнут.

Для небольшого похода подойдет любой велосипед. Главное условие — в путь нельзя отправляться на новом велосипеде. Нужно обязательно проверить на тренировках прочность колес, работу переключателей (если это многоскоростной велосипед). Переключатели скоростей — очень важный механизм современного велосипеда. Иногда покупатель ведется на рекламу и покупает очень уж некачественную модель.

Переключатель должен работать четко, без лишних усилий. Для того чтобы проверить работу переключателя, нужно чуть-чуть приподнять заднее колесо и нажать на педаль, проворачивая при этом ручку переключателя. Если скорости переключаются легко, значит, всё в порядке.

При этом ручкой переключателя нужно поработать и в одну, и в другую сторону. «Сбрасывает» скорость ручка, как правило, легко, точно так же она должна перебрасывать скорость обратно — с маленькой задней звездочки на большие. Если переключение плохое, то лучше от велосипеда отказаться.

Однажды у нас на распродаже продали больше тридцати велосипедов с подобным дефектом. Уже на следующий день меня буквально завалили владельцы вновь приобретенных велосипедов с просьбой как-то отрегулировать переключатели, суппорты и тормоза. Из-за низкого качества материала, из которого были сделаны эти детали, подгонка оказалась невозможной. Так эти велосипеды и остались в большинстве своем неиспользованными. Желающим не выбрасывать велосипеды мы сняли все переключатели и либо поставили новые, либо перестроили велосипеды под одну скорость.

Нужно как следует проверить и отрегулировать тормоза, поставить на звездочку правого шатуна (педали) защиту, чтобы случайно под цепь не затянуло штанину брюк. Это, кажется, знают все. Но, как показывает практика, некоторые любители игнорируют этот момент, надеясь, наверное, кататься только в шортах. В походе же нередко приходится передвигаться не только в спортивной одежде, но и в защитной — энцефалитках, дождевиках...

Обязательно нужно поставить крепкий, надежный багажник. Вещи нужно перевозить только на багажнике. Это правило, закон. Никаких заплечных рюкзаков! Ни в коем случае! Это нагрузка на спину, поясницу, паховую область. Это стесненное дыхание и лишняя трата сил. Утверждение, что в походе обязательно должно быть тяжело, неправильное и дилетантское. В походе должно быть комфортно. Во всем — и в скорости передвижения, и в укладке и перевозке вещей, и в организации привалов и ночлегов. Любая мелочь должна работать именно на комфорт, а не на испытание. Испытаний и так хватит с избытком.

Колеса должны быть накачаны очень хорошо. Чем сильнее они накачаны, тем выше скорость передвижения. Вернее так — легче поддерживать скорость. Насос должен быть под рукой. Причем это должен быть хороший (многократно проверенный в деле!) насос. Уверяю, эта вещь в походе требуется очень часто: дополнительный груз большой, колеса постоянно подспускают, особенно в жаркую погоду. Так что — не забыть!

Седло нужно поставить по высоте правильно. Для этого нужно сесть в седло и, вращая педали пятками, прокатиться. Нога при этом должна полностью выпрямляться в колене. Если это так, значит, седло по высоте установлено верно. Высота седла — очень важный пункт. Если установить седло ниже, будут перегружаться спина и колени, будет затруднено дыхание, будет уставать шея. Если в таком положении проехать целый день, вместо радости от путешествия можно заработать стойкое отвращение к велосипедным поездкам.

Руль тоже имеет важное значение для дальних поездок. Руль обязательно должен быть регулируемым. Он обязательно должен подниматься-опускаться хотя бы на десять сантиметров, а в месте крепления самой палки руля должна быть возможность смещения его вперед-назад.

Зачем. По мере освоения велосипеда обязательно будет меняться техника передвижения. Меняется она, как правило, в лучшую сторону (всё же тренировка есть тренировка!), и в этот момент может потребоваться смена высоты руля или перемещение его вперед-назад. Надеяться на то, что и так сойдет, не стоит, здоровье и комфорт куда важнее.

Седло очень важная часть велосипеда. Здесь никаких рекомендаций. Лишь мое собственное мнение. Я люблю мягкое седло. В походе в седле приходится сидеть, именно в седле проводить по нескольку часов подряд. Это спортсмены, передвигаясь в гонках, почти не касаются седла, опираясь на руки и ноги. Путешественнику же, везущему большой груз, приходится именно сидеть в седле. Поэтому мягкое седло, на мой взгляд, предпочтительнее жесткого в разы. Но в любом случае выбор за вами.

Перевозить груз лучше всего в перемётных сумках. Это признанная всеми велотуристами практика. Я всю жизнь перевожу груз в перемётных сумках. Долгое время шил их самостоятельно. Было время, пользовался покупными перемётными сумками, но затем опять вернулся к самодельным.

Почему. Ну вот нравится мне самому готовить снаряжение! Есть в этом какое-то завораживающее, приятное чувство. И еще есть практическая сторона. Я знаю, где сумки чаще всего протираются, эти места я более надежно укрепляю. Вшиваю дополнительные полосы крепкого, прочного материала и опять же дополнительно прошиваю. Рвутся сумки чаще всего в верхней части, там, где лямки соприкасаются с верхней частью багажника, и по внутренним углам. Опять же там, где они касаются стоек багажника. Но каждый волен сам выбрать — делать сумки самому или взять готовые.

Однажды я поставил багажник на переднее колесо и откатал таким образом целый сезон. Перераспределял груз, облегчал заднее колесо. Знаю, что очень многие велотуристы используют передний багажник. Что скажу: мне не понравилось. Да, разгружаешь заднее колесо и перераспределяешь груз, но управлять велосипедом с нагруженным передним багажником становится труднее. Больше устаешь. Скажу по секрету: в тот сезон я уже во время путешествия снял передний багажник и выбросил по дороге. Но это я, а кому-то из наших читателей, может быть, такой способ перевозки груза покажется более удобным.

Что касается экипировки, то тут всё индивидуально. Обязательны панама от солнца и шапочка в более прохладную погоду. Нужны перчатки — в жаркую погоду подойдут велоперчатки, в прохладную — обычные шерстяные или любые другие теплые перчатки. Из обуви я всегда предпочитал кроссовки или туристские ботинки. Ботинки на твердой подошве предпочтительнее. В походах очень часто приходится пройтись пешком (в гору, по песку или по труднопроходимой тропе), и ботинки будут как нельзя кстати в этом случае.

Одежда требует строго индивидуального подхода. Я люблю спортивную одежду во время самой поездки. Но едва останавливаюсь на обед или ночлег, сразу же переодеваюсь в энцефалитку. Почему. Во-первых, энцефалитка — это одежда специального покроя из хлопчатобумажной ткани, с капюшоном и резинками на рукавах и штанинах. Если заправить куртку в брюки, не страшны комары и клещи. В такой одежде удобно сидеть у костра или идти по тропе через лес (в велопутешествиях такое бывает часто).

Раньше я всегда пользовался костром, но последние лет пятнадцать моим верным другом стала горелка. Очень удобное приспособление. Сейчас без нее не могу себе представить ни одно путешествие.

И еще очень важно не забыть ремнабор — ключи необходимые и машинное масло. Масло — вещь незаменимая, постоянно требуется в походе: километры накручиваются быстро, и маслица подливать во втулки нужно через каждые двести километров пробега.

Кажется, о технической подготовке вкратце всё. Теперь о подготовке физической. Тренироваться нужно не менее трех раз в неделю по полтора-два часа. Такой режим позволяет подготовиться практически к любому путешествию. Почему? Регулярность! Если тренироваться от случая к случаю, без системы, в походе будет не очень комфортно. Придется «затыкать щели» плохой подготовки дополнительными усилиями. А это может повлечь за собой отрицательные последствия: вместо хорошего настроения и самочувствия — обычную перетренировку, повышение кровяного давления и элементарное нежелание крутить педали.

В тренировку стоит включить передвижение не только по ровной, но и по холмистой местности, стоит отработать технику подъемов и спусков.

Причем есть смысл проводить некоторые тренировки с дополнительным весом на багажнике: нужно понять, как ведет себя груженый велосипед. Есть смысл после трех недель подготовки попробовать проехать пятьдесят-шестьдесят километров, а после месяца и семьдесят-восемьдесят.

А вот со скоростью передвижения спешить не следует. Я бы поначалу не ездил быстрее двенадцати километров в час. Отрабатывал бы передвижение именно с этой скоростью. Можно легко попробовать и стопой поработать на такой скорости, и дыхание отработать. Дыхание, кстати, отрабатывается при езде на велосипеде так же, как и при беге или ходьбе — длинный (на два-три оборота педалей) выдох и такой же вдох. Равномерное дыхание и управление дыханием помогут развить необходимую выносливость.  

Еще один пункт физической тренировки — езда по бездорожью. Такое бывает в пути — не везде у нас в России есть дороги. Более того, на карту нередко наносят полевые и грунтовые дороги. Их нужно освоить на тренировках. Конечно, хорошо накатанная грунтовка мало чем уступит по качеству большинству асфальтированных дорог, но нужно специально по дорогам с подобным покрытием покататься для тренировки.

Тем более нужно покататься в дождь. Нам нередко приходилось попадать под дождь в самый неподходящий, как правило, момент. Грунтовка, безлюдное место, дождь, до ближайшего лесного массива пять километров…

«Ну что ж, — говоришь себе, — сам решил в этот путь отправиться, винить некого, вперед». Так что нужно попробовать себя в экстремальных условиях именно на велосипедной тренировке. За велосипед бояться нечего — он легко моется и промазывается после мытья маслом.

В тренировку необходимо включить и переноску велосипеда через ручьи, канавы и бревна. То есть этот навык так же отрабатывается именно на тренировках, чтобы потом, в нужную минуту, не нужно было думать о том, как взяться за раму велосипеда.

По мере приобретения выносливости и необходимых в походе навыков можно приниматься за разработку маршрута. Это очень непростой вопрос. По трассе ехать категорически нельзя. Это просто опасно: большегрузы сшибают велосипедистов очень часто. Поэтому для составления маршрута нужна подробная топографическая карта. Дороги следует выбрать малоиспользуемые, местного значения. Такие дороги есть, машин на них, как правило, немного. Конечно, сейчас, в целях безопасности, нужно надевать светоотражающий жилет. Водители разные бывают, особенно в сельской местности, и обезопасить себя хотя бы таким образом просто необходимо.

Маршрут, как правило, состоит из каких-то ключевых точек (интересных объектов), связанных между собой ниткой пути. Интернет позволяет выбрать какие-то интересные места. Скажем, недалеко от нашего района в соседней области есть аж десять (!) водопадов. Фотографии очень интересные выставлены в Интернете. Почему бы не составить маршрут таким образом, чтобы посмотреть их. Уверен, в каждой области есть что-то подобное. Одним словом — дороги зовут!

Владимир КОЧЕТКОВ,
учитель географии и физкультуры,
тренер по оздоровительной и лечебной физкультуре,
пос. Сурское, Ульяновская обл.